Родительское собрание "Поговорим о здоровье всерьёз"
материал
Знакомство родителей с содержание оздоровительной работы группы и результатами деятельности педагогического коллектива МДОУ по сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_zdorove_vseryoz.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание «Поговорим о здоровье всерьёз».
Цель и задачи родительского собрания:
Цель - знакомство родителей с содержание оздоровительной работы группы и результатами деятельности педагогического коллектива МДОУ по сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
Задачи:
1. Познакомить родителей с различными видами закаливания детей. Профилактика заболеваемости.
2. Рассказать о необходимости и пользе прогулок для детей.
3. Результаты диагностики. Анализ. Рекомендации родителям.
4. Разное.
Оборудование к собранию.
Примерно за неделю до собрания необходимо провести анкетирование родителей на тему «Здоровье вашего ребёнка».
Оформить наглядную агитацию в виде плакатов:
1. Физкультура и здоровье ребёнка.
2. Обучение ребёнка выполнению элементарных правил безопасности.
3. Фото – выставку: дети на прогулке, на зарядке, на занятиях по физической культуре, закаливающие процедуры с детьми.
Подготовить для родителей памятки:
1. Закаливание детей.
2. Оказание первой помощи при несчастных случаях.
3. Профилактика гриппа и простуды среди детей.
Ход собрания.
Для того, чтобы подвести родителей к цели родительского собрания педагог читает стихотворение В. Крестова «Тепличное растение»:
Более без конца ребёнок.
Мать в панике, в слезах: и страх, и грусть.
- Ведь я его с пелёнок
Всегда в тепле держать стремлюсь.
В квартире окна даже летом
Открыть боится – вдруг сквозняк,
С ним то, в больницу, то в аптеку,
Лекарств и перечесть нельзя.
Не мальчик, словом, а страданье.
Вот так порой мы из детей
Растим тепличное созданье,
А не бойцов богатырей.
Выступление педагога.
Как укрепить здоровье детей и избежать болезней? Эти вопросы волнуют и вас, родителей, и нас, педагогов, так как все мы хотим, чтобы наши дети не болели, год от года становились здоровее, сильнее, вырастали и выходили в большую жизнь не только знающими и образованными, но и здоровыми и закалёнными. Есть ли ключи к решению этой задачи?
Медицина давно пришла к выводу: нужна профилактика для здоровых людей. Что же это такое?
Давайте решим, что в начале нашей встречи речь пойдёт о закаливании и профилактике заболеваний среди наших детей. По результатам проведённого ранее анкетирования, мною был сделан вывод, что в основном родителей волнует профилактика гриппа и простудных заболеваний среди детей.
Заботясь о здоровье детей нельзя забывать о борьбе и профилактики гриппа и острых респираторных заболеваний путём витаминизации организма.
Профилактика простуды и гриппа среди детей.
В период межсезонья, когда на улице, казалось бы, становиться тепло, природа может сыграть с организмом человека злую шутку. Первыми под ее влияние попадают, конечно же, те, чей иммунитет более слабый. В первую очередь это касается наших детишек. Даже если эпидемия гриппа уже находится не на пике своего обострения, надо оставаться начеку. Риск заразиться вирусным заболеванием, по прежнему, остается очень велик.
Обезопасить своего ребенка от простудного или вирусного заболевания мы можем разными способами. В первую очередь организм должен быть изнутри подготовлен к атаке вируса. Весной большинство детишек страдает авитаминозом, иммунитет ослаблен, поэтому необходимо пополнить запас витаминов в организме.
Можно приобрести в аптеке комплекс витаминов и обязательно включить в рацион питания малыша больше овощей и фруктов. В самый разгар эпидемии можно давать ребенку противовирусные препараты для профилактики простудных заболеваний, в состав которых входит интерферон.
Еще один не менее действенный способ уберечь ребенка от гриппа и простуды - вакцинация. Современные импортные вакцины очень качественные и не содержат вредные компоненты. Но делать прививку лучше заранее, так как иммунитет против гриппа формируется только на 2-3 неделе после вакцинации. Перед прививкой обязательно проконсультируйтесь с врачом-педиатром, так как, у ребенка может проявится аллергическая реакция.
С внешней стороны можно защитить ребенка от гриппа также несколькими способами. Самое главное - это соблюдение правил личной гигиены. Ребенок, должен без напоминаний зайдя в дом с улицы вымыть руки с мылом. Желательно, чтобы у него с собой всегда были влажные бактерицидные салфетки, которыми он мог бы протереть руки после поездки в общественном транспорте или посещения школьного туалета.
Перед выходом на улицу полость носа смазывайте оксолиновой мазью. В состав этой мази входят компоненты, которые при контакте с вирусом блокируют его и препятствуют проникновению в клетки организма. Оксолиновая мазь препятствует распространению не только простудных вирусов, но еще и вируса герпеса.
