КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ТРИЗ В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА»
консультация по развитию речи (старшая группа)

ФАДЕЕВА МАРИНА ВЛАДИМИРОВНА

Программное содержание:

• Познакомить родителей с технологией ТРИЗ;

• повысить компетентность родителей в сфере инновационных технологий;

• познакомить родителей с методикой проведения дидактических игр;

• воспитывать желание помогать своему ребенку, умение находить с ним контакт;

• порекомендовать родителям, использовать игры технологии ТРИЗ дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx197.33 КБ
Файл методы и приемы ТРИЗ21.52 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК» П. ДРУЖБА ДЯТЬКОВСКОГО РАЙОНА

 КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ТРИЗ В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА»

http://img6.dreamies.de/img/858/b/d1h58n710tv.gif

Программное содержание:

• Познакомить родителей с технологией ТРИЗ;

• повысить компетентность родителей в сфере инновационных технологий;

• познакомить родителей с методикой проведения дидактических игр;

• воспитывать желание помогать своему ребенку, умение находить с ним контакт;

• порекомендовать родителям, использовать игры технологии ТРИЗ дома.

Предварительная работа:

Папка-ширма для родителей «Что такое ТРИЗ? », картотека игр для родителей, изготовление медальонов, буклетов.

Оборудование:

Мультимедийная презентация «ТРИЗ в детском саду и дома», проектор, ручки, блокнотики на каждого родителя, медальоны, картотека игр, буклеты.

Ход собрания:

Педагог: Добрый вечер! Сегодня у нас необычная консультация, мы с вами окажемся в интересной и увлекательной стране. А что это за страна, расскажут нам наши дети. Я попрошу взяться всем за руки и закрыть глаза.

Выключается свет, презентация. Родители смотрят мультимедийную презентацию о том, что такое ТРИЗ, о методах и технологиях ТРИЗ.

Педагог: Ну, вот мы с вами и познакомились с волшебной страной, называется она как?

Родители: ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)

Педагог: Правильно! Молодцы! Наши дети знакомятся с ней в детском саду на занятиях кружка «Волшебный сундучок» и в повседневной деятельности, в режимных моментах, в дидактических играх.

Педагог: Давайте посмотрим, как же это происходит. Сейчас вы увидите презентацию работы нашего кружка «Волшебный сундучок».

Педагог: Вот так, мы знакомимся с ТРИЗом в детском саду, но чтобы работа была не напрасной, знания детей нужно закреплять и дома. Сегодня мы с вами и собрались для того, чтобы научиться, это делать. Так как мы работаем по познавательному развитию детей, игры, предложенные вам сегодня, будут направлены на развитие познавательных способностей дошкольников. Я предлагаю оправиться вам в мир детства и почувствовать себя детьми, а я буду вашим воспитателем. Готовы? Тогда начнем.

РАЗ, ДВА, ТРИ,

НАМ ВОЛШЕБНИК ПОМОГИ

В СТРАНУ ДЕТСТВО НАС ПЕРЕНЕСИ!

Ребята, сегодня мы поиграем в игру, которая называется «Маятник»

Я буду называть предмет или явление, если я наклоню руку вправо и скажу (+, то вы называете положительные свойства объекта или явления. Если влево – то отрицательные свойства.

Родители играют в игру.

Педагог: Следующая игра «Теремок». Сейчас по считалочке мы выберем ведущего. Ведущий садиться в теремок. Всем раздаются карточки с предметными картинками, например картинки растений, цветов, деревьев.

Каждый участник подходит к теремку и стучится: «Тук-тук. Кто в теремочке живет?» ведущий пропускает в теремок, только в том случае, если приходящий скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него.

Родители играют в игру.

Педагог: И, последняя игра, в которую мы с вами поиграем: «Волшебный светофор» красный цвет означает подсистему объекта, желтый – систему, зеленый – надсистему. Таким образом, рассматривается любой объект.

Педагог показывает картинку с изображением животного.

Педагог: Если я подниму кружочек красного цвета – вы мне назовете части животного.

