Консультация для родителей. ТРИЗ- технология, игры и увлекательные занятия дома.
олимпиадные задания
Занятия с детьми с использованием элементов ТРИЗ-технологии. Увлекательные игры для дошкольников и их родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triz_pamyatka_dlya_roditeley.docx | 83.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика «ТРИЗ в дошкольном возрасте»
Детский возраст – период бурной деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ – это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. Радость ребёнку необходима, как кислород, она вызывает, прилив сил, даёт возможность полнее раскрыться творческим способностям.
Пусть Вас не смущает это громкое название – ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Всё грандиозное начинается с малого. А ТРИЗ – это уже, скорее, символ умных, ищущих инженеров, конструкторов, которые, наконец, поняли, что чем раньше начать развивать у детей речь, логическое мышление, фантазию, наблюдательность, внимание, тем плодотворнее будет работа.
Занятия с использованием ТРИЗ-технологии - это импровизация, игра, мистификация. Детей не надо искусственно увлекать, заводить. Стоит только верно почувствовать, чем живёт каждый из сидящих за маленьким столом, – и рождается Действие, в котором все участвуют на равных основаниях.
Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Вот почему в ТРИЗ-педагогике основное внимание уделяется именно этому направлению. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребёнка по мере развития его речи.
Именно методы ТРИЗ позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития.
- «Дидактический мяч»
Активно используется пособие "Дидактический мяч", с помощью которого детей учим находить слова - антонимы. Мама(папа) предлагает слово - существительное (прилагательное, глагол), а ребёнок говорит противоположное по значению. Пример: грусть - радость; белый - чёрный; плакать - смеяться.
- Игра «Дразнилка»
На столе разложены картинки с отгадками. Не произнося настоящих названий картинок, мама даёт им шуточные имена-дразнилки.
Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки и др.- … глаза
Каталка, возилка, скакалка, цоколка - … лошадка.
Забивалка, ударялка, стучалка - … молоток.
Разгадав загадку, игроки стараются как можно скорее поставить пальчики на соответствующую картинку. Можно поменяться ролями, дети сами придумывают и загадывают загадки, а родители должны угадать, о чём идёт речь.
- Игра «По кругу»
Дети сидят вокруг стола. В руках мамы стопка перевёрнутых карточек. Ребёнок вынимает из этой стопки любую картинку, например, «шуба», и придумывает какое-нибудь словосочетание, «шуба пушистая». Картинка передвигается к маме, папе, брату и т.д. каждый игрок дополняет картинку определением и передвигает по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок.
- Игра «Шкатулка со сказками»
Понадобится коробочка с 8-10 любыми игрушками.
Содержание: Мама предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумал разные варианты действий с одним и тем же предметом.
- Игра «Превращения»
Содержание: Взрослый даёт задание назвать то, во что может превратиться кружка без ручки (в стакан), кепка без козырька (в шапку), кувшин без горлышка и ручки (в вазу), диван без спинки (в кровать), стул без спинки (в табурет), кресло без подлокотников (стул).
- Игра «Исправь ошибку»
Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два предмета (объекта). Ребёнку необходимо исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например, «Мел белый, а сажа жидкая. В первой части сравнения сказано о цвете, а во второй части – о твёрдости. Правильно будет так: мел белый, а сажа чёрная или мел твёрдый, а сажа мягкая».
Примерный речевой материал:
- Внучка маленькая, а бабушка старенькая;
- Ослик «Иа» большой, а Винни Пух толстый;
- Лиса хитрая, а Колобок жёлтый;
У Пьеро рукава длинные, а у Мальвины волосы голубые .
Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология, позволит воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём!»
- Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая;
- Заяц серый, а петушок смелый;
- Винни Пух любит мёд, а Пятачок розовый;
- Дюймовочка лёгкая, а ласточка большая;
- Игра «Да – нет-ка»
Цель: развитие внимания и логики – от 4 лет
Ребенок загадывает слово на заранее выбранную тему. А родитель задает вопросы, требующие ответа «Да» или «Нет», и пытаться угадать это слово.
Затем, родитель и ребенок меняются ролями.
- «Да» и «Нет» не говорить – упрощенный вариант»
Цель: научиться контролировать свою речь, стимулирует навык давать развернутый ответ на вопрос - от 4 лет.
Лучше, чтобы сначала ведущим был взрослый. Затем, по мере освоения ребенком правил игры, роль ведущего может занимать и ребенок. Ведущий задает вопросы, побуждающие односложно ответить «да» или «нет». По правилам, отвечая на вопросы ведущего, нельзя произносить слова: «да», «нет». Естественно, ведущий старается задать такой вопрос, чтобы игрок был вынужден нарушить правила. Задача же игрока-ответить правильно, соблюдая условия игры.