Совсем маленьких детишек следует на время вирусной эпидемии оградить от общения со взрослыми, старайтесь не выходить в многолюдные и общественные места. Если болен кто-то из членов семьи, выделите для больного отдельную комнату-изолятор и ограничьте в нее доступ другим. Чаще проветривайте помещение.
Средства народной медицины при профилактики заболеваний.
Не стоит забывать и о народных методах профилактики простуды и гриппа. Хоть их эффективность научно и не доказана, но зато проверена временем.
1. Чай из шиповника. Сухие ягоды шиповника продаются в любой аптеке. Необходимо растолочь ягоды, залить кипятком и дать настояться 30 минут. Такой напиток можно употреблять вместо чая в течении всего дня. Шиповник очень богат витамином С, который помогает организму бороться с вирусными заболеваниями.
2. Бусы из чеснока. Всем известно, что чеснок - отличное средство для профилактики гриппа. Но не все дети любят его есть, так как для ребенка его горечь не по вкусу. Поэтому из очищенных долек чеснока можно сделать бусы. Малыш будет дышать парами чеснока и обезопасит себя от проникновения вируса в организм.
3. Можно сделать народное средство для профилактики простуды из лимона, корня имбиря и мёда. Все компоненты берутся в равных частях. Лимон и корень имбиря тщательно размалываются до образования кашицы, затем добавляется мед. Одна чайная ложка в день для молодого организма будет достаточна. Только такое лекарство можно давать детям уже достигшим трехлетнего возраста.
Закаливание детей.
Под закаливанием понимается постепенное повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды (холоду, жаре, изменению атмосферного давления). Закаливание укрепляет организм ребенка. Закаленные люди, как правило, меньше подвержены простудным заболеваниям.
Закаливание детей в дошкольном возрасте
Правила проведения водных процедур
Обтирание- оно производится мокрым полотенцем или губкой. Обтирают шею, грудь, руки и спину. После этого кожу растирают сухим полотенцем до красноты по ходу движения крови к сердцу. Для обтирания вначале используется теплая вода: для детей дошкольного возраста 25-28. Температуру воды следует постепенно понижать на 1 градус через каждые три дня. Таким образом, температуру воды доводят до 19 градусов, для детей дошкольного возраста.
Обливание - более сильная процедура. К ее осуществлению следует отнестись осторожно. Следует соблюдать рекомендации .
Обливание можно проводить только тогда, когда кожа малыша согрета. Так, многие сразу же после улицы (в холодное время года) начинают закалять ребенка, используя обливание. Но, доказано, что такие дети начинают чаще болеть. Поэтому, после прогулки запрещается проводить водные процедуры! Температура тела должна вначале адаптироваться к комнатной температуре. После этого, проследить, чтобы ребенок принял теплый душ. Вот теперь можно проходить к самой процедуре.
Обливание осуществляется с использованием кувшина или таза (на ребенка выливают воду из этой емкости). Вначале поливают воду на спину, затем на грудь, живот и в конце на ноги.
Обливание первоначально проводят при температуре воды от 30 -35 градусов. Постепенно температура воды понижается на 1 -2 градуса (через каждые 10 дней) и доводится до 15-20 градусов.
Еще одна очень полезная водная процедура – принятие душа. При ее осуществлении так же следует соблюдать постепенность и последовательность.
Душ рекомендуется применять детям с уже окрепшим здоровьем. Ребенку должно быть не менее 1, 5 года.
Эта водная процедура благотворно воздействует на нервную систему, способствует спокойному сну, повышению аппетита. Температура воды в зимний период поначалу должна быть не менее 36 градусов. Летом 33 -35 градусов. Каждую неделю температуру следует понижать на 1 градус. Конечная температура воды должна составлять для детей до 2 лет 28 градусов. Детям от 2-3 подойдет температура воды не ниже 25 градусов. Для более старших детей, температура может быть ниже.
С помощью воды можно закаливать носоглотку. Для этого следует полоскать горло прохладной водой, затем холодной. Данный вид закаливания рекомендован детям школьного возраста.
Поласкают горло ежедневно утром и вечером. Первоначальная температура воды должна составлять 28-30 градусов. Конечная температура 10-15 градусов. Температура понижается постепенно, каждые десять дней на 1 градус.
Обливание ног – еще одна разновидность водных процедур. Для этого понадобится таз. Ребенку поливают ноги водой (ноги ставят в таз). Начальная температура воды 28-30 градусов. Конечная температура должна быть не ниже 10 градусов.
После обливания, следует сухим полотенцем тщательно вытереть ноги.
Закаливание воздухом.
Воздушные ванны рекомендуется начинать проводить весной, при температуре воздуха не ниже 20 градусов. Для этого необходимо выбрать защищенное от солнечных лучей и ветра место. Первоначально длительность этой процедуры составляет 10 -15 минут, затем доходит до 1.5-2 часов. Если ребенок замерз, появились мурашки, следует прекратить процедуру немедленно.
Проветривание помещения.
