Консультация для родителей «Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста в процессе игры»
консультация

Галимова Любовь Григорьевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №36 «Васильки» городского округа город Октябрьский

 Республики Башкортостан

Консультация для родителей

«Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста в процессе игры»

                                                                                              Подготовила: Л.Г. Галимова

                                                                                             воспитатель I кв.категории

 Согласовано:           О.А.Коваль

                                                                                   старший воспитатель

                                                                                                  Дата проведения: 15.02.2017г.

2017 год

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности. Формирование нравственно-волевой сферы - важное условие всестороннего воспитания личности ребёнка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции. Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.

Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т. е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе.

Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Конечно, процесс становления личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе. И потому обучение этим азам и необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребенку «путеводную нить» в среде себе подобных.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребёнок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе.

Роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия.

В дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание, Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребёнка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы.

   Взяв какую-то роль (врача, артиста цирка, шофера) ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживается, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.

С одной стороны, игра - самостоятельная деятельность ребенка, с другой стороны, необходимо воздействие взрослых, чтобы игра стала его первой «школой», средством воспитания и обучения. Сделать игру средством воспитания, значит повлиять на ее содержание, научить детей способам полноценного общения.

Игра - одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника в семье. Игра ребёнка имеет свои особенности. Эмоциональная сторона игры часто определяется отношением между ребенком и взрослыми. Эти отношения вызывают у ребёнка желание подражать старшим членам семьи, их взаимоотношениям.

Чем демократичнее отношения между членами семьи, тем ярче они проявляются в общении ребёнка со взрослыми, переносятся им в игру. Общение, разнообразные жизненные ситуации создают условия для игровой деятельности ребёнка, особенно для развития сюжетно-ролевых игр с бытовой тематикой, происходит нравственное воспитание ребёнка.

Картотека игр:

«Дерево дружбы»

Цель: Учить оценивать свои поступки, поступки других.

Ход игры: На обратной стороне листа написаны понятия «забота», «доброта», «честность» и др. Воспитатель говорит, что из-за неприятности листочки с дерева дружбы осыпались и предлагает это исправить.

Дети, собирая опавшие листочки и объясняя заданные понятия, прикрепляют его к дереву. (Эту игру можно использовать, если необходимо проанализировать какой-то поступок или ситуацию, подобрав соответствующие листочки)

«Лабиринт»                                                                                                      Цель: развивать чувство ответственности за другого человека, закреплять прочность формируемого качества.                                                                             Ход игры: в комнате, где разложены предметы-препятствия, дети, распределившись по парам, должны пройти лабиринт. У одного из них завязаны глаза, а другой объясняет, как ему двигаться. Потом они меняются ролями.

«Посмотри и расскажи»

Цель: развивать умение оценивать свои действия, воспитывать доверительные отношения между детьми.

Ход игры: дети по очереди выполняют действия с игрушками, а другие наблюдают и оценивают.

Театрализованная игра «Наоборот»

Цель: учить различать поведение героев, закреплять знания о особенностях характера, нормах поведения.

Ход игры: предложить разыграть хорошо знакомые сказки, изменив характеры персонажей на противоположные.

Театрализованная игра «Моя семья»

Цель: закреплять знания о морально-нравственных ценностях.

Ход: Дети самостоятельно изготавливают фигурки персонажей. Воспитанникам объясняются отношения, которые необходимо разыграть.

«Подбери слово»

Цель: расширять словарный запас детей, учить понимать смысл и значение слов.

Ход игры: ребёнок должен подобрать как можно больше слов к вопросу.Примерные вопросы:

- Когда человек испытывает страх, что он делает?

- Человек, лишенный чувства жалости, сострадания, причиняющий боль другим.

- Что доставляет людям веселье?

- Человек тихий, мягкосердечный.

- Когда человеку невесело, какой он?

- Человек, которому можно довериться?

- Человек, не испытывающий страха? и т. п.

«Будь внимательным»

Цель: учить различать эмоции другого человека, анализировать, оценивать их и объяснять причину происхождения.

Ход игры: ребёнку предложить изобразить определённые эмоции с помощью движений, изменения голоса

«Оживи предмет»

Цель: развивать коммуникативные навыки, умение выслушать другого.

Ход игры: взрослый предлагает детям представить, что чашка, швабра и т. д. -живые предметы, с которыми можно общаться. О чём бы вы их спросили? Что бы они вам ответили?

Беседы:

Беседа «Цветик-семицветик»

Цель: развитие чувства принадлежности к миру, развитие умения общаться.

Ход: каждый ребёнок по желанию открывает лепестки с вопросами.

Я похож на других, потому что…

Я отличаюсь от других, потому что…

Я мог бы всех научить, потому что…

Я хотел бы быть похожим на, потому что…

Мой любимый герой, потому что…

Когда я хочу познакомиться с кем-то, то…

Я никого не обижаю, потому что…

Беседа «Кто заботится?»

Цель: закреплять понятие «заботливый», «вежливый».

Ход: дети сидят в кругу и передают символ-солнце, отвечая на вопросы.

Что для тебя делает дворник?

Что для тебя делает шофёр? строители? врачи? садовники и лесники?

Как быть внимательным?

Зачем нужна вежливость?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста в процессе игры в семье».

Консультация для родителей: «Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста в процессе игры в семье»....

Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста в процессе игры в семье

Перечень игр по нравственному воспитанию в семье для родителей...

Консультация для родителей "Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста, через сюжетно-ролевые игры на бытовые темы."

Человека высокой культуры поведения отличает вежливость, скромность, отзывчивость, тактичность, доброжелательность. Эти качества формируются с самого раннего возраста....

Консультация для родителей. «Формирование духовных, нравственных чувств у детей дошкольного возраста через воспитание у них любви к матери». Средняя группа.

В рамках работы по самообразованию и проектной деятельности по теме: «Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством любви к маме»  была подготовлена ...

Москалева О.Н. воспитатель МБДОУ «Детский сад №23» г.о. Самара, Россия Формирование волевых качеств у детей дошкольного возраста в процессе игры с учетом типов темперамента

У людей волевые качества выражены в разной степени. Это зависит от характера и темперамента каждого человека.  Кто-то способен справиться с собой в сложной ситуации, а кто-то нет.Как известн...

Консультация для родителей "Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста в процессе игры в семье"

Консультация для родителей "Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста в процессе игры в семье"...

Консультация для родителей "Формирование социально - нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста"

quot;Формирование социально-нравственных качеств у детей дошкольного возраста"...