«Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет»
консультация
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет»
Цель: Создание условий для речевого развития дошкольников, формирование педагогической культуры родителей.
Задачи:
познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста;
привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.
Форма проведения: семинар - практикум
План собрания.
Вступительная часть.
Развлекательно-игровая часть.
Заключительная часть.
Ход собрания.
Подготовительный этап.
-Подготовка материалов выставки: художественная литература для чтения детям дома, дидактические речевые игры, иллюстрации для обогащения словаря, карточки для составления рассказов.
-оформление карточек с факторами успешного речевого развития детей.
-диагностика речевого развития детей.
1. Вступительная часть. Вступительное слово воспитателя для объявления темы собрания, разъяснения целей и порядка проведения мероприятия.
Речь - не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь. Важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми. Ребенок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Могут исчезнуть, а могут и не исчезнуть. Самое лучшее – обратиться за помощью к логопеду.
Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает.
В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходят взрыв словесного творчества.
Активный словарь обогащается словами, обозначающих качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные признаки («мяч — это игрушка в него играют», начинают активнее подбирать слова противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова (существительные с собирательным значением).
Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказываний — описание и повествование. Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т. е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.
В речи детей пятого года жизни встречаются следующие нарушения:
• не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;
• у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность;
• имеются недостатки в освоении грамматических правил речи:
- согласование существительных и прилагательных в роде и числе;
- употреблении родительного падежа множественного числа.
В этом возрасте малыш очень любит рассказывать о чем-то, делиться своими наблюдениями, впечатлениями, сочинять. Как бы вы ни были заняты, надо поддержать речевую активность ребенка, уметь выслушать его, помочь правильно передать содержание прочитанной книги. Развитие разговорной речи является важным этапом в формировании у ребенка связной речи.
Вот, например, как может пересказать сказку ребенок четырех лет: «Жила-была козочка. Было у нее семеро козлят. И дом у нее был с печкой. Каждое утро уходила она в бор. Волк очень хотел съесть козляток. Но они слушали мамочку. Всегда смотрели в окно — кто там стучит. Их ни один волк никогда не съел. А козочка всех волков забодала. Вот» (В. С. Мухина «Близнецы»).
Если ваш ребенок неразговорчив, то сами вызывайте его на разговор. Спросите, что он собирается сейчас делать, как будет строить домик, какие детали для этого ему понадобятся, какую книгу прочитал ему папа, о чем там говорится.
Дети очень любят, когда взрослые читают им, причем то, что им понравилось, готовы слушать и в пятый, и в десятый раз. («Я всегда-всегда буду читать эту книгу. Я всю жизнь буду читать эту книгу, пока не умру» — В. С. Мухина «Близнецы».)
Не стоит раздражаться, досадовать на просьбу детей еще раз почитать полюбившуюся сказку. Но надо стремиться к тому, чтобы малыш не оставался только слушателем. После чтения непременно проверьте, все ли он понял, спросите его, что ему понравилось, как он оценивает поступки героев сказки или рассказа. Такие беседы помогут ребенку глубже усвоить произведение и лучше его запомнить. Одновременно с расширением словаря у ребенка совершенствуется и звуковая сторона речи. Обычно на пятом году жизни артикуляционный аппарат ребенка уже достигает достаточного совершенства для того, чтобы малыш мог правильно произносить все звуки. Однако у некоторых детей еще может наблюдаться вялость мышц языка, губ, нижней челюсти, это вызывает ошибки в произнесении отдельных звуков и общую нечеткость речи. Поэтому тренировка артикуляционного аппарата продолжает оставаться важной задачей.
Есть дети, которые порой ленятся говорить хорошо, хотя и могут произносить слова достаточно отчетливо. В таких случаях надо почаще напоминать о необходимости говорить четко: «Скажи лучше. Ты ведь умеешь говорить хорошо». Иногда полезно сделать вид, что вы не понимаете, что хочет ребенок, и предложить ему сказать так, чтобы все было понятно.
обсуждение факторов успешного речевого развития ребенка.
На столах перед родителями лежат карточки с текстом. Предлагается выбрать из перечня факторов наиболее значимые и прокомментировать свой выбор:
Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения.
Создавать условия для общения с другими детьми.
Речь взрослого – пример для подражания.
Развивать мелкую моторику для руки, это ведет к развитию речи ребенка.
Словесные игры взрослого и ребенка.
Чтение художественной литературы, разучивание стихов.
Удовлетворение любознательности ребенка, ответы на все его “почему”.
Совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев.
Игра ребенка с взрослыми и сверстниками.
проблемные ситуации.
Ситуация первая: Ребенок непрерывно задает вопросы : «Что это у тебя?», «Какая это машина?». Не дослушав ответ, ребенок убегает, а затем снова подбегает и задает вопросы.
Вопрос: При каких обстоятельствах у ребенка возникает потребность задавать вопросы?