Очень важно при закаливании ребенка соблюдать температурный режим в помещении. Следует как можно чаще проветривать комнаты. В холодное время года частота проветривания должна быть не меньше 5 раз в день. Лучший способ проветривания – сквозное. Так как сквозняки могут негативно сказаться на здоровье, поэтому дети во время такого проветривания должны находиться в другой комнате.
В летнее теплое время года ребенок может находиться в комнате с открытым окном. Но следует исключить сквозняки.
Не забывайте о прогулке. Ребенок должен находиться на улице не меньше 2 раз в день по 2 часа в холодное время года. Летом же время прогулки неограниченно.
Закаливание – отличный способ для укрепления здоровья детей. Но при проведении процедур по закаливанию следует соблюдать ряд принципов:
постепенность
систематичность (процедуры по закаливанию следует проводить ежедневно, только в этом случае будет виден результат)
учет индивидуальных особенностей (необходимо учитывать возраст, состояние здоровья).
Если вы будите соблюдать эти важные принципы, закаливание пойдет на пользу вашему ребенку. И помните, закаливание – это длительный процесс. Но вас это не должно огорчать, если вы делаете все правильно, ваше дитя будет расти крепким и жизнерадостным, а это самое главное! Здоровье детей - в ваших руках!
Вывод ясен: если вы хотите видеть своего ребёнка здоровым, надо постоянно, каждодневно уделять время для закаливающих процедур. В «минимум» закаливания входят обязательное использование не перегревающей одежды, воздушные и водные процедуры. Со многими видами закаливания вы познакомились: каждой семье была предоставлена возможность познакомиться в домашней обстановке с содержанием памяток. Более подробную информацию в индивидуальном порядке вы можете получить у воспитателя группы или медицинской сестры детского сада.
Неспецифическая профилактика острых респираторных вирусных заболеваний в детских дошкольных учреждениях
Учитывая, что наиболее высокая заболеваемость отмечается у вновь поступивших детей в детские учреждения, огромную боль в профилактике респираторных заболеваний играет правильная и своевременная подготовка детей к поступлению в дошкольные учреждения в условиях детской поликлиники. Перед устройством ребенка в коллектив необходимо проводить инструктаж матерей в отношении режима детского учреждения, характера питания, проведения закаливающих процедур, гимнастики, гигиенических требований к одежде и обуви. Это позволяет обеспечить более легкую адаптацию ребенка к условиям коллектива. Особое внимание должно быть уделено детям так называемых "групп риска", которые особенно подвержены заболеваниям (дети, родившиеся от больных матерей и с неблагополучным течением беременности и родов, с неблагополучным течением постнатального периода, часто болеющие, с аномалиями конституции, аллергическими реакциями и др.).
Дети из "групп риска" могут быть направлены в дошкольное учреждение только после соответствующего оздоровления. Детям с хроническими очагами воспаления необходимо провести энергичную санацию носоглотки, придаточных пазух носа, миндалин, полости рта. В отношении детей с аллергическими заболеваниями необходимо добиться возможно более полной ликвидации клинических проявлений со стороны кожи, слизист ых оболочек. Желательна консультация аллерголога и получение конкретных рекомендаций по дальнейшему режиму и лечению. В случае острого заболевания ребенок может быть принят в детское дошкольное учреждение не ранее, чем через две недели после выздоровления.
Особого внимания требует организация профилактических прививок. Если известно, что ребенок будет воспитываться в детском учреждении, то профилактические прививки необходимо планировать заранее с тем, чтобы очередную вакцинацию провести не позднее чем за 1 месяц до поступления ребенка в дошкольное учреждение. Если это сделать не удалось, то вакцинации проводится уже в дошкольном учреждении по окончании периода адаптации (через 1,5-2 месяца после поступления). В подготовке детей к поступлению в детский коллектив необходимо четкое взаимодействие медицинского персонала детского учреждения и поликлиники как для выработки единых требований к воспитанию и охране здоровья детей, так и для проведения всех необходимых мероприятий, обеспечивающих снижение риска респираторной заболеваемости в детском коллективе.
Работа с вновь поступившими детьми в детском учреждении является продолжением мероприятий, начатых до поступления детей в коллектив. Вновь поступившие в учреждение дети нуждаются в создании охранительного режима, индивидуальном подходе с учетом особенностей их развития, сложившихся привычек и др. Рекомендуется к уходу за детьми шире допускать матерей, что помогает воспитателю наладить необходимый режим в этот трудный период. Привыкание детей к режиму детского учреждения облегчается, если их пребывание сокращается на 2-3 часа, прежде всего это относится к детям в возрасте до 1,5-2 лет, у которых адаптация проходит особенно тяжело. Важное значение в профилактике острых респираторных заболеваний имеет строгое соблюдение санитарно-гигиенических норм и создание оптимальных условий для правильного развития и воспитания детей, что может быть достигнуто совместными усилиями администрации, педагогического и медицинского персонала учреждения. Организация работы детского учреждения регламентируется соответствующими положениями и инструкциями Министерства просвещения СССР и Министерства здравоохранения СССР. К ним относятся: "Программа воспитания в детском саду", "Санитарные правила устройства и содержания детских дошкольных учреждений", методические рекомендации "Организация лечебно-профилактической помощи детям в детских дошкольных учреждениях" и др.
