План-конспект родительского собрания «Воспитание этичного отношения к животным, как часть нравственного воспитания»
материал

 Животные — источник воспитания любви и толерантности, ответственности. Ухаживая за животными, дети учатся быть заботливыми и добрыми, гораздо быстрее развиваются, легче адаптируются в новом коллективе, домашний питомец поможет малышу стать более внимательным и дисциплинированным. Поэтому очень важно способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей этичного отношения к животным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx27.05 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект  родительского собрания

«Воспитание этичного отношения к животным, как часть нравственного воспитания»

Разработала заместитель заведующей

МБ ДОУ «ЦРР-детский сад №29» г. Орла

Тюрина Т.И.

Цель: Способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей этичного отношения к животным.

Задачи:

1) Актуализировать внимание родителей к проблемам домашних животных (в том числе бездомных), раскрыть роль общения с животными в воспитании и развитии детей;

2) Воспитание чувства заботы о животных, формирование духовно-нравственного осмысления домашних животных, как братьев наших меньших, а не объекта  развлечения и своей гражданской ответственности за действия по отношению к ним;

3) Донести до родителей особенное положение животных, у которых нет дома и пробудить в них чувство сострадания к ним, раскрыть пути преодоления детской агрессии к животным.

    Вступительное слово  

        Общение с животными…. Что это даёт нашим детям? Я думаю для этого достаточно отметить мнение психологов:

- дети, часто контактирующие с домашними животными, гораздо быстрее развиваются, легче адаптируются в новом коллективе и находят новых друзей;

- уровень интеллекта таких детей выше, чем у сверстников, не имеющих животных;

- домашний питомец поможет малышу стать более внимательным, отзывчивым и ответственным, научит его слушать и понимать других, быть более терпеливым и заботливым;

- общение с братьями нашими меньшими приносит нам море положительных эмоций, дарит детям радость, развивает ребёнка, учит любить окружающий мир, учит заботится о других, дисциплинирует.

     Но это далеко не окончательный перечень положительных результатов. Дети, которые с малых лет начинают помогать взрослым заботиться о животных, раньше учатся ответственности и умеют правильно рассчитывать свои силы. Им знакомо понятие долга, а значит, им легче выполнять задания и поручения, даже если делать их вовсе не хочется. Срабатывают навыки, полученные при уходе за питомцами. Помимо того, домашнее животное и ребенок могут стать лучшими друзьями, где есть преданность и понимание. Это особенно хорошо, если ребенок в семье один. Общение с домашним питомцем учит ребенка быть наблюдательным, расширяет его кругозор и знания об окружающем мире, а для некоторых детей становится источником идей для самостоятельных научных исследований. Животные — источник воспитания любви и толерантности, ответственности, ухаживая за животными, дети учатся быть заботливыми и добрыми.

      Дети, растущие в семьях, где держат домашних животных, учатся выражать свои чувства и показывать их. Наблюдая, как ласкается кошка, и как собака прыгает от радости, когда хозяин вернулся, дети понимают, как важно демонстрировать любовь близким людям. Для правильного формирования характера и чувства долга у детей очень важно развивать тактильное восприятие. Совместные игры с животными способствуют этому как нельзя лучше. Если говорить о собаках, то существует множество видов спорта с собаками, где хозяева принимают непосредственное и очень активное участие в играх и соревнованиях. Например, если ребенку скучно одному ходить в какую-нибудь спортивную секцию, то четвероногий друг всегда с восторгом составит ему компанию. Активный отдых и возня с животными улучшают координацию движений, ловкость и реакцию. Ребенку будет гораздо легче влиться в новую компанию, объединённую общими с ним интересами к кошкам, собакам или другим животным. Нельзя не сказать и о терапевтическом действии общения с животными. Домашние питомцы помогают взрослым снимать стресс, а детям — переживать свои первые разочарования. Существуют целые направления лечения и реабилитации детей, в которых главным лекарством выступают не таблетки и аппараты, а лошади и дельфины. В отношениях с животным ребенок учится быть лидером, у него значительно повышается самооценка, потому что его слушается умное животное. В силу различных обстоятельств некоторые родители не имеют возможности ухаживать за домашним животным, а у ребенка не возникает желания заботиться за питомцем. Очень часто в случае очередного протеста ребенка животного просто выкидывают на улицу. Такое поведение родителей является худшим примером, который родители могут показать своему ребенку. Прежде чем выбросить домашнего питомца на улицу, надо подумать над своим поведением. Стараться найти правильный путь решения проблемы, а это — воспитание у ребенка чувства ответственности и трудолюбия. Помните: «Мы в ответе за тех, кого приручили!». Животные помогают своим маленьким хозяевам преодолевать застенчивость, робость и проблемы с общением, они становятся чем-то вроде связующего звена между самим ребёнком и его сверстниками. Подобный «союз» необычайно благотворен для психики ребенка: животные неподкупны, они любят сильно, искренне, до конца. Такой урок научит ребёнка быть благодарным и открытым. А это — дорогого стоит!