Если я подниму круг зеленого цвета, вы мне скажите, частью чего является животное. А если я подниму круг желтого цвета, то вы мне скажите для чего оно или какую пользу приносит.

Родители играют в игру.

Педагог: Мы постаралась подобрать вам игры, в которые вы можете играть вдвоем с ребенком. ТРИЗ дает вам и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга.

Сегодня мы с вами побывали в удивительной стране, которая называется ТРИЗ, закройте, пожалуйста, все глаза и сейчас мы попросим волшебника перемещений перенести нас в детский сад.

РАЗ, ДВА, ТРИ,

НАМ ВОЛШЕБНИК ПОМОГИ

В ДЕТСКИЙ САД ПЕРЕНЕСИ!

Педагог: Вот мы с вами и в детском саду. Сегодня вы прослушали консультацию «ТРИЗ в детском саду и дома». А так как мы с вами прослушали небольшой учебный курс на нашей консультации, мы бы хотели выдать вам удостоверение, о том, что вы прослушали курс ТРИЗ в детском саду и дома в количестве 45 мин и свободно можете применять методы и технологии ТРИЗ дома с вашими детьми. А вот и наш волшебный сундучок. А в нем еще один подарок для вас – это буклеты с краткой информацией и примерами игр.

Педагог раздает, буклеты.

Педагог: А сейчас, я предлагаю оценить нашу консультацию, если вам понравилось наша консультация, то положите золотую монетку, а если нет - серебряную. Спасибо за внимание, я готова ответить на любые ваши вопросы.



Предварительный просмотр:

Детство для человека –это уникальная пора развития всех психических функций, механизмов речи, речевого мышления, памяти, социальных эмоций, механизмов контроля произвольных движений, за которые ответственны высшие структуры мозга.

Успешность развития творческого потенциала детей в детском саду во многом определяется соответствующей квалификацией педагогов. Поэтому педагогу в первую очередь необходимо изучить особенности творческого мышления и

воображения.

Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов и методов. Методы развития творческого воображения позволяют уменьшить психологическую инерцию при решении творческих задач.

 Существующая в ТРИЗ система развития творческого воображения разработана Г.Альтшуллером, и представляет собой набор приемов фантазирования и специальных методов.

 

  1. Метод маленьких человечков. Суть метода состоит в том, чтобы представить объект в виде множества (толпы) маленьких человечков. Такая

модель сохраняет достоинства эмпатии (наглядность, простота) и не имеет присущих ей недостатков (неделимость человеческого организма).

  1. Метод обоснования новых идей "Золотая рыбка". (Предложен Г.С. Альтшуллером)

Суть метода заключается в разделении ситуации на реальную и фантастическую составляющие с дальнейшим нахождением реальных  проявлений фантастической составляющей.

  1. Метод морфологического анализа.

Метод разработан известным швейцарским астрономом Ф. Цвики.

 Цель метода -систематический обзор и анализ всех мыслимых вариантов данного явления или объекта. Как и при работе с этажной схемой, выбираем объект, который хотим исследовать.

Затем составляем список всех мыслимых характеристик выбранного объекта. После этого для каждой характеристики перечисляем все мыслимые варианты. В результате получаем таблицу, на одной оси которой выписаны все параметры объекта, а на другой -все варианты и значения этих параметров. Отбираем те клетки таблицы, в которых заключены самые невероятныесочетания параметров.

  1. Круги Луллия.(автор –Раймонд Луллий).

Для работы с детьми пятого года брала сначала только два круга разного диаметра с 4 секторами

на каждом. В дальнейшем стала использовать 2

-3 круга с 5-6 секторами. С детьми старшего возраста использую 4круга с 8 секторами на каждом.

Вработе используем разный принцип заполнения колец.

  1. Метод каталога.

Детям предлагается сочинить сказку с

Помощью какой-либо книги. Ведущий задает детям вопрос, ответ на который ребенок находит, указав слово на открытой странице выбранного текста. Ответы, найденные в книге, собираются в единую сюжетную линию.

