Наблюдение
консультация (старшая группа)
Роль наблюдения в жизни подрастающего поколения. Необходимо обращать внимание на все, что нас окружает, заострять внимание на мелочах, делать выводы, обобщать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nablyudenie_za_solntsem.docx | 38.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Наблюдение –средство познания детьми окружающего мира.
Познание мира происходит при помощи зрения, слуха, обоняния, осязания. В мире много интересного, что можно , потрогать, понюхать, услышать, наблюдать. Что же такое наблюдение?
Наблюдение - целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Восприятие рассматривается как основной, констатирующий компонент наблюдения. Великий педагог Борис Михайлович Теплов называл наблюдение "думающим восприятием",а Сергей Леонидович Рубинштейн считал, что стадии развития наблюдения - это ступени интерпретации, т.е. осмысления наблюдаемых явлений.
Осмысленное восприятие предметов зарождается рано. Уже с полутора лет с ребенком можно проводить наблюдение за природными явлениями, помочь накопить представления об окружающем мире.
Вы ,уважаемые родители, ежедневно ходите гулять с ребенком на улицу, по утрам ведете его в детский сад. Не теряйте драгоценное время, окружающая природа и предметный мир ставят перед ребенком множество познавательных и практических задач, удовлетворяйте любопытство ребенка. На дворе весна, красивое время года ,солнце именно активно весной. Я предлагаю вам цикл наблюдений за весенним солнцем от 1,5 до 7 лет.
Детям до 3 лет даем первое представление о природе, сезонных изменениях, учим видеть солнце, правильно его называть, даем понятие, что солнце греет. с каждым днем становится теплее. растет трава, распускаются листья на деревьях. Увидев солнце, радуйтесь, называйте его ласково, солнышко, солнышко ласковое, яркое, теплое, греет. Вызывает эмоциональный отклик чтение художественного слова.
Солнышко, выгляни!
Красное, высвети!
На холодную водицу,
На шелковую травицу,
На аленький цветочек,
На кругленький лужочек! ( потешка)
Первые впечатления они очень яркие, запоминаются, создают основу для дальнейшего развития,
Дети стали старше, ставим перед детьми проблемную задачу через вопрос : Есть ли солнце, где оно?. Покажите его. Какое оно? Какая погода?(солнечная, пасмурная)Почему она пасмурная? В пасмурный день солнце закрывают тучи. Повторяем с ребенком признаки: яркое, лучистое, теплое. Проводим эксперимент:
-Подставьте ладошки солнцу, что вы чувствуете?
- Ладошки нагреваются.
- А теперь, потрогайте землю, песок, камни.
- Почему они теплые? Подводим итог, греет солнце, тепло исходит от лучей солнца.
Целесообразно зачитать небольшое стихотворение.
Е.Баратынского:
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Вызывает у детей столько радости, эмоций игра «Солнечные зайчики». Маленькое зеркало наведите на стену веранды, при этом читайте стихотворение «Солнечные зайчики» Марии Пожарской:
Играют на стене,
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе.
Вот он светленький кружок,
Вот, вот, вот- левей, левей!
Убежал на потолок…
Если ежедневно обращать внимание на происходящие изменения в природе, то ребенок замечает простейшую связь: солнце греет, потеплело, появилась трава, запели птицы, люди переоделись.
С детьми 4-5 лет наблюдая, выясняем. что весной солнце поднимается выше, ослепительно светит, день удлиняется, набухают почки на деревьях, просыпаются насекомые, небо становится ярко –синим, появляются кучевые и перистые облака ,идет теплый дождь, таким образом устанавливаем связь между явлениями природы.
Ребенок к 4- 5 годам приобретает опыт, у него появляется любознательность, познавательный интерес.
В дождливую погоду обратите внимание на листву после дождя, как блестят капельки дождя на листьях, на траве. Через вопрос: «Почему капельки блестят?» подводите детей к тому, что это солнышко светит, играет с каплями дождя.