В общем комплексе профилактических мероприятий следует выделить вопросы выполнения режима дня, правильную организацию сна и бодрствования, питания, физического воспитания, закаливания.
Воздушный режим является едва ли не важнейшим элементом профилактики респираторных заболеваний. Доказано, что передача респираторно-вирусной инфекций облегчается с повышением температуры помещений, особенно при недостаточной вентиляции. Надо вести неустанную разъяснительную работу с персоналом учреждения и родителями в этом направлении, подчеркивая, что прохладный свежий воздух в помещении препятствует передаче инфекций, а не вызывает "простуду". Передача инфекций практически прекращается во время прогулок и сна в хорошо проветриваемом прохладном помещении, поэтому максимальное пребывание на свежем воздухе - наиболее действенный путь борьбы с распространением респираторной инфекций.
Правильная организация питания детей, соблюдение установленных нормативов калорийности и содержания основных питательных веществ в рационе ребенка, обогащение его витаминами, минеральными солями, микроэлементами имеет важное значение в повышении сопротивляемости организма ребенка к инфекций.
Особое внимание должно быть уделено борьбе с перекормом детей углеводистой пищей, что играет основную роль в предупреждении паратрофии. Известно, что дети, страдающие паратрофией, более восприимчивы к респираторной вирусной инфекций, которая протекает у них в более тяжелой форме. Количество и качество пищи, получаемое в детском учреждении и дома, должно быть приведено в соответствие с потребностями ребенка. Поэтому детское учреждение должно давать четкие рекомендации родителям в отношении питания детей в домашних условиях. Серьезного отношения требуют также дети с проявлением пищевой аллергии, предрасположенные к заболеваниям вирусной инфекцией и длительному вирусоносительству. Наиболее частыми пищевыми аллергенами являются куриные яйца, куриное мясо, рыба, апельсины, шоколад, какао, мед. Однако и многие другие продукты могут выступать в роли аллергенов. Детям, имеющим аллергию к тому или иному продукту, этот продукт не должен даваться ни в каком виде, а заменяться другим. Так как обычно число детей, страдающих аллергией, невелико, то организация им соответствующего питания не представляет
больших трудностей. Физическое воспитание и закаливание детей также играет большую роль в профилактике острых респираторных заболеваний. Физическое воспитание оказывает благотворное влияние на все функции растущего организма, способствует развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем; играет большую роль в совершенствовании деятельности центральной нервной системы и развитии моторики ребенка, равномерному и своевременному развитию костно-мышечного аппарата, правильному формированию осанки. В этом и заключается огромное оздоровительное значение физического воспитания.
Система физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста включает в себя массаж и гимнастику для детей первого года жизни, физкультурные занятия для детей старше года, утреннюю гигиеническую гимнастику, подвижные игры, элементы спорта для детей дошкольного возраста. Как показывает опыт лучших детских дошкольных учреждений, правильно организованные, систематические занятия физическими упражнениями позволяют добиться значительного снижения заболеваемости детей. Особого внимания требует организация закаливания детей, являющаяся мощным средством профилактики так называемых "простудных" заболеваний.
Система закаливающих воздействий направлена на повышение выносливости ребенка, сопротивляемости его организма вредным факторам внешней среды, улучшение приспособляемости к резким изменениям температуры, влажности, движению воздуха. Закаливание, как средство совершенствования защитных реакций, основывается на тренировке - систематическом повторении воздействия закаливающих факторов, начиная с кратковременных и слабых, с постепенным нарастанием по силе и длительности. В качестве основных средств закаливания используются естественные природные факторы: воздух, вода, солнечный свет -при непременном соблюдении следующих условий:
1. Учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе метода закаливания.
2. Комплексное использование всех природных факторов.
3. Постепенность в увеличении силы воздействия используемого фактора.
4. Систематичность.
5. Спокойное, радостное настроение ребенка во время закаливающей процедуры.
Первым требованием для проведения закаливания детей в дошкольном учреждении является создание гигиенических условий жизни детей, обеспечение чистоты и постоянной смены воздуха (проветривание: одностороннее или сквозное). Температура в помещении для детей младших групп должна быть не выше +22°С, средних и старших групп +20°С. Более высокая температура приводит к перегреванию детей.
Детей следует постепенно приучать находиться в помещении при одностороннем проветривании. Сквозное проветривание проводят в отсутствии детей, допуская снижение температуры в групповой комнате до +16°С и прекращают его за 20-30 минут до возвращения детей. При указанной температуре воздуха одежда детей должна быть
двухслойная: хлопчатобумажное белье, хлопчатобумажное или полушерстяное платье, для детей младших групп - колготки, а старших - гольфы. Закаливание воздухом предусматривает проведение воздушных ванн при каждой смене белья, во время утренней гигиенической гимнастики, физкультурных и музыкальных занятий, а также организации прогулок и сна на свежем воздухе.
