Консультация для родителей «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»
консультация (подготовительная группа)
«Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»
Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».
К. Д. Ушинский
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:
- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
- неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение.
- бедность речи, недостаточный словарный запас.
- употребление нелитературных слов и выражений.
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.
- плохая дикция.
Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребёнка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_mnemotehnika.docx | 293.05 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»
Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».
К. Д. Ушинский
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:
- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
- неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение.
- бедность речи, недостаточный словарный запас.
- употребление нелитературных слов и выражений.
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.
- плохая дикция.
Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребёнка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.
Главной задачей развития связной речи ребёнка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине. Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.
Связная речь - главный показатель умственного развития и общего кругозора дошкольников, средство общения со сверстниками, а также необходимое условие успешного обучения в дальнейшем. Очень важно научить ребёнка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своём высказывании. Связная речь — это развёрнутое, связное, самостоятельное высказывание ребёнка на определённую тему. Этому необходимо учить дома, на занятиях в детском саду, в свободное время. Чтобы дошкольник имел широкий кругозор, полезно много рассказывать ему, читать познавательные книги, энциклопедии, стихи. Богатый словарный запас является основной базой для формирования связной речи у наших детей. Чтобы ребёнок научился последовательно высказываться, надо упражнять его в составлении разных рассказов. Ему предлагаются полезные и интересные виды работ.
Один из них — мнемотаблица (схема). Именно наглядные модели служат дошкольникам своеобразным планом для создания монологов.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. На каждое слово придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. Родители на начальном этапе могут предложить готовую план – схему, а ребёнок должен эту схему раскодировать.
Прочитав стихотворение детям, положить перед детьми карточки - мнемотаблицы и дети, глядя на них рассказывают стихотворение, им легче запомнить текст и передать его.
Детям очень нравится работать с мнемотаблицами. Красочные персонажи, хорошо знакомые символы дают возможность составить полный описательный рассказ, пересказ, легко заучить небольшие рассказы и сказки. При систематической работе дети учатся самостоятельно думать, чётко говорить, принимать решения, быстро и правильно подбирать нужные слова, наблюдать за речью и действиями своих друзей, активно использовать полученные знания в жизни, что поможет им успешно учиться в школе, устанавливать хорошие взаимоотношения со сверстниками. Полезны пересказы интересных эпизодов, рассказов, всей сказки, мультфильмов. Необходимо включать материалы на этические темы с оценкой событий и поведения самих детей. Нужно наблюдать за изменениями в природе, находить хорошее и плохое в окружающем мире.
Полезно помнить, что для формирования связной речи надо много беседовать с детьми, разнообразить их жизнь, насыщать новыми впечатлениями, сведениями о мире и уделять время для занятий.
Подчеркнём, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это прежде всего значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 91»...
Консультация для родителей "Использование мнемотехники в развитии связной речи детей". Старшая группа
quot;Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он усвоит на лету" К.Д.Ушинский....
Мастер класс для родителей «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»
Цель:1. ознакомление и последующее применение родителями мнемотаблиц в домашних условиях;2. повышение педагогической культуры родителей.Задачи:1. познакомить родителей с приёмами мнемот...
Консультация для педагогов «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»
К сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополне...
Консультация для родителей «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.В речи детей существуют множество проблем: -одн...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем...
Памятка для родителей «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»
Памятка для родителей «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»...
- Мне нравится (1)
Комментарии
«Учите ребенка каким-нибудь
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с
картинками, и он усвоит их на лету».Ушинский К.Д.!!!