     В раннем детстве в основе «садистских опытов» над животными может лежать обычное любопытство. Ребенку интересно, что будет, если ….. Маленькие дети часто мучают животных, сами не понимая того, что причиняют им боль, страдания. В этом случае можно просто поговорить серьезно с ребенком, обсудив с ним, что чувствует животное, что бы оно сказало, если бы умело говорить.

Часто маленький ребенок может просто повторять увиденное, например, в мультфильмах, или прочувствованное на собственном опыте. Если ребенку причинили физическую боль, он может сделать то же самое с животным. Причем чем сильнее было переживание, тем сильнее будет агрессия.

       Жестокость школьников постарше уже не является простым любопытством. Она, как правило, свидетельствует именно об агрессивности. Но и в этом случае причиной агрессии, скорее всего, бывают домашние конфликты, неудовлетворенность, проблемы с общением. Например, если ребенка наказывают физически, он, не имея возможности дать отпор, вымещает свои обиды на домашних животных.

Жестокое отношение к бездомным животным воспринимается самим ребенком как шутка, забава, игра, которые, по его мнению, могут поднять его авторитет у сверстников. Ему кажется, что в глазах окружающих он будет считаться сильным, бесстрашным. К сожалению, в подростковом возрасте школьники очень часто оказываются под влиянием компании и участвуют в издевательстве над животными для того, чтобы не показать своей «слабости». Впоследствии это может развиться и в преступную деятельность, агрессию по отношению к случайным прохожим.

      Каковы же причины детской агрессии к животным? Давайте с вами вместе заполним схему, которая располагается на доске.

Причины жестокого обращения с животными

Отсутствие должного воспитания

Пример взрослых

Жестокость родителей по отношению к своим детям

Воздействие интернет – источников

       Проведя анализ диагностики детей старшего дошкольного возраста, можно выделить 4 основные причины негативного отношения к животным:

- прагматические: опасность или вред для человека, вред другим животным;

- эстетические: некрасивый, безобразный вид;

- нравственные: злые, хитрые, безжалостные;

- объективные: врожденные эмоции страха, брезгливости, отрицательное отношение, приобретенное через соответствующие характеристики животных в сказках.

Способы решения проблем:

      Пускать на самотек такие ситуации нельзя. Жестокое обращение с животными в детстве может стать причиной более серьезных проблем в будущем. Так, очень часто, начав с животных, ребенок может постепенно обратить свою агрессию и на сверстников или младших детей. Кроме того, если жестокое поведение в детстве было не замечено, проигнорировано или, тем более, поощрено, это может стать причиной серьезных психических отклонений в будущем.

Постановка проблемы: «Что же в такой ситуации делать нам взрослым?»

( Выслушивание мнения родителей)

Обобщение высказываний родителей: Ругать и наказывать ребенка психологи не советуют. Нужно с ним разговаривать, объяснять. Рассказать, что чувствуют животные. Объяснить, что так поступают только слабые, не уверенные в себе люди. Называть самого ребенка слабым при этом ни в коем случае нельзя.

      Вот каковы рекомендации психологов по этой проблеме:

  • Наблюдайте за играми ребёнка. Если вы заметили, что в ходе игры ребёнок проявляет агрессию по отношению к игрушкам или домашним животным, насторожитесь, постарайтесь найти причины этого. Известно, что в играх дети реализуют свои мечты, фантазии, страхи.
  • Обсуждайте с ребёнком, на какого персонажа книги или мультфильма он хочет быть похож, почему тот или иной персонаж ему нравится или наоборот.
  • Если ребёнок рассказывает вам свой сон, не отмахивайтесь. Во сне дети часто видят то, что вызывает у них сильные переживания, чего им не хватает в жизни. Обращайте внимание на повторяющиеся сюжеты.
  • Приучите ребёнка рассказывать о том, что его волнует, за что он переживает. Пусть он привыкнет прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится и не нравится.
  • Ни в коем случае в порыве гнева не обзывайте ребёнка – он будет копировать ваше поведение.
  • Не пытайтесь исправить поведение вашего ребёнка постоянными нотациями. Лучше постоянно подавайте пример гуманного поведения, заостряйте внимания на таких примерах в жизни, в мульфильмах, в книгах.

       Вопрос к родителям: «Как вы думаете, а как мы еще можем помочь ребенку преодолеть свою агрессию к животным?» (рассуждения родителей).

Обобщение ответов родителей: беседовать с ним, подавать ему пример любви к животным, водить детей на экскурсию в зоопарк, в питомник по содержанию бездомных животных.

Также мы можно предложить еще несколько вариантов:

- посмотреть видеофильмы про животных вместе с детьми и обсудить их;

-  оказание помощи обитателям приюта для бездомных животных;

- побеседовать на тему «Что было бы, если бы животных не было бы на свете или они вдруг исчезнут?»

- посетить ветеринарную клинику (по возможности).