Обычно после теплого дождя появляется радуга. Яркая, разноцветная радуга – дуга – это радость не только для ребенка, но и для взрослого,пробуждает эмоции. Дайте возможность полюбоваться радугой, получить удовольствие, ощутить её красоту. Рассуждайте с ребенком: Что это? Какая она? Когда появилась? Попытайтесь выяснить с ребенком, почему она появилась? ОБЪЯСНИтЕ ребенку, что радуга - это результат преломления солнечных лучей в каплях дождя. В радуге- 7 цветов, располагаются они по порядку. Радуга имеет форму дуги, потому что мы смотрим на нее снизу вверх. А запомнить этот порядок поможет считалка: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
После дождя появляются лужи, в солнечный день они быстро высыхают. Обсудите с ребенком, куда делась лужа и почему она высохла? Для ребенка \это- исследование, открытие.
В старшей группе формируется реалистическое понимание природных явлений и умение устанавливать зависимость сезонных изменений от солнечного света.
Приучайте детей наблюдать за появлением солнца, где оно восходит и заходит. проводите такие опыты:
1.когда солнце греет сильнее: утром, днем или вечером? Обратите внимание на то, что в утренние часы солнце не такое активное, находится невысоко , поэтому утром на улице прохладно, солнце только поднимается.
2. почему днем солнце греет сильнее? Покажите ребенку, где находится солнце, оно – в зените, поэтому днем очень жарко.
3.какие предметы быстрее нагреваются: темные или светлые. Пусть ребенок сам убедится. что темные предметы больше притягивают солнечные лучи, а светлые предметы отражают свет.
Проведенные опыты учат детей разным способам обследования объектов, следовать определенному плану наблюдения, развивают познавательную активность детей.
Игра «Солнечные зайчики» на слова А.Бродского
Скачут побегайчики, солнечные «зайчики».
Мы зовем их- не идут, были здесь и, нет их тут!
Прыг,прыг по углам. Были там и – нет их там!
Где же зайчики? Ушли. Вы нигде их не нашли (прячу зеркальце)усилит впечатления детей о солнце, о его функциях..
Наблюдение наиболее близкий и естественный для ребенка дошкольного возраста вид деятельности, обеспечивает постепенное накопление и систематизацию знаний, формирует наблюдательность ,это- сложная психологическая деятельность, в которой восприятие, мышление и речь соединяются в единый и целостный акт умственной работы.
Велика роль взрослого в развитии наблюдательности, наблюдательность – основа развития познавательно- исследовательской деятельности.
Спасибо за внимание1
Наблюдение как средство познания детьми окружающего мира.
Наблюдение играет ведущую роль в познании мира, как известно-познание мира осуществляется при помощи зрения, слуха, обоняния, осязания. В мире много интересного, что можно наблюдать, потрогать, понюхать, услышать…Что же такое наблюдение?
Наблюдение - целенаправленное, более или менее длительное и планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Восприятие рассматривается как основной, констатирующий компонент наблюдения Великий педагог Б.М. Теплов называет наблюдение "думающим восприятием", а С.Л. Рубинштейн считает, что стадии развития наблюдения - это ступени интерпретации, т.е. осмысления наблюдаемых явлений.
Наблюдение развивает у детей познавательный интерес к окружающему миру, такие качества, как :наблюдательность,любознательность,совершенствует сенсорные процессы (ощущение. восприятие, представления),развивает мыслительные процессы(анализ. синтез).
Ведущая роль принадлежит взрослому в организации наблюдений, так как маленький опыт не позволяет ребенку видеть существенные признаки и свойства предметов, если ребенок не получит необходимой помощи со стороны взрослых, то он приходит к неверным обобщениям и выводам- так рождаются ошибочные знания, искаженные представления о мире, избавиться от которых в дальнейшем очень сложно.
Осмысленное восприятие предметов зарождается рано.Уже с полутора лет с ребенком можно проводить наблюдение за природными явлениями, накопить представления об окружающем мире...
Вы, уважаемые родители, ежедневно ходите гулять с ребенком на улицу, по утрам ведете его в детский сад. На дворе весна, красивое время года.Не теряйте драгоценное время, окружающая природа и предметный мир ставят перед ребенком множество познавательных и практических задач,удовлетворяйте любопытство ребенка. Я предлагаю вам цикл наблюдений за солнцем от 1,5 до 7 лет.
Детям до 3 лет взрослый дает первое представление о природе, сезонных изменениях, увидев солнце, радуйтесь, назовите его ласково, солнышко ласковое, яркое, теплое, греет. Первые впечатления они очень яркие, запоминаются, создают основу для дальнейшего развития, учат видеть солнце, правильно его называть, тактильно ощутить тепло солнца. Ребенку 2-х лет необходимо дать понятие, что солнце греет, тает снег, сосульки. Обратить внимание на то, что с каждым днем становится теплее, растет трава, распускаются листья на деревьях. Вызывает эмоциональный отклик, чтение художественного слова.
