«Наши бабушки и дедушки, опыт поколений».
консультация
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему
«Наши бабушки и дедушки, опыт поколений».
Цель:
-формирование уважительного отношения детей к родителям, бабушкам, дедушкам и родителей к своим родителям.
-расширение контакта между педагогами и семьями воспитанников; воспитание уважения к людям старшего поколения.
Задачи:
- выразить признательность старшему поколению; содействовать в установлении контактов между молодыми родителями и представителями старшего поколения по вопросам воспитания внуков.
- формирование семейных традиций, помочь родителям сформировать у
детей представление о том, что такое семья (семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек и дедушек, братьев и сестер, в семье все любят друг друга и помогают);
-заинтересовать родителей и детей изучением истории происхождения своей
семьи, своей фамилии;
-способствовать становлению личности детей с помощью изучения родословной и жизни своих предков;
Форма проведения: круглый стол.
1. Организационный момент.
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что в таком круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады видеть вас за нашим круглым столом.
Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания.
Самое главное и ценное в жизни - это семья! Семья - это замечательные мама и папа, добрые бабушка и дедушка, веселые и дружные братья и сестры.
На доске прикрепляется слово СЕМЬЯ.
Семья - это слово родное!
Сколько в нем света добра и тепла!
Как мы гордимся своими родными,
за все их заслуги, за все их дела!
2. Ценность семейного воспитания.
Вот так мы начали разговор о вашей семье. В каждой семье принято помогать друг другу. Отец – добытчик, кормилец. Мать – хозяйка, воспитатель детей. Дети – радость и помощь дома. А старики - его мудрость. А где можно увидеть сразу всех членов семьи? Конечно, в семейном альбоме. ( фотоколлаж «Большая семья», подготовленная детьми).
3.Обсуждение басни Л. Толстого «Старый дед и внучек».
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорив: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
ПАУЗА ( вопрос : как вы думаете, что было дальше? )
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
-С данной басней дети знакомятся на уроке чтения в 3 классе. Как Вы считаете, нужно ли такое произведение для чтения вашим детям? Почему?
- О чём заставила задуматься Вас эта басня?
Обсуждение
4. Связь поколений. Генеалогическое древо.
Вокруг каждого из нас много людей, родственников, с которыми мы связаны в истории человечества одной кровью. И каждый из нас - продолжатель своего рода. И тот род силен, кто предков своих помнит, уважает и бережет. Таким образом, СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ - это ценность семейного воспитания .
- Семья – как маленькая Вселенная; создать хорошую семью нередко бывает труднее, чем написать книгу, сделать открытие. Человек рождается, растёт, взрослеет, стареет и в свой срок уходит из жизни. И никому ещё не удавалось разорвать этот круг. Человек уходит, а дети его остаются, и если он, даже не совершал никаких открытий, а просто достойно прожил свою жизнь, он заслужил того, чтобы о нём помнили его дети, внуки, правнуки.
Педагог прикрепляет на доску табличку со словом Генеалогическое древо семьи.
- Память. Без неё человек не может жить. Память есть у растений, камня, сохранившего отпечатки доисторических животных. Память – то, что связывает нас со своими корнями. Существует такое понятие, как родословная семьи. Знать свою родословную очень важно, потому что она – связь между прошлым, настоящим и будущим.
- Что нам поможет вспомнить о прошлом, присмотреться к настоящему?
5. Дискуссия
Воспитатель. Дедушки и бабушки — надежное убежище от не всегда справедливого родительского гнева. Дети верят в преданность своих бабушек и дедушек и потому мало боятся их, не всегда слушаются. Но когда вы сердитесь, они готовы на все, лишь бы вы простили их и улыбнулись. Мы задали нашим ребятам такие вопросы.
— Когда бабушки и дедушки сердятся?
— Когда улыбаются?
Послушайте, как они ответили.
Включается запись с ответами детей. Бабушки и дедушки высказываются по поводу услышанного.
Воспитатель. Какое участие вы принимаете в воспитании внуков? Есть ли трудности в воспитании? (Ответы бабушек и дедушек.)
Сегодня у нас есть возможность коснуться некоторых проблем воспитания внуков. А они, конечно, есть.
6. Анализ ситуаций
Ситуации можно проиллюстрировать мини-сценками.
Ситуация 1
Часто у ребенка не одни бабушка и дедушка, и каждому хочется быть самым любимым для внука. А выражается это соперничество между родственниками так: «Кого ты больше всего любишь - бабу Лялю или бабу Веру?» - ревниво допрашивает внука то одна, то другая бабушка. Одна задаривает внука игрушками, другая - сладостями. У ребенка уже выработалась привычка заглядывать пришедшим в сумку и задавать неизменный вопрос: «А что ты мне принесла?»
Вопросы
— Выскажите свое мнение о данной ситуации, уважаемые бабушки и дедушки.
— Расскажите о своем опыте отношений с ребенком.
Ситуация 2
Как-то пришла бабушка за внуком в детский сад. В этот день погода выдалась по-летнему теплой, особенно к вечеру, и мальчику разрешили не надевать курточку, шапку. Все это он сложил в бабушкину сумку.
- На, бабушка, неси! А я пойду налегке... Хорошо-то как! - радостно воскликнул мальчик.
- А я-то думала, что ты, Антон, не только мой помощник, но и бабушкин, - сказала воспитательница. Мальчик смутился, поняв намек, и сказал:
- Давай, бабушка, я сам сумку понесу!
