«Педагогические условия реализации сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников с задержкой психического развития»
статья (подготовительная группа)
Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему
«Педагогические условия реализации сюжетно-ролевой игры
у старших дошкольников с задержкой психического развития»
Подготовила Горчакова Л.Г.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.
Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.
Для организации сюжетно-ролевых игр необходимо, чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда. Такая среда должна быть выстроена в соответствии с особенностями развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Успех воспитания ребёнка в игре достигается прежде всего кропотливой, повседневной работой педагога и во многом зависит от его личных качеств. Роль воспитателя в игре бывает различной: он может быть прямым участником игры, советчиком, помощником и т. д. Но во всех случаях воспитатель, внимательно относясь к замыслам и стремлениям детей, не подавляя их инициативы и самостоятельности, влияет на содержание игр, создаёт условия для их развёртывания, для развития детской изобразительности, творчества. Он помогает детям устанавливать взаимоотношения дружбы и взаимопомощи. В играх педагог изучает каждого ребёнка, его интересы, желания, индивидуальные особенности, следит за его переживаниями, с тем, чтобы найти правильные пути и средства воспитания.
Для развития игровой деятельности требуется, чтобы дети, во – первых, имели разнообразные знания об окружающей их современной жизни, о взаимоотношениях людей, во- вторых, обладали необходимыми для игры конструктивными умениями (сделать игрушку, соорудить постройку из строительного материала, и т. д.), в-третьих, чтобы у них были сформированы устойчивые игровые интересы, положительное эмоциональное отношение к окружающему. Чтобы возникла длительная сюжетно- ролевая игра, предполагающая устойчивую увлечённость детей её темой, игра, в процессе которой усложняются действия и отношения между участниками, необходимо воспитывать у них интерес к их обычным играм, помочь им получить радость, удовольствие от игры, пробудить стремление играть большим коллективом, сочетая свои интересы с интересами товарищей.
Поэтому по каждой теме игры необходимо продумывать систему взаимосвязанных между собой занятий с использованием разнообразных методов и приёмов, совокупность которых, влияя на чувства детей, вызывает у них сопереживание, требуемое для осознания жизненных фактов, поведения и взаимоотношений между людьми.
Основные особенности сюжетно-ролевой игры
Соблюдение правил - Правила регламентируют действия ребенка и воспитателя и говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Важным этапом дошкольного развития является сюжетно-ролевая игра, где подчинение правилу вытекает из самой сути игры. Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные нормы, заключенные в роли.
В сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие - Игра ребенка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему еще не доступны. Ребенок отличает игру от действительности, в речи дошкольников часто присутствуют такие слова: «как будто», «понарошку» и «по-правде». Но, несмотря на это, игровые переживания всегда искренни.
С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более осознанными и сложными. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.
В ходе сюжетно-ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника. Развитие замысла в сюжетно-ролевой игре связано с общим умственным развитием ребенка, с формированием его интересов. У детей дошкольного возраста возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; у них появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. Вследствие чего и замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время овладевают их воображением. Благодаря этому мышление и воображение детей становятся целенаправленными. Продолжительное пребывание ребенка в одной роли заставляет его глубже вникать в смысл того, что он изображает.
В сюжетно-ролевой игре развивается воображения и творчество. Плановость, согласованность действий в длительных сюжетно-ролевых играх сочетается с импровизацией. Дети намечают общий план, последовательность действий, а во время игры возникают новые идеи, новые образы. Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в содержании игры комбинируются различные впечатления жизни. Для осуществления замысла в сюжетно-ролевой игре ребенку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии со взятой на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками. Эта способность видеть в предмете несуществующие качества составляет одну из характерных особенностей детства. Чем дети старше и более развиты, тем требовательнее они относятся к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью.
Уровни развития сюжетно-ролевой игры.
Первый этап. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты — бытовые. Действия детей однообразны и часто повторяются. Роли не обозначены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Дети охотно играют со взрослым. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет-заместитель, который ранее использовался в игре.
Второй этап. Основное содержание игры - действия с предметом. Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки (или направленности действия). Объединения кратковременны. Основные сюжеты — бытовые. Одна и та же игра может многократно повторяться. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же — любимые. В игре уже могут объединяться 2—3 человека.
Третий этап. Основное содержание игры — также действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены и распределяются до начала игры. Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика; характер действий и их направленность определяются ролью. Это становится основным правилом. Игра чаше протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действиями партнеров, не связанных друг с другом, не соотнесенных с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд взрослых и яркие общественные явления.
Четвертый этап. Основное содержание игры — отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной: она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют долгое время. В игре на этом этапе четко выделяется подготовительная работа: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление (игрушек-самоделок). Требование соответствия жизненной логике распространяется не только на действия, но и на все поступки и ролевое поведение участников. В игру вовлекаются до 5—6 человек.
Длительные сюжетно - ролевые игры сплачивают детей вокруг одной цели, объединяют общими интересами, дают единую перспективу. Тем самым осуществляется одно из главных условий воспитания - непрерывность и постоянство определённой целенаправленной деятельности детей, необходимой для осознания ими своих обязанностей перед товарищами и выработки прочных, устойчивых навыков жизни в коллективе. А результатом накопления положительных изменений в развитии коллективных взаимоотношений и формировании навыков самоорганизации детей является постепенное объединение их в дружный коллектив, используемый воспитателем как средство дальнейшего закрепления положительных чувств и привычек дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития сотрудничества со сверстниками и взрослыми у старших дошкольников с задержкой психического развития
В статье представлен опыт работы по развитию сотрудничества у детей с ЗПР...
Календарно-тематическое планирование в старшей группе. Конструирование Г.А.Кузнецова. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития
Календарно-тематическое планирование в старшей группе. Конструирование Г.А.Кузнецова. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития...
Развитие лексики у старших дошкольников с задержкой психического развития с использованием дидактических игр и упражнений на основе предметно – средовой модели
Предметно – средовая модель, как средство развития лексики у старших дошкольниковс задержкой психического развития...
«Современные педагогические технологии в работе учителя – логопеда с дошкольниками с задержкой психического развития».
«Современные педагогические технологии в работе учителя – логопеда с дошкольниками с задержкой психического развития». В нашем дошкольном учреждении существует три группы компенсирующего вида: две г...
Методическая разработка по развитию связной монологической речи старших дошкольников с задержкой психического развития
Особенности формирования речевой деятельности, процесса овладения языком и навыками связных высказываний у детей с ЗПР до сих пор остаются недостаточно хорошо изученными.В практике коррекционной педаг...
Значение сюжетно-ролевой игры старших дошкольников с задержкой психического развития.
Игра- наиболее доступный вид деятельности для детей, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, эмоций....