Создание памятки для детей «Общение с домашними животными»

      А сейчас я предлагаю создать памятки для наших детей. На столах у вас лежат конверты. Откройте их. Там лежат листочки с предложениями вариантов. В парах обсудите, какие фразы можно использовать для памятки, а какие нет.

Создание памятки поведения с животным для детей.

Ты можешь:

  • протянуть руку с кормом;
  • погладить животное;

- замахнуться на него рукой, палкой;

- взять на руки;

- громко закричать;

- оттолкнуть ногой;

  • поиграть с животным;
  • сказать ему ласковые слова;
  • ухаживать за животным.

Уважаемые родители давайте подведем наши итоги, для этого создадим интеллект – карту с помощью представленных фраз:

  1. Жестокое отношение взрослых к своим детям - Пример взрослых - Жестокое отношение к животным;                                        
  2. Воздействие интернет – источников - Контроль за тем, то смотрит ребенок -  Отсутствие должного воспитания - Жестокое отношение к животным.

Давайте попробуем расшифровать эти 2 схемы-карты (высказывания родителей). Примерные варианты ответов родителей:

  1. Жестоким отношением взрослых к своим детям мы показываем плохой пример детям, что способствует воспитанию жестокого отношения к животным;
  2. Воздействие интернет-источников без соответствующего контроля за тем, что смотрит ребёнок, свидетельствует об отсутствии должного воспитания, что способствует жестокому отношению к животным.

А теперь попробуем расшифровать эти же схемы-карты, начиная с последних фраз (варианты мнения родителей).

 Вывод. С какого бы конца мы не начали расшифровать эти схемы-карты - смысл один и тот же:        Помните, дети всегда копируют поведение взрослых. И если вы сами относитесь к животному с любовью и уважением, то и для ребёнка он станет другом. Научите ребёнка простой и верной истине«Мы в ответе за тех, кого приручили»

Выступление юриста. Его рассказ - о жестокости повзрослевших детей, попавших на скамью подсудимых из-за того, что с малых лет в их душах не были посеяны семена доброты. Сочувствие предотвращает жестокость Практика показывает, что бережное отношение детей к животным предотвращает жестокое поведение в будущем. Статистика говорит о том, что большинство преступников в детстве отличались жестоким обращением с животными. Такого же мнения придерживаются и психологи, утверждая, что человек, проявляющий жестокость по отношению к животным, склонен к такому же поведению по отношению к людям. Эта склонность является одним из основных признаков расстройств поведения.

У людей, склонных к подобным действиям, слабо развито сочувствие и они не способны осознавать вред и страдания, которые они причиняют. Чтобы научить ребенка доброте и уважению к животным, в первую очередь необходимо научить его сочувствию.

     В наше время многие родители боятся воспитывать детей добрыми и милосердными. Им кажется, что когда дети вырастут, им будет трудно, они не смогут постоять за себя. Но нужно помнить, что добрым и милосердным легче жить, потому, что их все любят. Злость сжигает сердце, а милосердие -это милость сердца. Милость, любовь, нежность, мягкость – они всегда приведут только к хорошему.

      В заключении хочется сказать, что воспитание доброго отношения к животному возможно. И воспитание это состоит из наших случайных наших слов, взгляда, прикосновений, личного примера, примера любви к животному. Не бойтесь посеять доброту в детских душах.

      Игра на релаксацию: передаём друг другу мягкую игрушку (собачку, котика) и попробуем сказать  слова-сочувствия животному, попавшему в беду.

Интернет-источник:

  1. Дружба — это чудо: дети и животные / Л. Д. Шеховцова, И. В. Прокофьева, Р. И. Маркова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 50 (184). — С. 354-356. — URL: https://moluch.ru/archive/184/47111/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание гуманного отношения к животным у детей дошкольного возраста.

Значение ознакомления дошкольников с животным миром для развития эмпатии.Методы и формы работы по воспитанию гуманного отношения к животным.Ознакомление с животными на занятии.Ознакомление с животными...

Проект "Ознакомление дошкольников с дикими животными родного края и воспитание доброжелательного отношения к ним"

Проект в средней группе ДОУ "Ознакомление дошкольников с дикими животными родного края и воспитание доброжелательного отношения к ним".Данный проект направлен на фор­мирование экологической культуры и...

Консультация для родителей "Воспитание гуманного отношения к животным"

Самое главное - воспитать те нравственные силы ребенка, без которых он не может не делать добра, т.е. учить сопереживать. В.А. Сухомлинский               ...

Воспитание гуманного отношения к животным у детей.

Человек рождается, и он окунается жизнь: живую, цветущую, поющую и красочную. Она многолика и прекрасна: ежедневно мы слышим пение птиц, где-то лай собак, мяуканье котенка… Но почему-то мы все ...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

Статья посвящена  вопросам экологического   воспитания как составной части нравственного воспитания. Авторы данной статьи  показывают важность экологического воспитания  у дет...