Дневной сон на открытом воздухе или при открытых окнах проводится круглый год. В зимнее время температура воздуха на веранде может достигать -10-15°С. При этом поверх мешка детей накрывают одеялом. Матрацы хранятся в теплом помещении и выносятся на веранду непосредственно перед сном. При невозможности организовать сон на воздухе, в комнате, где спят дети, должны быть открыты фрамуги или окна. Температура воздуха в спальне может снижаться до +15 +16°. Прогулки должны проводиться в любую погоду, при необходимости, под навесом. Зимой дети младших групп в безветренную погоду могут гулять при температуре воздуха -15-18°, старшие группы - до -22°. Летом вся жизнь детей, по возможности, должна быть перенесена на открытый воздух. Очень важно правильно одевать детей для прогулки. При температуре воздуха от +6° до -2°С детям одевают четырехслойную одежду (белье, платье, теплую кофту, рейтузы, куртку или демисезонное пальто, шерстяную шапочку, ботинки на утепленной подкладке); при снижении температуры до -3-8°С демисезонное пальто заменяют зимним, на ноги одевают утепленные сапожки; при температуре ниже -9°дополнительно одевают шерстяные носки. Наибольший оздоровительный эффект достигается при сочетании прогулки с физическими упражнениями на открытом воздухе. Использование воды в целях закаливания детей в повседневной жизни сочетается с формированием у них навыков личной гигиены. Закаливание водой начинают с предельно слабых воздействий на ограниченную часть кожных покровов (местное обтирание, обливание), а затем - общее обтирание и обливание. При этом температура воды постепенно снижается. При местных процедурах - с +30°С через 1-2 дня на 2° до 20-14°. (в зависимости от возраста и сезона года); при общих процедурах - с 35-34°С через 3-4 дня на 2° до 22-18°С. Общие водные процедуры (обливание, обтирание, купание) проводятся не раньше, чем через 30-40 минут после еды. После предварительного закаливания воздухом и водой целесообразно применение комбинированных воздействий – воздушная ванна с последующим обтиранием.
Для поддержания закаливающего эффекта следует широко использовать в летнее время игры с водой, игры в плескательных бассейнах. Купание в открытом водоеме разрешается детям старше 3-х лет (не более одного раза в день) при температуре воздуха не менее +25°С. Хорошо закаленным детям можно позволять купаться и в более прохладной воде, сокращая время купания. Продолжительность купания - от 3 до 5 - 8 минут. Хорошим средством закаливания является систематическое полоскание рта и горла водой комнатной температуры. Приучать детей полоскать рот можно с 2-3 лет. С 4- 5 лет можно приучать полоскать горло утром после сна и вечером перед сном (детям с измененными миндалинами следует на стакан воды добавлять одни грамм поваренной соли и 0,5 грамма питьевой соды). В период повышенной заболеваемости, карантинов и после перенесенных заболеваний вся система закаливания сохраняется, но сила воздействующего фактора должна снижаться. В этот период должен быть усилен контроль врача и обеспечен строгий индивидуальный подход к каждому ребенку. Закаливание солнцем осуществляется в процессе прогулки, особенно в весенне-летнее время при обычной разнообразной деятельности детей. Начинают прогулку со свето-воздушных ванн в тени деревьев. Для проведения солнечной ванны игру детей перемещают под прямые лучи солнца на 5-6 минут и вновь уводят их в тень. По мере появления загара солнечные ванны становятся более продолжительным, но не более 10 минут одномоментно (40-50минут суммарно). Для целей профилактики респираторных заболеваний с успехом применяют ультрафиолетовое излучение (УФ) различных искусственных источников, некоторые из которых воспроизводят спектр близкий солнечному в диапазоне 280-400 нм. Облучение способствует повышению активности физиологических механизмов защиты организма - стимулирует иммунологическую реактивность, процессы термоадаптации, регулирует минеральный обмен и др. Коротковолновая область УФ спектра (короче 280 нм) обладает отчетливым бактерицидным действием. Общие профилактические УФ облучения детей проводят в весенне-зимние сезоны года, в периоды наибольшей вероятности вспышки респираторных заболеваний. Особенно важное значение имеет УФ облучение в северных районах страны, где дефицит ественного излучения вызывает проявления "светового голодания" (снижение иммунологической реактивности и др.). Для облучения детей применяют схемы малых постепенно нарастающих доз: от 1/8-1/4 до 2-х биодоз на переднюю и заднюю поверхности тела ребенка, курс облучения до 15 процедур (облучение проводится в светозащитных очках). Индивидуальные облучения проводятся преимущественно детям раннего возраста, а также часто болеющим острыми респираторными заболеваниями (расстояние от лампы 100 см.). В детских коллективах более целесообразно проведение групповых УФ облучений, применяя облучатели маячного типа. Облучаемые дети располагаются, стоя по кругу на расстоянии 1,0-1,5-2,5 м (в зависимости