Семейные традиции как эффективное средство социального и эстетического воспитания детей дошкольного возраста
статья

Некрасова Наталья Евгеньевна

Проблемы семейного воспитания в настоящее время особенно актуальны, что обусловлено глобальными социально-экономическими изменениями, произошедшими за последние  тридцать лет. Значимость семьи для человека и общества, многообразие её функций, наличие проблем её развития и функционирования обусловило многообразие научных исследований, обращённых к разным аспектам этого глобального явления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семейные традиции как эффективное средство социального

и эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Проблемы семейного воспитания в настоящее время особенно актуальны, что обусловлено глобальными социально-экономическими изменениями, произошедшими за последние  тридцать лет. Значимость семьи для человека и общества, многообразие её функций, наличие проблем её развития и функционирования обусловило многообразие научных исследований, обращённых к разным аспектам этого глобального явления.

Семья является уникальным и специфическим институтом, посредником между личностью и государством, транслятором функциональных ценностей от поколения к поколению, местом восстановления  духовных сил и эмоционального равновесия человека (А.Г.Харчев, З.А.Янкова, М.С.Мацковский и др.). Семья выступает важнейшим институтом социализации подрастающих поколений и являет собой персональную среду жизни и развития детей. Воспитание ребёнка в семье органично вплетается в целостную канву проживания детьми своей индивидуальной жизни среди самых значимых и близких людей (К.Д.Ушинский, П.Ф.Лесгафт, П.Ф.Каптерев, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.).

Для всех членов семьи воспитание ребёнка – это кропотливый повседневный труд по формированию культурной, эстетической личности через передачу культурного наследия, накопленного разными поколениями.

Л.В.Трубайчук рассматривает современные семьи по следующим категориям:

- типу ведущих потребностей, удовлетворение которых определяет особенности социального поведения семьи с «интеллектуальным», т. е. высоким уровнем расходов на духовную жизнь;

- характеру проведения досуга: открытые (ориентированные на общение) и закрытые (ориентированные на внутрисемейный досуг).

Научно-технический прогресс и развитие общественных отношений привели к распаду многопоколенной семьи и образованию нуклеарной (супружеская пара с детьми). Современная семья существенно отличается от семьи прошлых эпох, когда большое количество семей однодетны или состоят из двух поколений, а дедушки, бабушки и другие родственники проживают отдельно. Как отмечает Н.А. Каратаева, процесс нуклеаризации влечёт за собой разрушение преемственных культурных связей между поколениями. В современной семье ценный педагогический опыт, содержащийся в семейных традициях, остается невостребованным. Однако, отношения родителей и детей в современном обществе существенно изменились и стали более эмоционально-психологическими. Среди многих задач, которые ставит перед собой каждый родитель, желающий вырастить своих детей содержательными, любящими, творящими свою жизнь на основе Добра, Гармонии и Красоты, стоит немаловажная задача –  привить детям чувство прекрасного, эстетического, творческого.

 Первые шаги в мир искусства, культуры и эстетики ребёнок дошкольного возраста делает в семье, поэтому столь важны личностные и ценностные ориентиры родителей. Это особенно необходимо помнить в связи с усилением деструктивных явлений в современной культуре, преодолеть которые можно, оперевшись на наиболее значимое культурное достояние современного общества, обеспечивающее дальнейшее развитие цивилизации.

Развивать художественный вкус, творческие способности ребёнка, побуждать его с живым интересом всматриваться в окружающую жизнь, чувствовать и понимать её помогут семейные традиции. «Традиция» (от лат. «tradition» – передача) – исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение правила поведения, порядки, обычаи. Семейные традиции оказывают серьезное влияние на особенности домашнего воспитания, коррекцию детско-родительских отношений, морально-психологический климат семьи, на фоне которого создаются основы для развития и становления личности ребёнка, обеспечивая её дальнейшую жизнедеятельность. В каждой семье воспроизводятся свои традиции, основу которых составляют образцы духовной, эстетической, национальной и материальной деятельностей всех членов семьи. Передаваясь из поколения в поколение, традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, не остаются застывшими, раз и навсегда данными. Их назначение в человеческом обществе остаётся неизменным – они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений, функционирующих в качестве механизмов передачи таких личностно и социально ценных качеств человека как доброта, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь близкому человеку. Передача семейных традиций обеспечивает в современном обществе социальную преемственность.

В каждой семье на основе обыденных простых привычек, обычаев, этических норм и правил поведения могут формироваться собственные семейные традиции. Исследования учёных  (Д.С.Лихачев, И.В.Бестужев-Лада, А.В.Мудрик, И.В.Суханов и др.) указывают на неравнозначность влияния традиций и обычаев на детей. Обычаи стабилизируют  те или иные звенья семейных отношений и воспроизводят их в жизнедеятельности новых поколений, но в новых меняющихся ситуациях обычаи как средство воспитания бывают недостаточно эффективны. Традиции и обычаи, являясь   «каналами» социализации ребёнка в семье, многофункциональны, специфичны и  эмоционально насыщены: в них отражаются этнические, культурные, религиозные особенности семьи, профессиональная принадлежность её членов. Разнообразие ценностей, норм, опыта конкретной семьи способствуют «рождению» семейных традиций, которые впоследствии будут ориентировать поведение ребёнка в обществе в виде конкретных действий и поступков (положительных или отрицательных).