Ответ: Ребенок хочет быть в контакте с родителем, удерживать его внимание. Познавательной активности здесь не наблюдается.
Ситуация вторая: Ребенок совсем не задает взрослому вопросов или задает их редко.
Ответ: возможно, когда ребенок обратился с вопросом к взрослому, он встретился с критикой или раздражением в свой адрес. Это задело самолюбие ребенка.
Ситуация третья: Сереже 5 лет. Он хорошо разговаривает, но не любит ни рисовать, ни лепить. Родители считают, что ребенок будет хорошо учиться в школе, т.к. он умеет рассуждать.
Вопрос: Оцените позицию родителей. Можно ли предвидеть результаты учения?
Ответ: занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, ребенок учится ставить цель, прилагает усилия к достижению своей цели.
Мы предлагаем Вам игры, которые помогут вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего Ребёнка богаче и разнообразнее.
Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, праздники, по дороге в детский сад, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня. Во время игры со словом учитывайте настроение Ребёнка, его возможности и способности. Играйте с Ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!).
В дошкольном возрасте ведущее место занимают совместные со взрослым игры: сюжетно - ролевые, подвижные, музыкальные, пластические упражнения, игры - драматизации, инсценировки, кукольный театр, элементы игры и драматизации при рассматривании картин, рисовании, лепке, аппликации. Их широкий общеразвивающий эффект рождает в детях положительные эмоции, стимулирует игровую и речевую активность. Дети испытывают особые трудности при описании предметов, картин: им тяжело осваивать последовательность описания, избегать повторов, называть все свойства предметов, замечать детали. Преодолеть эти трудности можно только совместно с родителями, поскольку эта работа должна проводиться систематически на протяжении длительного времени, а в условиях детского сада, где количество детей в группе превышает 20 человек это довольно проблематично. Таким образом, можно сказать, что фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном возрасте, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых.
Игровой тренинг
«Угадай, о чем я говорю».
Цель: формировать умение ориентироваться на основные признаки предмета, развивать словарный запас.
Ход игры: ребенку описываются признаки предмета или животного, его части, местоположение, особенности. Например: это животное. Оно маленькое, быстроногое, трусливое, длинноухое.
«Составь загадку».
Цель: учить составлять описательные рассказы о предметах, развивать связную речь.
Ход игры: ребенку предлагается описать какой-нибудь предмет, не называя его, другой игрок должен угадать.
«Назови ласково».
Цель: научить образовывать новые слова в уменьшительно-ласкательной форме.
Ход игры: ребенку предлагается назвать ласково слова: кот-котик, яблоко-яблочко, дом-домик и т. д.
«Преврати в огромное».
Цель: научить образовывать новые слова с помощью суффиксов: кот-котище, дом-домище и т. д.
«Один-много».
Цель: упражнять в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже.
Ход игры: предложить превратить слово во множественное число.
«Это стол. Если их много, мы скажем «Много столов». Ромашка-много ромашек».
«Скажи наоборот».
Цель: учить детей подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).
Ход игры: взрослый называет слово и предлагает его превратить в «слово-наоборот». Жарко-холодно, мокрый-сухой и т. д.
«Подбери словечко».
Цель: развивать мышление, словарный запас, учить подбирать признаки к предмету.
Ход игры: предложить назвать ребенку как можно больше признаков какого-либо предмета. Яблоко (какое) румяное, круглое, спелое, вкусное, большое, круглое.
Заключительная часть.
1.Рефлексия: Родителям предлагается нарисовать на смайлике эмоцию, отображающую полезность информации.
2. Подведение итогов родительского собрания. Принятие решения.
Рекомендации родителям
Не забывайте, что решающее значение для разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами.
• Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку для чего эти учреждения, кто в них работает.
• Во время прогулки в парке, сквере, на пруду привлекайте внимание малыша к красоте окружающей природы, растений и животных, насекомых.
• Не уходите от ответов на вопросы ребенка. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально, выделить характерные особенности, свойства, научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления. Этим вы пополните словарь малыша.
Советуем завести дома детскую библиотеку, где можно вместе с ребенком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей. Необходимо знакомить малыша с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки. Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребенок расскажет знакомую сказку сестренке, бабушке, своей любимой игрушке
Это первые шаги в овладении монологической речью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в речевом развитии ребенка 4 – 5 лет
Овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей его речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь. Своевременное и полноценное овладение речью является...
Родительское собрание "Роль семьи в речевом развитии ребенка"
Родительское собрание, главной целью которого явлюется повышение активности родителей, как участников воспитательного процесса, заинтересовать родителей данной проблемой....
Роль семьи в речевом развитии ребенка
Наверное, каждую семью, где растет малыш, беспокоит вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте в целом и речевое развитие в частности...
Консультация для родителей "Роль семьи в речевом развитии ребенка"
Консультация для родителей "Роль семьи в речевом развитии ребенка"...
"Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет"
Консультация для родителей....
Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет
выступление на родительском собрании...