от мощности источников облучения). Одновременно могут облучаться от 5 до 25 детей. Наиболее удобное время для проведения УФ облучений - через 1-1 1/2 часа после завтрака или непосредственно после дневного сна. Противопоказаниями к УФ облучению детей являются: вираж туберкулиновых проб, обострение аллергических реакций (респираторных, кожных), наклонность к кровотечениям, заболевания почек, пороки сердца в стадии субкомпенсации. В борьбе с распространением острых респираторных заболеваний среди детского коллектива, помимо широкой аэрации, доступа солнечного света, целесообразно проводить облучение помещений коротковолновыми УФ лучами, источниками которых являются бактерицидные лампы различной мощности (30-60 Вт). Обеззараживание воздуха УФ облучением можно проводить как в присутствии детей в помещении (непрямое облучение), так и в отсутствии детей (прямое облучение) с использованием настенных, потолочных или передвижных бактерицидных облучательных установок. При непрямом облучении бактерицидный УФ поток от экранированных облучателей (с 2-3 лампами) направляется в верхнюю зону помещения (потребляемая из сети мощность 0,8-1 Вт/м3). Достаточный бактерицидный эффект достигается только при продолжительном облучении, не менее 5-6 часов в сутки. При прямом облучении (открытыми лампами) потребляемая мощность увеличивается до 2-3 Вт/м3, время облучения может быть уменьшено до 1-2 часов. В отсутствии детей в помещениях для санации воздуха могут применяться также передвижные бактерицидные облучатели: маячного типа с шестью бактерицидными лампами, стационарный облучатель на штативе с двумя бактерицидными лампами. В детских учреждениях санацию воздуха УФ облучением следует осуществлять не только во время вспышек респираторных заболеваний, но и в периоды, неблагоприятные в эпидемическом отношении.
4. Противоэпидемические мероприятия
Наряду с общими противоэпидемическими мероприятиями, заключающимися в строгом соблюдении санитарного режима, в профилактике острых респираторных инфекций в дошкольных учреждениях большое значение имеет правильная организация работы фильтра. В период подъема острой респираторной вирусной заболеваемости среди населения четкая работа фильтра приобретает особенно важное значение, т.к. дети в первые часы и дни заболевания являются наиболее опасными в эпидемиологическом отношении. В детских учреждениях необходима особая настороженность в плане своевременного выявления остро заболевших детей, которые подлежат немедленному удалению из группы под наблюдение медицинской сестры. Нельзя забывать также, что источником инфицирования детей в детском учреждении могут быть воспитатели и другой персонал, больные острой респираторной инфекцией. Доступ таких лиц в группы и другие места возможного контакта с детьми должен быть закрыт. Особого внимания требует вопрос о сроках допуска переболевших детей в детское учреждение. Сроки допуска детей в коллектив после перенесенного острого респираторного заболевания должны определяться главным образом индивидуальными особенностями реконвалесцента и характером перенесенной инфекций. Большинство детей могут быть допущены в детское учреждение после исчезновения у них симптомов острого катара (насморка, конъюнктивита, фарингита) вне зависимости от срока, прошедшего от начала заболевания. Такой подход оправдан тем, что наиболее заразный период совпадает с периодом разгара катаральных явлений. Чаще всего при острых респираторных вирусных инфекциях катаральные явления держатся 5-6 дней, так что допуск в учреждение детей при отсутствии осложнений возможен на 7 день от начала заболевания. У некоторых детей после респираторной вирусной инфекций может длительно держаться субфебриллитет, умеренные катаральные явления. При отсутствии данных, указывающих на активность процесса, они могут быть допущены в дошкольные учреждения по заключению педиатра поликлиники. Дети с перенесенной внутричерепной родовой травмой, дающие фебрильные судороги, и другие, у которых вирусные инфекций сопровождаются неврологической симптоматикой, возвращаются в коллектив после консультации с невропатологом. Наибольшая длительность течения заболевания отмечается у детей с очагами хронического воспаления (назо-фарингитами, тонзиллитами). Эти дети требуют энергичной терапии и могут допускаться в группу после стихания симптомов обострения очаговой инфекций. Режим учреждения во время эпидемической вспышки должен предусматривать изоляцию групп.
О пользе и необходимости детских прогулок.
Ещё А. С. Пушкин писал о благотворном воздействии прогулок на свежем воздухе:
Друзья мои! Возьмите посох свой,
Идите в лес, бродите по долине.
И в долгу ночь глубок ваш будет сон…
Все мамы хорошо понимают, что ребенку необходимо гулять как можно больше. Однако не все точно знают значение прогулки для детей, чем они так полезны. Прежде всего, во время прогулок на воздухе легкие очищаются от аллергенов и пыли, благодаря этому улучшаются функции верхних дыхательных путей и слизистой носа.
