развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
методическая разработка (подготовительная группа)
Важную роль в жизни дошкольника играют эмоции и являются самым главным направлением в работе воспитателя. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка. / Л. Выготский /
С новыми изобретениями ученых успешность каждого индивида зависит от коэффициента умственного развития на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процентов. Человек, не владеющий свои эмоциями, не может адекватно давать оценку норме и этике поведения других людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 6 г. Шебекино Белгородской области»
Развитие эмоционального интеллекта
у детей дошкольного возраста
Подготовила
педагог-психолог
Голобородько Т.В.
2020
(слайд 1) Важную роль в жизни дошкольника играют эмоции и являются самым главным направлением в работе воспитателя. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка. / Л. Выготский /
С новыми изобретениями ученых успешность каждого индивида зависит от коэффициента умственного развития на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процентов. Человек, не владеющий свои эмоциями, не может адекватно давать оценку норме и этике поведения других людей. (слайд 2)
(слайд 3)
Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П.Саловеем.
Под эмоциональным интеллектом понимают: (EQ)
- умение тщательного работать над собой и над преобладанием выражения своих эмоций, умение оценить свои эмоции.
- умение понимать эмоции других и их эмоциональные знания;
- умение совладать со своими эмоциями.
Итогом развития эмоционального интеллекта является:
1. Дети с неотформатированным мышлением гораздо легче ориентируются в различных ситуациях, более стрессоустойчивы и гораздо позитивнее своих сверстников.
2. Благодаря высокому эмоциональному интеллекту дети являются лидерами, организаторами игр, способны увлекать за собою своих сверстников.
3. Эмоциональная гармония способствует позитивной активности дошкольника.
Фундаментом в правильном эмоциональном развитии дошкольника является правильное понимание, умение контролировать свои эмоции, проекция своего взгяда на окружающих.
(слайд 4) Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми.
(слайд 5)Можно выделить такие основные эмоции как:
- радость;
- гнев;
-удивление;
- интерес;
- отвращение;
- доверие;
- грусть;
- страх.
(слайд 6)
Значимость эмоционального интеллекта важен для каждого. И поэтому, чтобы этот необыкновенный эмоциональный интеллект отражался и выявлялся в личности, важно еще с детства привить в ребенке умение сдерживаться и чувствовать людей, которые нас окружают.
(слайд 7) Улучшению логического мышления и кругозора ребенка еще не является гарантией в его будущей успешности в жизни. (слайд 8) Для него важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:
- умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;
- способностью сознательно влиять на свои эмоции;
- умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
- способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
- умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
- способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
Процесс развития эмоций ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.
Многочисленные исследования привели к выводу, что на формирование эмоционального интеллекта влияет развитие таких личностных свойств, как эмоциональная устойчивость, положительное отношение к себе и эмпатия. Благодаря развитию этих качеств у ребенка, можно повысить уровень его эмоционального интеллекта.
(слайд 9)Модель эмоционального интеллекта предполагает последовательное и параллельное развитие четырех основных функций:
– самосознание (образ "Я", понимане своего внутреннего состояния);
– самоконтроль (умение контролировать свои желания и чувства);
– социальная чуткость (умение чувствовать других людей);
– управление отношениями (умение заниматься одним общим делом, вместе развиваться, стремиться к одной цели, достигать положительный результат).
Эти главные функции формируются на протяжении дошкольного возраста в зависимости от возрастных особенностей ребенка, применяя совокупность различных форм обучения.
(слайд 10) На протяжении своей педагогической деятельности я применяю такие методические средства, как:
- ролевые игры;
- психогимнастические игры;
- коммуникативные игры;
- игры и задания, направленные на развитие произвольности;
- игры, направленные на развитие воображения;
- релаксационные методы;
- использование эмоционально-символических методов.
(слайд 11), (слайд 12) На занятиях с детьми мы учимся справляться со своими эмоциями, понимать эмоции своих сверстников, знакомимся с такими эмоциями как радость, удивление, грусть, злость и т.д.
(слайд 13) Дети с удовольствием рисуют свои эмоции, тем самым воплощают эмоции в рисунок.