Рекомендуется научить детей составлять логически связный текст, в котором добро побеждает зло. Метод создан для снятия психологической инерции и ломки.

Данный метод эффективен в работе с небольшим

количеством детей (от двух до пяти).

Последовательность вопросов может быть следующей: О ком сочиняем сказку? Он добрый или злой герой? Какое добро (зло) он делал? С кем он дружил? Кто им мешал? Каким образом? Как добрый герой боролся со злом? Чем всё закончилось?

Предполагаемый ход действия сказки: Жил-был.... И был он какой? Умел делать что? Делал он это, потому что.... Но в это время жила-была...Онабыла....Однажды между ними случилось...Им помогла....Сделала она это, чтобы... и т.д.

  1. Ситуационные задания.

По мере взросления дети сталкиваются с большим количеством ситуаций, когда невозможно выделить одну причину события. Многие природные и социальные явления вызваны большим количеством разнообразных факторов. Во всех этих случаях причинное мышление оказывается недостаточным. Возникает необходимость в предварительной оценке ситуации и выборе среди множества вариантов и обилия фактов таких, которые имеют существенное влияние на ход событий. Выбор при этом осуществляется с опорой на ряд критериев, правил, которые позволяют сузить “зону поиска”, сделать его более сокращенным, избирательным.

  1. Метод фокальных объектов.

Является по существу модифицированным приемом вынесения (внесения).Выбираем некий объект, называем его фокальным, и на этот объект, как в фокус собирающей линзы, проецируем свойства нескольких других объектов или явлений,

подобранных произвольным образом.

При этом возникают необычные сочетания, которые развиваются дальше путем свободных ассоциаций.

Методы активизации перебора вариантов.

  1. мозговой штурм.

Решение задачи проходит в два этапа. На первом этапе (генерирование идей) запрещена всякая критика, поощряются "дикие", даже фантастические предложения. На втором этапе эксперты критически

оценивают результаты штурма, пытаясь отобрать рациональные идеи.

  1. Метод контрольных вопросов. Этот метод позволяет генерировать новые идеи и решения, сформулировать их с помощью наводящих вопросов. Применяется в форме монолога, обращенного к самому себе, либо диалога изобретателей.

Приемы фантазирования:-прием «сделать наоборот»;-прием «изменить неизменяемое» (если какое-то свойство предмета или явления кажется вам совершенно неизменным, -измените его);

-прием объединения;

-прием «вынесение»

(или прием "отделения функции от объекта").

Заключается в следующем: нужно отделить от объекта одно из его главных свойств, или наоборот приписать данному объекту свойство совершенно другого объекта; -прием ускорение (замедление): выбрать объект или процесс и ускорить его действие до такой степени, чтобы возникло новое качество;-прием универсализации (обобщения)и др.

Упражнения на развитие творческого воображения.

Упражнение «Создание нового».

“Изобрази свою память”;

“Составь загадку”;

“Придумай сказку (историю) о........”;

“Придумай новый воздушный шарик (обувь, одежду)” и др.

Игра способствует воспитанию и развитию интересной самостоятельной, творческой личности и обеспечивает проявление индивидуальных склонностей каждого ребенка.

Театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для развития творческого воображения у детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Музыкотерапия в детском саду и дома".

Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни дошкольного образовательного учреждения. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают...

Консультация для родителей "Лепка в детском саду и дома"

Для того чтобы научить ребенка лепить, взрослый прежде всего должен научиться этому сам. Он должен показать ребенку простейшую исходную форму для того или иного изображения, затем научить его находить...

Консультация для родителей. ТРИЗ- технология, игры и увлекательные занятия дома.

Занятия с детьми с использованием элементов ТРИЗ-технологии. Увлекательные игры для дошкольников и их родителей....

Консультация для родителей: "Скакалка в детском саду и дома"

Краткие инструкции по подбору и использованию гимнастической скакалки в занятиях с ребенком в детском саду и дома....

Консультация для родителей «Музыкотерапия в детском саду и дома».

   Термин «музыкотерапия» обозначает использование музыки в целях восстановления и укрепления здоровья.Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в каче...