Разберемся, почему для ребенка важно много гулять
* Прогулки на улице способствуют нормальной функции жизненно важных систем организма, а также мозга.
* Прогулки – это дополнительный расход энергии на двигательную активность, а также сохранение температуры тела, что улучшает работу всех систем организма, и прежде всего иммунную и сердечнососудистую.
* Когда ребенок контактирует с различными факторами окружающей среды, такими как мороз, жара, ветер, дождь, включаются адаптационные механизмы организма.
* В коже, при получении УФ лучей, вырабатывается витамин D, при нехватке которого может развиться рахит.
* Прогулки на свежем воздухе способствуют профилактике близорукости.
Взгляд в ограниченном пространстве фокусируется на предметах, которые расположены вблизи, а на улице – на тех, что расположены вдали.
* Во время прогулок у малыша появляется много позитивных эмоций и новых впечатлений, от которых зависит как его интеллектуальное, так и социальное развитие.
Правильная организация прогулки.
Важно правильно организовать прогулку с ребенком, чтобы в процессе ее не возникло сложностей, и вы со своим крохой могли спокойно ею наслаждаться. Продумайте заранее, какие предметы в соответствии с возрастом крохи могут понадобиться: вода, запасной подгузник, салфетки и так далее.
Выходя за пределы своего дома, малыш видит много новых предметов и явлений, начинает в самой общей форме познавать социальный мир, в котором живет. Вот почему прогулка играет огромную роль не только в физическом развитии ребенка, не только удовлетворяет его потребность в движении. Она способствует и его психическому развитию.
Заранее поинтересуйтесь погодой, при необходимости возьмите с собой дождевик или сетку от насекомых.
Сколько, когда и как можно гулять?
Гулять следует практически при любой погоде. Прогулки обеспечивают взаимодействие малыша с разнообразными факторами окружающей среды, и помогают для укрепления иммунной системы. Польза прогулок для детей неоценима.
Длительность прогулки может быть не ограничена.
Прогулки на улице должны быть активными. Движение способствует стимулированию физического и интеллектуального развития ребенка, а также функционированию его сердечно-сосудистой и иммунной систем.
Родителей порой удивляет, с каким напряженным вниманием ребенок наблюдает за действиями, незнакомых ему людей - маляра, дворника, шофера. Но как иначе мог бы он обогащаться новыми впечатлениями?
Такие наблюдения следует поощрять, привлекая его внимание ко всему интересному. А интересны, для ребенка самые прозаические, обыденные ситуации: стайка воробьев клюет зернышки; бойкий голубь купается в лужице; кошка, щуря от яркого света зеленые глаза, греется на солнышке; люди сажают деревья, асфальтируют дорогу - все ново и занимательно!
Приучайте ребенка замечать происходящие вокруг изменения, наблюдать за явлениями природы. Светит ли сегодня солнышко, идет дождь или дует ветер, холодно или тепло? Обратите на это его внимание, как только вы вышли на улицу - в момент смены обстановки ориентировочные реакции особенно обострены.
Ребенок способен тонко подметить сезонные изменения в природе, рост растений, появление новых цветов на клумбе. Можно через определенные интервалы времени приходить с ним в парк, сад, на огород и смотреть, что здесь изменилось, причем не только рассказывать ему, но и стараться, чтобы говорил он.
Обращаясь с вопросом к ребенку, взрослый побуждает его к мыслительной деятельности, учит «смотреть и видеть», «слушать и слышать».
Лучше, конечно, выбирать для прогулок зеленые массивы, но иногда можно гулять по улице. Малыша увлекает динамичность окружающего: проезжают грузовые и легковые машины; к остановке подъехал автобус; машина поливает мостовую - асфальт стал блестящим.
Детей, и особенно мальчиков, всегда привлекает техника. Если недалеко от вашего дома есть стройплощадка, можно, встав подальше от стройки, в безопасном, но удобном для обозрения месте, посмотреть, как идет работа. Обратите внимание ребенка на то, как подъемным краном, машиной, самосвалом управляет человек.
Такие прогулки обогатят игру ребенка, которая к концу третьего года становится ролевой. Это значит, что ребенок не просто пытается воспроизвести виденную ситуацию, а сам становится «крановщиком», «шофером», «рабочим», изображает конкретных людей, иногда даже называет себя их именами.
И не только явления общественной жизни находят отражение в играх ребенка, а и мир живой природы. Приглядываясь к животным, он использует свои наблюдения для создания образов; изображает скачущего зайчика, летающего воробья, игривого котенка, неуклюжего мишутку. Все это тоже обогащает круг понятий и представлений, способствует всестороннему развитию.
Как определить, что ребёнок замёрз.
Если ваш малыш ни на что не жалуется, то можно спокойно гулять. Но когда ребенок все же замерз:
Организуйте активные игры, чтобы он больше двигался и бегал.