- «Слово- сорняк»
Цель: развитие самоконтроля, внимания, речи – от 5 лет
Выбрать любое часто встречающееся слово. Можно, например, в воспитательных целях выбрать слово «я» или «не буду». Договоритесь с ребенком не произносить его, пока едете в машине или идете домой. Если вы или малыш все-таки нарушите условие, то тот, кто это первый заметил, произносит: «Ой!» ( или «Проиграла!»).
- «Слова на заданную букву»
Цель: развитие слухового внимания, речи, умение выделять первый звук в словах – от 5 лет.
Ребенок выбирает любую букву. Наблюдая из окна автомобиля, попробуйте поискать объекты, начинающиеся на нее. Например, на букву «Т»: транспорт, такси, трактор, таксофон, труба, трасса, троллейбус, трамвай, тротуар.
Если слова иссякли, выберите другую букву.
- «Поиск рифмы»
Цель: Развитие слухового внимания, умения подбирать слова в рифму – от 5 лет. Начните с простого слова «рот», и по очереди придумывайте слова в рифму «год, компот, бегемот».
Вариант: можно сочинять целые «стихотворения»: первую строчку придумываете вы, вторую- ребенок, и так далее по очереди.
- «Спортсмены»
Цель: развитие слухового внимания, речи – от 5 лет
Спортсмен, который ходит на лыжах - лыжник
Спортсменка, которая ходит на лыжах — лыжница
Прыгает в воду - прыгун, прыгунья
Плавает в воде - пловец, пловчиха
- «Сложные слова»
Цель: развитие слухового внимания, речи – от 5 лет
Рыбу ловит - рыболов
Пчел разводит - пчеловод
Сам летает - самолет
Лес рубит – лесоруб
- «Скажи, что они делают»
Цель: развитие слухового внимания, речи – от 5 лет
Кто выращивает хлеб? - хлебороб
Кто выращивает виноград? - виноградарь
Кто выращивает чай? - чаевод
Кто выращивает овощи? - овощевод
- «Слово к слову»
Цель: развитие ассоциативное мышление. – от 5 лет
Взрослый называет первое пришедшее в голову слово, скажем «поле», и дает минуту на то, чтобы ребенок вспомнил предметы, явления, звуки, запахи и т. д., связанные с этим словом или понятием. Через минуту взрослый просит «расшифровать» другими словами предложенное слово-образ, то есть вспомнить и перечислить все, что можно соотнести с этим образом. Например, что можно вспомнить о поле: трава, цветы, ветер, стрекотание, комбайн.
- «Продолжи сказку»
Цель: развитие творчества, фантазии, речи - от 5 лет
В этой игре можно использовать любые литературные произведения, уже известные ребенку этого возраста, и знакомить его с новыми сказками, рассказами.
Взрослый начинает рассказывать сказку, но через некоторое время он должен ее, «забыть» и попросить ребенка напомнить ему, что было дальше, или самим придумать сказку до конца.
- «Невероятные истории»
Цель: развитие творчества, фантазии, речи - от 5 лет
Необходимо сочинить совершенно невероятную историю про свой детский сад, семью или школу, друзей и самого себя. Но с одним условием - она должна быть веселой.
- «Измени слово»
Цель: развитие речи, слухового внимания, координации движения – от 5 лет
Для выработки автоматизма в произношении слов эту игру полезно совмещать с какими-либо действиями. Например, взрослый говорит: «Волк», — и хлопает в ладоши один раз, ребенок отвечает: «Волки», — и хлопает в ладоши два раза.
Теленок — телята, много телят;
поросенок — поросята, много поросят;
жеребенок — жеребята, много жеребят;
щенок— щенки, много щенят;
зайчонок — зайчата, много зайчат.
Работа с дошкольниками по ТРИЗ интересная и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по программе, дополняет её с получением большей эффективности в результатах!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «ТРИЗ в детском саду и дома»
Консультация для родителей с использованием игр по технологии ТРИЗ...
Консультация для родителей "Триз в детском саду и дома"
· познакомить родителей с технологией ТРИЗ. повысить компетентность родителей в сфере инновационных технологий...
Консультация для родителей ТРИЗ в детском саду и дома
В консультации представлена информация о технологии ТРИЗ и играх, используемых для совместной деятельности с детьми....
Консультация для родителей «ТРИЗ в детском саду и дома»
Познакомить родителей с технологией ТРИЗ...
Консультация для родителей «ТРИЗ в детском саду и дома»
middot; Познакомить родителей с технологией ТРИЗ;· повысить компетентность родителей в сфе...
Консультация для родителей «ТРИЗ в детском саду и дома»
Программное содержание:• Познакомить родителей с технологией ТРИЗ;• повысить компетентность родителей в сфере инновационных технологий;• познакомить родителей с...
Консультация для родителей « ТРИЗ - технология в саду и дома»?»
Замечательный человек, учёный, инженер, изобретатель, писатель – фантаст, организатор и преподаватель – Генрих Саулович Альтшуллер – создал две очень интересные и весьма эффективные ...