Статья на тему:"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР".
статья по коррекционной педагогике
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР
Степина М.Д.
Московский Педагогический Государственный Университет (Москва)
Дети с задержкой психического развития (ЗПР) – это особая категория детей, которая нуждается в специальных условиях воспитания и обучения. У таких детей замедленно развитие всех основных психических процессов. Настоящее исследование посвящено рассмотрению особенностей произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с (ЗПР).
Проблемой внимания занимались и занимаются известнейшие зарубежные и отечественные психологи и педагоги (Дж. Миль, И. Гербарт, Т. Рибо, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Добрынин, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Л.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, Г.А. Урунтаева и др.).
Для полноценного развития и дальнейшего благополучного обучения в школе ребенок должен иметь определенный уровень личностного, умственного и физического развития. Уровень сформированности внимания и отдельных его свойств играет большую роль в развитии ребенка, так как внимание – это очень важный психический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности ребенка. Именно поэтому, эта тема всегда будет актуальной. Внимание – важная сторона познавательной деятельности ребенка. «Внимание, - писал К.Д. Ушинский, - есть та дверь, которую не может миновать ни одно слово ученья, иначе оно не попадет в душу ребенка». Внимание не существует само по себе, вне мышления, восприятия или работы памяти, оно всегда относится к какому-то действию: мы вслушиваемся, всматриваемся, осознанно направляя свое внимание.
По мнению многих авторов, занимающихся проблемой внимания детей с ЗПР, в частности З. Тржесоглавы, внимание детей с ЗПР характеризуется рядом особенностей, вследствие которых, внимание этих детей и его основные свойства: концентрация, устойчивость, распределение, переключение и объем заметно отстают в своем развитии. Нарушения произвольного внимания у детей с задержкой психического развития препятствуют реализации мыслительной деятельности, не активизируют сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности, затрудняют реализацию процессов восприятия и памяти, в целом, негативно сказываясь, на любой выполняемой деятельности.
Перед нами встал вопрос: «Как и какими средствами можно формировать и развивать произвольное внимание детей старшего дошкольного возраста с ЗПР»? Так как игра в дошкольном возрасте – это ведущая деятельность, мы решили обратиться именно к этому виду деятельности детей. Несмотря на то, что в старшем дошкольном возрасте дети с нормативным развитием предпочитают сюжетно-ролевые игры, мы сделали другой выбор. У детей с ЗПР заметно снижен интерес к игре и к игрушке, с трудом возникает замысел игры, сюжетные игры инертны и стереотипны, в них отсутствует этап творчества и заметно выражена слабость воображения. Поэтому мы решили проверить гипотезу о том, что можно успешно формировать и развивать произвольное внимание детей с помощью дидактических игр.
Таким образом, появилась тема исследования: «Использование дидактических игр в процессе формирования произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с ЗПР».
Перед нами стояли 2 задачи: первая – это доказать, что сниженный уровень развития внимания у детей с ЗПР обусловлен низким уровнем развития основных свойств внимания, и вторая – проверить эффективность применения дидактических игр в процессе формирования и развития произвольного внимания детей с задержкой психического развития.
Для решения этих задач нами было проведено исследование. В констатирующем эксперименте мы обследовали 16 детей с ЗПР и 10 детей с нормативным развитием. В соответствии с возрастом и мыслительными возможностями детей был подобран и модифицирован ряд методик на исследование основных свойств внимания:
1) Методика диагностики объема внимания “Запомни и расставь точки” (Р.С. Немов,2001).
2) Методика диагностики переключаемости внимания “Треугольники” (А.А. Осипова, Л.И. Малашинская, 2001).
3) Методика диагностики концентрации и устойчивости внимания “Тест переплетенных линий” (модифицированный вариант теста А. Рея, 1958).
4)Методика диагностики особенностей распределения внимания методом корректурной пробы (модифицированный вариант методики Б. Бурдона, 1895).
Методики предъявлялись детям в первой половине дня после проведения подгрупповых занятий, индивидуально. Для повышения интереса у детей, мы старались все методики предъявлять в игровой форме. Обработка результатов исследования производилась путем оценки уровня развития отдельных свойств внимания по оценочной шкале от 1 до 5 баллов. Далее выявлялся общий уровень развития произвольного внимания путем сложения всех баллов.
При проведении диагностики были соблюдены психологические принципы тестирования. Во время обследования была создана атмосфера доброжелательности. Мы максимально попытались создать атмосферу игры, а не экзамена. Давая ребенку инструкцию к методикам, мы убеждались и добивались того, чтобы ребенок понял ее правильно. Если ребенок отказывался или не мог сразу выполнить задание, мы не настаивали, а переходили к следующему заданию, потом возвращались к предыдущему.
После изучения и детального анализа полученных экспериментальных данных по разным методикам, исследующим различные свойства внимания, у детей с ЗПР обнаружилось нарушение всех основных свойств произвольного внимания: объема, устойчивости, концентрации, переключаемости, распределения. Отличия в показателях, характеризующих различные свойства произвольного внимания, от нормы выражены достаточно отчетливо при выполнении заданий любой степени сложности. Практически во всех методиках дети ЭГ имели средний, ниже среднего и низкий уровень развития того или иного свойства внимания. Тогда как, дети КГ в основной массе имели высокий, выше среднего и в нескольких случаях средний уровень развития.
Диагностика общего уровня развития внимания показала следующие результаты. Высокий уровень развития внимания показали 30% детей КГ, в ЭГ детей с таким уровнем не оказалось. Уровень выше среднего выявился у 50% детей КГ и всего у 6% детей ЭГ. Средний уровень развития внимания имели 25% детей КГ и 19% детей ЭГ. Уровень ниже среднего имели 50% детей ЭГ. Низкий уровень развития внимания имел 25% детей ЭГ.
Таким образом, нам удалось подтвердить гипотезу о том, что именно низкие показатели по основным свойствам внимания, дают низкий уровень развития внимания в целом.
Результаты констатирующего эксперимента позволили сделать вывод о необходимости проведения коррекционно-педагогической работы с детьми с ЗПР. Данная работа должна быть направлена на формирование произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Как отмечалось ранее, мы хотим проверить гипотезу о том, что, используя именно дидактическую игру, можно успешно формировать и развивать произвольное внимание детей с ЗПР. В этих целях, в последующем, мы будем проводить ряд связанных между собой игр, которые, мы надеемся, качественно повлияют на уровень развития произвольного внимания старших дошкольников с ЗПР.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему:Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников с ЗПР.
Статья для учителе-дефектологов,воспитателей работающих с дошкольниками с ЗПР...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе по теме: « Использование дидактических игр в процессе формирования гендерной толерантности НОД ».
Цель: развивать умение у детей видеть внешнее сходство и различие между мальчиками и девочками....
Статья на тему: "Использование дидактических игр для развития речемыслительной деятельности у детей с ЗПР".
Данный материал собран для стендового доклада на IX Городском Логопедическом марафоне "Познание. Творчество. Развитие"...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ НА ТЕМУ:«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное зна...
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Роль Дидактической игры в процессе формирования экологических знаний....
Статья "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ"
Статья посвящена анализу проблем нарушения речи детей при подготовки ихк школьному обучению. Актуальным в этой связи становится процесс формирования произ-вольного внимания, так как внимание является ...
- Мне нравится (1)