Солнышко, выгляни!
Красное, высвети!
На холодную водицу,
На шелковую травицу,
На аленький цветочек,
На кругленький лужочек! ( потешка)
Если ежедневно обращать внимание на происходящие изменения в природе, то ребенок замечает простейшую связь: солнце греет, потеплело, появилась трава, запели птицы, люди переоделись, расширяются представления об изменениях в природе.
Дети стали старше, ставим перед детьми проблемную задачу через вопрос : есть ли солнце, где оно?. Покажите его. Какое оно? Какая погода?(солнечная, пасмурная)Почему она пасмурная? В пасмурный день солнце закрывают тучи. Повторяем с ребенком признаки: яркое, лучистое, теплое. Проводим эксперимент:
-Подставьте ладошки солнцу,что вы чувствуете?
- Ладошки нагреваются.
-А теперь, потрогайте землю, песок, камни.
- Почему они теплые?(Греет солнце, тепло исходит от лучей солнца.)
Целесообразно зачитать небольшое стихотворение.
Тучка прячется за лес,
Смотрит солнышко с небес.
И такое чистое,
Доброе, лучистое.
Если б мы его достали,
Мы б его расцеловали.( Г.Бойко )
Оправдывает себя игра «Солнечные зайчики»,которая вызывает у детей столько радости, эмоций. Маленькое зеркало наведите на стену веранды, при этом читайте стихотворение Марии Пожаровой«Солнечные зайчики»
Солнечные зайчики
Играют на стене,
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе.
Вот он светленький кружок,
Вот, вот, вот- левей, левей!
Убежал на потолок…
Если постоянно обращать внимание ребенка на явления природы, то ребенок к 4- 5 годам приобретет опыт, у него появится любознательность, познавательный интерес.
. Выясняем с детьми ,что весной солнце поднимается выше, ослепительно светит, день удлиняется,набухают почки на деревьях, просыпаются насекомые, устанавливаем связь между явлениями природы.
В дождливую погоду обратите внимание на листву после дождя, как блестят капельки дождя на листьях, на траве. Через вопрос: Почему капельки блестят? Подводим детей к тому, что это солнышко светит, играет с каплями дождя.
Обычно после теплого дождя появляется радуга. Яркая, разноцветная радуга – дуга – это радость не только для ребенка, но и для взрослого, будит эмоции. Дайте возможность полюбоваться радугой, получить удовольствие, ощутить красоту. Рассуждайте с ребенком: Что это? Какая она? Когда появилась? Попытайтесь выяснить с ребенком, почему она появилась?
Солнечный свет кажется бесцветным, но на самом деле состоит их разных цветов. Радугу можно увидеть тогда, когда солнце выглянет во время дождя и после. Солнечный луч отражается в капельках дождя, преломляется и получается 7 цветов радуги. Их всегда семь и располагаются они по порядку. А запомнить этот порядок поможет считалка: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».Радуга имеет форму дуги, потому что мы смотрим на нее снизу вверх.
После дождя появляются лужи,в солнечный день они быстро высыхают. Обсудите с ребенком, куда делась лужа и почему она высохла?
- Испарилась, так как сильно греет солнце.
Поиграйте с детьми с солнечным зайчиком.
Скачут побегайчики, солнечные «зайчики».
Мы зовем их- не идут, были здесь и, нет их тут!
Прыг,прыг по углам. Были там и – нет их там!
Где же зайчики? Ушли. Вы нигде их не нашли (прячу зеркальце)
(А. Бродский)
В старшем дошкольном возрасте формируется представления о том, что человек часть природы и что он должен беречь, охранять, защищать её и реалистическое понимание явлений природы и умение устанавливать взаимосвязь между ними.
Воспитатель продолжает развивать способность наблюдать сезонные изменения, выделять характерные признаки, анализировать, обобщать и правильно передавать воспринятое.
Обращаем внимание на то, что путь солнца изменился, день стал прибавляться, небо стало ярко- синим. Можно зачитать стихотворение Е.Баратынского:
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Наблюдение продолжается, закрепляются представления детей. Они должны хорошо усвоить зависимость сезонных изменений от солнечного света.
