Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями.
статья (подготовительная группа)
В этой статье вы узнаете о Дошкольных учреждениях специального назначения, о принципах комплектования и образовательном процессе. А также о характерных признаках советской системы специального образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennoe_doshkolnoe_obrazovanie_detey_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami.docx | 20.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Современное дошкольное образование детей с ограниченными возможностями
1. Законодательная и нормативная база
2. Виды дошкольных учреждений
3. Образовательное учреждение "Начальная школа — детский сад "
4. Дошкольные учреждения компенсирующего вида
5. Группы кратковременного пребывания
6. Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в помощи
7. Учреждения санаторного типа
8. Дошкольные отделения при специальных школах
9. Психолого-медико-педагогическая комиссия
1. Законодательную и нормативную базу современного дошкольного образования детей с ограниченными возможностями составляют:
- Закон РФ "Об образовании";
- Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" — введение новых государственных принципов российского образования, новая типология образовательных учреждений, изменения некоторых организационно-правовых аспектов специального образования.
Дошкольные образовательные учреждения в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), утв. Постановлением Правительства РФ от 01.07.95 № 677.
Постановления Правительства РФ, инструктивные письма Министерства образования и науки РФ регулируют отдельные вопросы функционирования дошкольных учреждений системы специального образования.
2. Дети с отклонениями в развитии воспитываются в дошкольных образовательных учреждениях и в учреждениях "Начальная школа — детский сад" следующих видов:
• компенсирующего — обучение детей с теми или иными отклонениями в развитии;
- комбинированного — группы для нормально развивающихся детей и группы компенсирующего вида;
- общеразвивающего — в условиях интегрированного (совместно с нормально развивающимися детьми) обучения при обязательной коррекционной поддержке ребенка с отклонениями в развитии. Широкое распространение интегрированного обучения в детских садах общеразвивающего вида в современных условиях не представляется возможным из-за отсутствия необходимой для этого материально-технической базы, кадрового обеспечения и др.
Специалисты считают, что модели интеграции сегодня могут быть реализованы в общеразвивающих группах детских садов комбинированного вида и в центрах развития ребенка, где легче создать соответствующие условия. Кроме того, существуют:
- группы кратковременного пребывания — для дошкольников с отклонениями в развитии, которые воспитываются в домашних условиях;
- образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
- оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа — для детей, нуждающихся в длительном лечении;
- учреждения дополнительного образования — центры дополнительного образования, детские оздоровительные центры различного профиля и др.
3. Наиболее приемлемая организационная форма для обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, которые особенно тяжело переживают трудности перехода к школьному обучению, — образовательное учреждение "Начальная школа — детский сад".
Основная его цель — осуществление образовательного процесса путем обеспечения:
- преемственности между дошкольным и начальным образованием;
- оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья;
- физического и психического развития детей.
4. Большинство детей с отклонениями в развитии воспитываются в детских садах компенсирующего вида и в компенсирующих группах детских садов комбинированного вида (как отмечает Ю.В. Морозова). Обучение и воспитание в этих учреждениях осуществляется в соответствии с действующими коррекционно-развивающими программами для каждой категории детей с отклонениями в развитии.
Наполняемость групп зависит от вида нарушений и возраста. По возрасту — две возрастные группы:
- до 3 лет;
- старше 3 лет.
По видам нарушений:
- с тяжелыми нарушениями речи — до 6 и 10 чел. (т. е. для первой группы — до 6 чел., для второй — до 10 чел.);
- для часто болеющих — до 10 и 15 чел.;
- со сложными (комплексными) дефектами — до 5 чел. для обеих возрастных групп;
- с иными отклонениями в развитии — до 10 и 15 чел. (соответственно) и т. п.
5. Группы кратковременного пребывания предназначены для дошкольников с отклонениями в развитии, которые воспитываются в основном в домашних условиях.
В этих группах осуществляется:
- психолого-педагогическая помощь детям;
- консультативно-методическая поддержка родителей;
- социальная адаптация детей;
- формирование предпосылок учебной деятельности.
Занятия проводятся индивидуально или подгруппами (2—3 ребенка) в присутствии родителей в удобное для них время. Продолжительность занятий — 5 часов в неделю.
6. Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, - центры:
- диагностики и консультирования;
- психолого-медико-социального сопровождения;
- психолого-педагогической реабилитации и коррекции и др. Обслуживают разные возрастные категории — от 3 до 18 лет. В этих центрах находятся дети:
- с высокой степенью педагогической запущенности;
- с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
- подвергшиеся насилию;
- вынужденные покинуть семью;
- из семей беженцев, вынужденных переселенцев.
Основные направления деятельности данных учреждений по отношению к дошкольникам:
- диагностика уровня психофизического развития и отклонений в поведении;
- образование детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, с состоянием соматического и психического здоровья;
- организация коррекционно-развиваюшего и компенсирующего обучения;
- психокоррекционная и психопрофилактическая работа;
- проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий.
7. Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа:
- санаторные школы-интернаты;
- санаторно-лесные школы;
- санаторные детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предназначены для детей, которые нуждаются в длительном лечении.
8. Дошкольные отделения (группы) при специальных (коррекционных) школах и школах-интернатах создаются для детей с выраженными отклонениями в развитии.
Образовательные программы в этих отделениях, как отмечает Ю.В. Морозова, рассчитаны на 1—2 года, в течение которых у ребенка формируются предпосылки учебной деятельности в необходимой коррекционно-развивающей среде.
9. Постоянно действующие психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК) осуществляют комплектование дошкольных образовательных учреждений специального назначения, а также решают вопросы перевода и направления ребенка в то или иное учреждение (группу).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание специальной корекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.Предметно...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»...
ПУБЛИЧНАЯ ЛЕКЦИЯ «ОРГАНИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ»
Количество детей с тем или иным видом инвалидности продолжает расти. А это значит, что тысячи семей в стране нуждаются в поддержке. Поддерживать инклюзивное образование &nd...
Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Правильно - организованная коррекционно- развивающая среда- залог успешного получения образования...
Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ "СОШ№3", реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образования
Положение об организации инклюзивного образования...
Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья МБОУ "СОШ №3", реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образования
Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья МБОУ "СОШ №3", реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образовани...
Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на дошкольном уровне общего образования.
Инклюзия - это процесс реального включения людей с ограниченными возможностями вактивную общественную жизнь, который одинаково необходим для всех членов общества....