- Ладно уж, - говорит с иронией бабушка, поднимая сумку вверх так, чтобы внук не смог до нее дотянуться.
- Ну как же, он в детском саду и мне помогает, и малышам тоже, - продолжает воспитательница, - ведь он уже большой, сильный.
Бабушка недовольно махнула рукой:
- Какой он сейчас помощник! Вот подрастет и станет помощником. А пока он еще совсем маленький!
Мальчик растерянно смотрит то на воспитательницу, то на бабушку: как поступить? Но он так и не успевает принять нужное решение: бабушкина рука решительно подталкивает его в спину навстречу к раскрытой двери. И вдруг, словно спохватившись, мальчик стремительно выбегает в дверь. Не оглядываясь, он выкрикивает:
- А я еще совсем маленький!
Вопросы
— Есть ли ошибки в словах и поступках бабушки по отношению к ребенку?
— Всем нам хочется знать, почему одни дети избалованны, а другие нет. Где корни избалованности, откуда они идут?
Ситуация 3
В вагон вошла бабушка с внуком. Пассажиры, потеснившись, освободили место, и мальчуган тут же сел. Бабушка, поставив сумку ему на колени, встала рядом. Пассажиры переглянулись. Кто-то сказал, обращаясь к мальчику: «Мы уступили место твоей бабушке, она, наверное, устала». «Ты уже большой», - добавил кто-то. «Ничего, я постою, - сказала пожилая женщина. - Какой же он большой, это он такой рослый, а учиться только осенью пойдет».
«Конечно, большой, должен уступить место, и не только своей бабушке. В вагоне народу немного, и мальчик может постоять», - возразила женщина.
Бабушка недовольно поджимает губы, обращаясь к внуку, который намеревается встать: «Сиди, сиди, всем не науступаешься».
Вопрос
— Ваше мнение о данной ситуации.
Воспитатель. А сейчас мы с вами немного поиграем. Прошу всех принять участие в игре.
Примерные вопросы
— Что лучше: читать или рассказывать детям сказки?
— Нужно ли защищать внука (внучку) в его присутствии, если родители наказали его?
— Как часто говорить внучатам «нельзя»?
— О чем спросить ребенка, пришедшего из детского сада?
— Рассказывать ли детям о плохих поступках их родителей в детстве?
— Можно ли рассказывать страшные истории или сказки на ночь?
— Можно ли втайне от родителей разрешить внуку то, что они запретили?
Звучит музыка ромашка движется по кругу. Музыка останавливается, отвечает тот, в чьих руках оказалась ромашка.
7. Заключительная часть
Воспитатель. В завершение нашего разговора хочется выразить вам благодарность за участие в собрании, за то, что вы нашли время прийти на нашу встречу.
Пусть будут счастливыми и долгими годы вашей жизни, полной любви к внукам. Вы очень им нужны. Если человек провел свое детство без общения с самыми добрыми, ласковыми, мудрыми, горячо любящими его людьми — дедушками и бабушками, это значит, что он потерял тысячу прелестных сказок, увлекательных прогулок, радостей от исполнения желаний, мудрых наставлений
Памятка для бабушек и дедушек
«Советы по воспитанию внуков и внучек»
1. Свою любовь и преданность к детям не превращайте на деле в услужливость и рабское повиновение.
2. Не берите на себя детские заботы, которые нужны им для самовоспитания.
3. Не балуйте их множеством подарков и бесконечным доставлением удовольствия.
4. Не проявляйте по отношению к ним мелочной опеки.
5. Рассказывайте им чаще о себе, о своем детстве, о своей работе.
6. Раскройте им свою душу, доверяйте им свои сомнения, горести, переживания.
7. Секретничайте с ними, рассказывайте и читайте им сказки, гуляйте вместе с ними.
8. Показывайте им примеры доверия, отзывчивости, трудолюбия.
9. Давайте им трудиться рядом и вместе с вами.
10. Говорите с ними, как со взрослыми.
11. Не напоминайте им о том, что они еще маленькие. Старайтесь вовлекать их в дела, в которых они почувствуют себя взрослыми.
12. Будьте, пожалуйста, вежливы, последовательны в общении с внуками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собрание "Наши бабушки и дедушки"
расширение контакта между педагогами и семьями воспитанников; воспитание уважения к людям старшего поколения...
Родительское собрание: Наши бабушки и дедушки» (средняя группа).
Родительское собрание: Наши бабушки и дедушки» (средняя группа).Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории Гетманская Татьяна Александровна.Форма проведения: КРУГЛЫЙ СТОЛ. Воспитатель...
Какие наши бабушки и дедушки?
Этот сценарий поможет вам отметить День пожилого человека....
Праздничное собрание «Милые наши бабушки и дедушки» для детей младшей группы
Все вы знаете, что 1 октября "День пожилого человека", а что 27 октября "День бабушек и дедушек" знают не все.Я с воспитанники моей группы решили провести П...
Педагогический проект «Игры и игрушки, в которые играли наши бабушки и дедушки (ненцы)».
Цель: проанализировать роль ненецких игр и игрушек в воспитании детейЗадачи: изучить материалы, содержащие о играх и игрушках ненецкого народа;- собрать и проанализировать материал по данной теме;- за...
как играли наши бабушки и дедушки
консультация для родителей...