Семинар для родителей '' Очумелые ручки''
план-конспект занятия (младшая группа)

Вафина Светлана Борисовна

Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей.

Познакомить и научить родителей применять игры и упражнения в домашних условиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл семинар17.98 КБ

Предварительный просмотр:

                  Семинар    ‘’ Очумелые ручки’’

ЦЕЛЬ: Познакомить и научить родителей применять игры и упражнения

            в домашних условиях для развития мелкой моторики.

Задачи:

1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

2. Апробировать с родителями несколько игр и упражнений по развитию мелкой моторики.

Тема нашего сегодняшнего семинара ‘’ Очумелые ручки’’.

Сегодня я хочу сегодня затронуть вопрос о важности работы по развитию мелкой моторики, поупражняться в играх и упражнениях на развитие мелкой моторики.

                          Послушай – и ты узнаешь,

                          посмотри – и ты поймешь,

                          сделай сам – и ты научишься.

Теоретическая часть

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

«Рука – это своего рода внешний мозг! » - писал Кант.

На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.

Что такое моторика?

Моторика, в переводе с латинского – движение. Различают – крупную моторику и мелкую моторику.

Крупная моторика – это совокупность действий для выполнения какой-либо задачи. Бег, ползание, прыжки, ходьба ,  наклоны  – все это относится к крупной моторике.

Крупная  моторика это основа, вначале ребенок осваивает крупную моторику, а потом к ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики.

Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы.

Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу. Они защищали, строили жилище, создавали всё необходимое для жизни. По рукам судили о здоровье, о положении человека в обществе (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки), о характере, темпераменте (флегматичные или быстрые, нервные руки). Не случайно в русском языке так много выражений, связанных с руками.

Предлагаю вам вспомнить пословицы, поговорки, высказывания о руках.

«Мастер на все руки»

«Золотые руки»

«Положа руку на сердце»

«Рукой подать»

«Руками развести»

«Руки опускаются»

«Обеими руками «за»

«Своя рука – владыка»

«Чужими руками жар загребать»

«Руки не оттуда растут»

«Как рукой сняло»

Практическая часть

Знакомство с разновидностями пальчиковых игр

Различные игры с пальчиками

-пальчиковая гимнастика

-способствует овладению навыками мелкой моторики;

-помогает развивать речь;

-повышает работоспособность головного мозга;

-развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

-развивает тактильную чувствительность;

-снимает тревожность.

Очень интересна пальчиковая гимнастика под музыку.

Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковые игры, но и разнообразные действия с предметами.

Игры с прищепками, скрепками

1. Упражнения с речевым сопровождением.

Бельевой прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги

                   Сильно кусает котёнок-глупыш,

                   Он думает, это не палец, а мышь. 

                   Но я же играю с тобою, малыш,

                   А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! ».

2. Очень интересно для детей «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона и т. д.

                 «Ёжик»

                 Ёжик, ёжик, где гулял?

                 Где колючки растерял?

                 Ты беги скорей к нам, ёжик,

                  Мы тебе сейчас поможем

Игры – шнуровки

(шнуровки, ленточки, замочки)

Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками.

Наматывание ленточек

Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, способствуют точности глазомера, последовательности действий.

Игры с сыпучими материалами

Игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли).

1. Самомассаж в «сухом бассейне»

Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

                                   "Месим, месим тесто,

                                    Есть в печи место.

                                    Будут-будут из печи

                                    Булочки и калачи".

2. В «сухой бассейн» помещаем горох или бобы, а также мелкие игрушки от киндер-сюрприза. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь найти и определить игрушку.

3. Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу (манку). Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д) .

Игры с пробками от бутылок

Берем две крышечки ложем резьбой вверх – это лыжи. Дети ставят в крышечки пальчики. Двигаемся на «лыжах» -

                                        «Мы едим на лыжах,

                                         мы мчимся с горы,

                                         мы любим забавы снежной зимы»

Если пробки просверлить посередине - можно использовать тоже для нанизывания бус.

«Комканье платка» — берем носовой платок за уголок и показываем ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает.

                                    « У меня живет проглот-

                                     весь платок он скушал-вот!

Рисование по трафаретам. Штриховка.

 

Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.

Лепка (пластилин, солёное тесто, глина)

Аппликация (мозаичная, обрыванием).

Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук (мячиком-ёжиком,  грецкими орехами, карандашами, резиночками для волос, камушками и т. д.)

                              ‘’Я катаю мой орех,

                                Чтобы стал круглее всех.

                                 Научусь я два ореха между пальцами держать.

                                Это в школе мне поможет буквы ровные писать’’.

Нейроигра с карандашами эффект ‘’Бабочки’’

(Грани карандаша легко укалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение).

                          «Карандаш в руках катаю,

                           Между пальчиков верчу.

                           Непременно каждый пальчик,

                           Быть послушным научу».

Упражнение  ‘’ Приветствие’’

                         

                         ‘’Бабочка летит’’

                       

                         ‘’Штанга’’ и другие

Показ развивающей доски  ‘’ Безиборд ‘’.

Упражнение «Чудесная коробочка »

Воспитатель предлагает участникам ответить, что они хотели бы положить в коробочку и взять с собой в будущее из приобретенных знаний, умений.

«Удачным сегодня было… »; «Я задумалась… »; «Мне бы хотелось в следующий раз… »

Хочу закончить наш семинар  словами Сухомлинского:

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке. Тем умнее ребенок». Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей игре с детьми.

Желаю всем творческих успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект семинар - практикум для родителей. <<играем ручками и пальчиками под фольклор>>

Конспект семинар – практикум для родителей«Играем  ручками и пальчиками под фольклор»...

Методическая разработка для родителей на тему" Ручки-ручки, золотые!"

Техника рисования пальчиками позволяет создаватьпрекрасные образы, знакомит ребенка с цветовой гаммой, дает понимание результатасоединения цветов,развивает мелкую моторику, а также является прекрасным...

Открытый музейный урок "Русь ремесленная. Русь мастеровая" в младшей группе №3 дошкольного подразделения "Надежда" ГБОУ СОШ№2092.

6.10.15 в рамках открытого музейного урока "Русь ремесленная. Русь мастеровая"в младшей группе №3 прошел тематический день.Цель - приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре и народным т...

Семинар - практикум с родителями и детьми."Наши ловкие и умелые ручки." Группа-" Солнышко"

Нетрадиционны техники очень интересны и разнообразны.Ими можно увлечь как детей, так и взрослых. Семинар был построен не игровой основе, дети с удовольствием включались в игровую деятельность, так как...

Семинар – практикум для родителей «Замечательные ручки». (старшая группа)

В данной теме хочеться показать и научить родителей выполнять упражнения на развитие мелкой моторики рук детей, значимость этой проблемы....

Семинар-практикум для воспитателей групп раннего возраста "Мы с тобой идем за ручку"

Одна из наиболее важных задач, которая решается в дошкольном учреждении – адаптация детей к условиям детского сада.Перед педагогическим коллективом стоит задача выстроить работу так, чтобы помоч...

Семинар – практикум «Умные ручки – язычку помогают»

Повышение  педагогической грамотности родителей (законных представителей) в вопросе развития мелкой моторики рук, в общем и речевом развитии ребёнка....