В марте солнце яркое, но тепло еще слабое,тень становится заметно короче, значит, солнце поднимается все выше. В конце месяца лучи его станут еще ослепительнее и теплее. Надо приучать детей наблюдать за появлением солнца. Рассказать детям, где оно восходит и заходит.
-Почему появились сосульки?
- «Длинные сосульки- к долгой весне».
В апреле отметим, что солнце ослепительно сияет, несет ощутимое тепло. Оно поднимается все выше, тень от столба в полдень все короче.
В мае нужно спросить у детей, когда солнце греет сильнее: утром, днем или вечером. Это можно проверить, дотрагиваясь до металлических предметов. Пусть дети понаблюдают, какие предметы быстрее нагреваются: темные или светлые.
Погода капризна. Если выглянет солнышко сразу заискрятся сугробы, нанесенные метелью. В атмосфере все больше ультрафиолетовых лучей, особенно при утреннем солнце. Утром и днем надо больше гулять на солнечных участках. Дети немного загорают, и на нежной коже лица появляются веснушки, хотя до 22 марта- начала астрономической весны- еще далеко. Весеннее солнце иное: оно очень яркое и теплое – так и хочется снять варежки.
Снег тает, от чего?
- От ярких и теплых лучей. Солнце греет с каждымднем все сильнее.
Вместе с детьми разбрасываем снег и наблюдаем, где он быстрее тает – в тени или на солнце.
Делаем вывод, что солнце сильно греет, поэтому снег быстро тает, а в тени солнца нет - там снег тает медленнее.
Природа-могучий источник познания мира. А наблюдение - главный метод познания окружающего мира. Наблюдение развивает наблюдательность,внимание ,память, мышление, речь.
Окружающая природа и предметный мир ставят перед ребенком множество познавательных и практических задач. Нередко, пытаясь решить их, но не обладая для этого достаточным запасом, знаний и, не получая необходимой помощи со стороны взрослых, дети приходят к неверным обобщениям и выводам- так рождаются ошибочные знания, искаженные представления о мире, избавиться от которых в дальнейшем очень сложно.
Я предлагаю вам цикл наблюдений за солнцем от 2 до 7 лет.
Детям до 3 лет взрослый дает первое представление о природе, сезонных изменениях. Детей учим видеть солнце, правильно его называть, даем возможность тактильно ощутить тепло солнца. На дворе весна, красивое время года С ребенком
Мы начали наблюдение в младшей группе. Целью наблюдения было дать детям первые представления о ранней весне. Формировать представление о первых весенних изменениях в природе- солнечных днях.
Обратить внимание, что становится все больше солнечных дней, солнце яркое, лучистое. От него становится теплее.
-Подставьте ладошки солнцу- они нагреваются, потрогайте скамейку- тоже теплые. Целесообразно зачитать небольшое стихотворение или потешку. Так же обращаем внимание на то, какое солнце осенью, зимой, летом.
Вторая младшая группа. Весна
С 3 до 4 лет взрослый проводит систематические наблюдения за солнцем в разное время года. На улице обращаем внимание на солнце, его особенности ,задаем вопрос какое оно? Что делает?
Даем возможность ощутить тепло солнца, через игру «Погрей ладошки».В пасмурный день солнце закрывают тучи.
Ставьте перед ребенком проблемную задачу, где солнце?
В дождливую погоду обратите внимание на листву после дождя: «Посмотрите, как блестят капельки дождя на листьях, на траве. Почему капельки блестят? Это солнышко светит, играет с каплями дождя.В солнечный день лужи высыхают.
Обсудите с ребенком, куда делась лужа и почему она высохла?
- Испарилась, так как сильно греет солнце.
- Покажите ребенку как с каждым днем сильнее греет солнце, появляется трава, поют птицы, просыпаются насекомые, люди заменили теплую одежду на облегченную,
Во второй младшей группе детей привлекают к систематическим наблюдениям природы во все времена года, знакомят с характерными особенностями каждого сезона.
« Сегодня греет солнышко- тепло». Протяните руки к солнцу, ощутите это тепло. Давайте поиграем с солнечным зайчиком.
На следующей прогулке задать вопрос: «А где солнышко?» - Куда делась вода?
- Ее высушило солнце. Похолодало.
- Что случилось с солнцем? Солнце светит, но не греет, сегодня холодно. Летом солнце сильно греет, поэтому днем мы прячемся в тень.