* Когда малыш немного согреется, его надо одеть потеплее.
А вот при перегреве у малыша появляется чувство жажды, и он станет просить пить. Хорошо при этом малыша раздеть. Давайте ему пить больше жидкости, например, компот, сок, морс, минеральную воду.
Вывод: Ежедневные прогулки для детей дошкольного возраста могут и должны быть эффективным методом закаливания, так как потребность растущего организма в кислороде более чем в 2 раза превышает таковую у взрослых. Под влиянием воздушных ванн не только повышает тонус нервной, дыхательной и пищеварительной системы, но и возрастает количество эритроцитов и гемоглобина в крови. Хорошо сочетать прогулки со спортивными подвижными играми. Дети должны гулять не мене двух раз в день по 1-2 часа, летом неограниченно.
Профилактика детского травматизма.
В профилактике детского травматизма взрослые должны постоянно учитывать особенности развития и поведения ребенка раннего возраста.
Основные меры профилактики детского травматизма: недоступность спичек, хранение препаратов бытовой химии в недоступных для детей местах, осторожность во время кормления ребенка горячей жидкой пищей, повышенное внимание и осторожность при переносе посуды с горячей жидкостью в тех местах квартиры, где внезапно могут появиться дети, запрещение детям находится во время приготовления пищи, мытья посуды, стирки белья и других работ на кухне, постоянный надзор взрослых при купании детей, защита детей от горящих газовых плит, обогревательных приборов, обеспечение «техники безопасности» в жилых помещениях (ограждения батарей отопительной системы, закрытие розеток в доступных детям местах, организация интересных и безопасных игр и занятий, отвлекающих детей от опасных шалостей, обучение детей правилам дорожного движения.
В предупреждении травм у детей существенное значение имеет уровень физического развития ребенка. Хорошо физически развитые дети, ловкие, с хорошей координацией движений редко получают травмы. Следовательно, занятия физическими упражнениями, подвижными играми, спортивными развлечениями являются не только средством укрепления здоровья ребенка, но и одной из мер профилактики травматизма.
Против детского травматизма должны выступать взрослые: медики, педагоги, социальные работники, но именно родители могут и обязаны предотвратить большинство чрезвычайных ситуаций со своими собственными детьми, поскольку являются самыми авторитетными для ребенка людьми и самыми заинтересованными в его безопасности.
Вывод: Дети стараются подражать родителям и старшим детям, поэтому родителям следует постоянно контролировать действия ребёнка, объяснять, что и где опасно, что и как можно делать, а что нельзя.
Многие дети любят играть мелкими предметами (пуговицами, кольцами, булавками, иголками и т. п.) Дети могут сосать мелкие предметы, засовывать их в нос, уши, что приводит к неприятным последствиям, после которых детей проходится подвергать медицинскому вмешательству. Поэтому родителям не следует оставлять на виду перстни, заколки, иглы и т. п.
Также не следует без внимания относиться к таблеткам, дети могут их попробовать и отравиться. Не следует оставлять без присмотра уксус, химикаты, керосин, моющие средства, они часто приводят к тяжёлым отравлениям.
Решение родительского собрания.
По материалам собрания необходимо, что бы в каждой семье господствовал дух здоровья.
Пусть основное время на прогулке дети проводят в движении (подвижные игры) .
Летом родители вместе с детьми собирали лекарственные травы, ягоды, цветы.
С целью профилактики травматизма:
-Не оставлять детей без присмотра;
-Регулярно проводить осмотры участка, группы;
-Перед выходом в детский сад, осматривать карманы ребёнка, с целью не допустить, чтобы дети брали с собой острые и мелкие предметы.
Список используемой литературы.
1. Богина Т. Здоровье – прежде всего // Дошкольное воспитание №12, 2004.
2. Маханеева М. Д. Воспитание здорового ребёнка. – М. : Аркти. 2000.
3. Метенова Н. А. Родительские собрания в детском саду. – М. : «Издательство Скрипторий 2003» 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "О здоровье всерьёз"
В материале представлен сценарий родительского собрания по формированию здорового образа жизни дошкольников и презентация к собранию....
Родительское собрание «О здоровье всерьёз».
Родительское собрание «О здоровье всерьёз».Цель и задачи родительского собрания:Цель - знакомство родителей с содержание оздоровительной работы группы и результатами деятельности педагогического...
Родительское собрание "О здоровье всерьёз"
очень интересное родительское собрание, где принимают участие не только родители, но и дети....
Конспект родительского собрания "О здоровье всерьёз"
Нетрадиционный конспект проведения родительского собрания...
Родительское собрание «О здоровье всерьёз».
Родительское собрание «О здоровье всерьёз»....
Родительское собрание "О здоровье - всерьёз"
Родительское собрание "О здоровье - всерьёз"...
Презентация к родительскому собранию "О здоровье всерьёз"
Презентация к родительскому собранию "О здоровье всерьёз"...