Роль и место игры в экологическом воспитании дошкольников
статья (старшая группа)

Антонова Наталья Геннадьевна

Статья может быть использована, как рекомендация для родителей. Из нее можно узнать о классификации игр, о их роли в экологическом воспитании дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль и место игры в экологическом воспитании дошкольников

МИР, окружающий ребенка-это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. В.А.Сухомлинский Очень важно уже в раннем детстве сформировать у ребёнка щадящее, оберегающее и ответственное отношение к объектам живой и неживой природы. В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Она обогащает и развивает личность, поэтому должна быть так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания.

Родители в тесном сотрудничестве с воспитателями должны ставить перед собой следующие задачи:

*Учить детей замечать изменения, происходящие в природе и устанавливать причинно – следственные связи.

 * Развивать такие качества, как любознательность, наблюдательность, чувства прекрасного.

* Воспитывать бережное отношение к природе, нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожение насекомых, животных и птиц

 *Воспитывать умение сочувствовать и сопереживать.

 * Выявление структуры дидактических игр.

* Использование разнообразных игр экологического содержания

Развивающая экологическая среда включает: наличие экологических игр, календарь природы, мини огород, наличие игрушек аналогов (муляжи фруктов и овощей).

         По содержанию и правилам экологические игры делятся на: Творческие игры-сюжетно-ролевые, театральные, строительные

Сюжетно-ролевые игры предполагают наличие природоведческого, природоохранного или экологического содержания и существование определенных правил.

Дидактические игры - игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать.

         Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на предметные игры, настольно-печатные и словесные. Предметные игры - это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи).

 В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектах природы. Например, объекты можно классифицировать по разным признакам (цвету, размеру, характеру происхождения, форме). Настольно-печатные игры - это игры типа лото, домино, разрезные картинки («Зоологическое лото»; «Ботаническое лото»; «Четыре времени года»; «Подбери листок».) В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Игры сопровождаются словом, которое либо предваряет восприятие картинки, либо сочетается с ним.

 Словесные игры - это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей и само слово. Проводятся они для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках техили иных предметов. Творческие игры природоведческого содержания - игры, связанные с природой. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Во время игр дети усваивают знания о труде взрослых в природе, идет процесс осознания значения труда взрослых, формируется положительное отношение к нему. Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом (песок, глина, камешки, шишки и т.д.). В этих играх дети познают свойства и качества материалов, совершенствуют свой чувственный опыт..

Дидактические игры. В этих играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), картинки с изображением животных и растений. Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности.

         Игры можно проводить на прогулках, семейном отдыхе, в путешествиях и просто в свободное время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов " Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников"

Методические рекомендации для педагогов  о роли дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников....

Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры игры в экологическом воспитании дошкольников"

Данная консультация знакомит воспитателей с дидактическими играми по экологии....

Семинар - практикум для родителей "Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников"

Изучение и использование дидактических игр экологического назначения. Обучение родителей игровым приемам при использовании дидактических игр по экологии....

Консультация для родителей "Роль игры в экологическом воспитании дошкольников"

Данный материал предназначен для родителей в помощь при ознакомлении ребенка с природой....

Экологические игры: роль игры в экологическом воспитании дошкольников.

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологи...

«Роль и место игры в экологическом воспитании дошкольников»

МИР, окружающий ребенка-это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. В.А.Сухомлинский Дошкольное детство...