- Дети, потрогайте землю, песок, камни.
- Какие они?
- Горячие. Их нагрело солнце.
Погода капризна. Если выглянет солнышко сразу заискрятся сугробы, нанесенные метелью. В атмосфере все больше ультрафиолетовых лучей, особенно при утреннем солнце. Утром и днем надо больше гулять на солнечных участках. Дети немного загорают, и на нежной коже лица появляются веснушки, хотя до 22 марта- начала астрономической весны- еще далеко. Весеннее солнце иное: оно очень яркое и теплое – так и хочется снять варежки.
Поиграйте с детьми с солнечным зайчиком. Вынесите маленькое зеркало и наведите на стену веранды, при этом воспитатель говорит:
Солнечные зайчики
Играют на стене,
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе.
Вот он светленький кружок,
Вот, вот, вот- левей, левей!
Убежал на потолок…
Снег тает, от чего?
- От ярких и теплых лучей. Солнце греет с каждым днем все сильнее.
Вместе с детьми разбрасываем снег и наблюдаем, где он быстрее тает – в тени или на солнце.
Делаем вывод, что солнце сильно греет, поэтому снег быстро тает, а в тени солнца нет- там снег тает медленнее.
Средняя группа
От 4 до 5 лет детям даем понятие, что
весной солнце поднимается выше, ослепительно светит. День удлиняется. «Теперь солнышко встает рано, будит нас еще дома, - говорят дети,- а зимой, когда мы приходили в садик, было темно».
Дети средней группы имеют более устойчивое внимание, окрепли физически. С ними можно чаще проводить прогулки даже за пределы детского сада.
Они задают множество вопросов, с интересом знакомятся с различными предметами, их качествами и свойствами.
На прогулках воспитатели приучают детей более внимательно наблюдать явления живой и неживой природы и устанавливать связи между ними.
Старшая группа
В старшей группе формируется реалистическое понимание этих явлений и умение устанавливать взаимосвязь между ними. Воспитатель продолжает развивать способность наблюдать сезонные изменения, выделять характерные признаки, анализировать, обобщать и правильно передавать воспринятое.
Весна.
Обращаем внимание на то, что путь солнца изменился, день стал прибавляться, небо стало ярко- синим. Можно зачитать стихотворение Е.Баратынского:
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Подготовительная группа
Наблюдение продолжается, закрепляются представления детей. Они должны хорошо усвоить зависимость сезонных изменений от солнечного света.
Весна.
В марте солнце яркое, но тепло еще слабое,тень становится заметно короче, значит, солнце поднимается все выше. В конце месяца лучи его станут еще ослепительнее и теплее. Надо приучать детей наблюдать за появлением солнца. Рассказать детям, где оно восходит и заходит.
-Почему появились сосульки?
- «Длинные сосульки- к долгой весне».
В апреле отметим, что солнце ослепительно сияет, несет ощутимое тепло. Оно поднимается все выше, тень от столба в полдень все короче.
В мае нужно спросить у детей, когда солнце греет сильнее: утром, днем или вечером. Это можно проверить, дотрагиваясь до металлических предметов. Пусть дети понаблюдают, какие предметы быстрее нагреваются: темные или светлые.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наблюдение-прогулка "Наблюдение за светофором"
Организация наблюдения-прогулки на тему "Наблюдение за светофором" (образовательная область "Безопасность")...
Презентация "Что такое наблюдение? Виды педагогических наблюдений.Алгоритм действия педагога при наблюдении.".
Презентация подготовлена мною для выступления перед слушателями курсов повышения квалификации и подробно знакомит с одним из методов мониторинга - с методом наблюдения....
«Наблюдения на экологической тропе. Конспект наблюдения с детьми старшего дошкольного возраста в осенний период»
Наблюдения в природе осенью....
Наблюдение «Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца ,старший дошкольный возраст»
Наблюдение за птицами в течение месяца....
Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами с детьми средней группы: Тема: «Наблюдение за елью»
Цикл наблюдений за елью...
Эксперимент наблюдение за ростом лука. Дневник наблюдения.
Актуальность темы: • Деятельность, связанная с экспериментированием и наблюдением, играет большую роль в развитии психической сферы ребенка – в развитии мышлен...
Наблюдения на прогулке "Наблюдения за цветущими растениями клумб"
Конспект занятия- наблюдений на прогулке...