В настоящий период в педагогической литературе рассматриваются вопросы формирования семейных традиций (Т.Е.Березина, Т.М.Баринова, Г.Н.Гришина, Е.С.Евдокимова, Н.В.Додокина, Е.А.Кудрявцева и др.). Педагоги-практики рекомендуют родителям разнообразные формы взаимодействия взрослых и детей в условиях семейного воспитания: традиции семейного рукоделия; чтение; коллекционирование семейных реликвий; воскресный семейный абонемент; создание домашнего мини-музея и семейной медиатеки; изготовление семейных поделок к праздникам; создание семейного фотоальбома и др.

Дети вырастают такими, какими их делает семья. Благотворное влияние положительных семейных традиций сильнее всего отражаются на ребёнке, что выступает гарантией его хорошего воспитания. Включение ребёнка в процесс семейных праздников и досугов  будет способствовать обогащению его внутреннего духовного и культурного мира, развитию художественно-эстетической и личностной культуры. Учитывая особое  значение семейных праздников как основы зарождения семейных традиций, необходимо заботиться о том, чтобы каждый член семьи (взрослые и дети)  испытывал чувство удовольствия и удовлетворения от них.

Многолетний педагогический опыт показывает, что организация семейных праздников зависит от желания, творческих способностей и личностной инициативы взрослых.

Семейный обед – час дружеского общения и отдыха. Поможет приучить ребёнка  культурному общению и правилам поведения за столом, накрывать, сервировать и украшать праздничный стол, правильно пользоваться столовыми приборами, запоминать названия блюд.

Барбекю как современный вид семейного отдыха и общения может стать доброй традицией, так как современные молодые родители любят отдыхать на природе с приготовлением разнообразных блюд из мяса, рыбы и других продуктов питания.

Пребывание на свежем воздухе позволит разнообразить двигательную активность ребёнка, позволит внимательнее рассмотреть объекты природы и окружающего мира, а затем запечатлеть их в продуктах детской деятельности: рисовании, лепке, аппликации.

Детский праздник. Независимо от повода, по которому его устраивают, это праздник  для родителей, детей, а также бабушек, дедушек и других родственников. Можно совместно со своим ребёнком придумать разные весёлые и необычные конкурсы, поиграть вместе с детьми. Все дети любят сладости, поэтому составление детского меню и приготовление  забавных детских блюд будет развивать у ребёнка творческое воображение и художественный вкус, научит аккуратности.

Масленница в русском народе именуется как широкая и веселая. В глубокую старину она была у славянских племён новым годом и проводами зимы. Мама или бабушка может рассказать ребёнку о празднике, о рецепте блинов (каждая хозяйка имела свой рецепт и держала его в секрете от других хозяек). Дети любят помогать на кухне – поручите им несложную работу: размешать ингредиенты для блинов, смазать их, а во время приготовления можно вспомнить с ребёнком потешки и заклички про масленицу. Совместное чаепитие с блинами и душевное общение оставит неизгладимый след в душе вашего ребёнка.

Пасха – один из самых великих праздников на Руси. Готовясь к пасхе, расскажите ребёнку о народных приметах и традициях. Особый интерес у детей вызывает украшение пасхальных яиц. Использование современных пищевых  красок, трафаретов и художественных материалов поможет развить у ребенка творчество, фантазию и «умелость» руки.

Творческие посиделки с бабушкой. В процессе общения и совместного художественного творчества (вязание, вышивка, плетение и т.д.) ребёнок знакомится с национальными традициями; осваивает общекультурные способы создания и украшения конкретных предметов быта; приобщается к ручному художественному труду.

 Экскурсия выходного дня (в музей, на выставку, в театр, в музыкальный салон). Такие экскурсии для ребёнка всегда праздник. Посещение массовых мероприятий способствует целенаправленному приобщению ребёнка к миру культуры и прекрасному, накоплению эстетических и художественных впечатлений – (ребёнок становится вдумчивым, чувствующим зрителем и соучастником).

Семейное  путешествие. Материальный достаток современных семей позволяет брать с собой в путешествия детей самого разного возраста. Незабываемые впечатления останутся у ребёнка при посещении разных стран и городов. Обращайте внимание детей на архитектурные сооружения, достопримечательности других стран и городов; научите ребёнка вглядываться и всматриваться в окружающий мир; начните собирать с ребёнком коллекцию разных предметов, ракушек,  камней, листьев и пр. Познакомьте ребёнка с особенностями других культур: одеждой, украшениями, пищей и др.

Итак, обогащение содержания семейных традиций будет способствовать полноценной организации жизнедеятельности семьи, поможет совершенствовать процесс домашнего воспитания детей дошкольного возраста, обеспечит взаимопонимание между детьми, родителями и другими членами семьи. Возрождение семейных традиций как эффективный способ хранения и передачи культурных ценностей подрастающему поколению сформирует устойчивый каркас социокультурной среды современной семьи в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Коллективное прикладное творчество детей как средство художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении ...

Пути и средства художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Формирование, реализацияние,развитие  художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста....

"Игровые технологии,как средство художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в рамках билингвального образования"

В своей практике при разучивании с детьми  татарских национальных песен, танцев, игр со словами, сталкиваюсь с тем, что   дети  из татарских семей не владеют родным татарским...

Музыка как эффективное средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Музыка как эффективное средство эстетического воспитания детей дошкольного возрастаАвтор статьи Грузнова Алёна Михайловна, музыкальный руководитель ГБОУ "Школа № 1353" Организованная об...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме «Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального воспитания в контексте ФГОС дошкольного образования".

Тема самообразования: «Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального воспитания в контексте ФГОС дошкольного образования".  Цели повышения...

ДОКЛАД ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ «МУЗЫКА – КАК СРЕДСТВО ЭТИКО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ДОКЛАД ИЗ ОПЫТА РАБОТЫНА ТЕМУ  «МУЗЫКА – КАК СРЕДСТВО ЭТИКО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...