Диагностическим тестом на эмоционально- личностную сферу служит тест Тэммла – Дорки – Амена, который показывает уровень детской тревожности. По результатам исследования с детьми с низким уровнем тревожности планирую цикл занятий на развитие эмоционально – личностной сферы, формирую положительную самооценку.
(слайд 14) С детьми подготовительной группы провожу занятия на тему «В школу с радостью». Благодаря таким занятиям повышается мотивационная готовность к школе и развивается эмоциональный интеллект дошкольников.
(слайд 15) Практикую в своей работе не только занятия с детьми, но также совместные занятия детей с родителями на тему «Развиваем эмоциональный интеллект детей». На занятиях родители учатся чувствовать ребенка, его настроение. Тем самым улучшается не только эмоциональный интеллект ребенка, но и положительно формируются детско-родительские отношения.
(слайд 16), (слайд 17) В своей практике для развития эмоционального интеллекта работаю с такой инновационной технологией как песочная терапия. Разработана картотека игр с песком, где мы совместно с детьми лепим, творим и развиваемся. Благодаря использованию песочной терапии у детей развивается не только эмоционально- волевая сфера, а также познавательные, творческие, коммуникативные и сенсорные способности.
Благодаря действенным методам обучения такие как беседы, тренинги, работа с сюжетными картинками, совместная творческая групповая деятельность: рисование, работа с песком, пантомима, элементы телесной терапии - формируется эмоциональный интеллект дошкольника.
(слайд 18) Также нужно учитывать, что в развитии ребенка огромную роль играет те люди, которые находятся рядом с ним, в особенности – его семья. Уже в младшем дошкольном возрасте мы прививаем в детях основные правилами общения: «нельзя драться», «нельзя кричать», «нельзя отнимать», «нужно вежливо попросить у сверстника», «благодарить за помощь».
Чем старше становится дошкольник, тем всё больше он усваивает культуру поведения в обществе. В процессе формирования дошкольника ребенок учится дружить, мириться, обижаться, а также оказывать взаимовыручку и принимать соучастие, а иногда делают мелкие пакости. Все это отражается на становление его характера и окрашены массой разнообразных эмоций.
(слайд 19) Не надо забывать, что эмоциональное благополучие ребёнка – залог успешного развития его физического и душевного здоровья.
(слайд 20) Знаменитый физиолог Н.М.Щелованов в своей работе писал, что эмоции главным образом не только составляющая наиболее уникального психологического содержания жизни ребёнка, но и имеют огромное физиологическое значение в жизнедеятельности всего организма. Эмоции неискоренимы. Они фиксируются в подсознании. Именно подсознание управляет формой поведения. Нужно еще с детства закладывать у ребенка как побеждать жадность, страх, злость; необходимо научить ребенка таким эмоциям как удивление, грусть, радость, печаль…
И в конце своего выступления могу предложить только один рецепт: улыбайтесь на здоровье!!!(слайд 21)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/08/picture-286714-1425844110.jpg)
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
Развитие эмоционального интеллекта...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/08/picture-286714-1425844110.jpg)
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста (буклет)
Буклет (памятка) для воспитателей...
«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии»
Проблема: Наблюдения за детьми дошкольного возраста, позволяют предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность.В дошкольных учреждениях традиц...
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
Жизнь человека очень насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет его равнодушным. Человек не только познает объективную и субъективную действительность, но и относится определенным...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/24/picture-512327-1590314597.jpg)
«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»
В настоящее время проблема изучения связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния вызывает к себе все больший интерес. Развитие эмоционального интеллекта нач...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/24/picture-512327-1590314597.jpg)
Презентация "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста".
Эмоциональный интеллект (EI) – это способность понимать свои и чужие эмоци и адекватно реагировать на них. Для ребенка развитие эмоционального интеллекта (EQ) является основой успешного и счастл...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/24/picture-512327-1590314597.jpg)
Презентация "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста".
Эмоциональный интеллект (EI) – это способность понимать свои и чужие эмоци и адекватно реагировать на них. Для ребенка развитие эмоционального интеллекта (EQ) является основой успешного и счастл...