Новые возможности программы «От рождения до школы»
консультация (старшая группа)

КОВАЛЕНКО ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА

Основные инновации пятого издания программы:

  • Внесены изменения в распорядок дня
  • Введены новые элементы режима дня (утренний и вечерний круг)
  • Вводится новый формат совместной детско-взрослой деятельности
  • Осуществляется переход на новый формат детско-взрослого взаимодействия
  • Новая организация образовательного процесса
  • Предлагается новый формат праздников
  • Подробно прописаны принципы организации развивающей предметно-пространственной среды
  • Предлагается новый формат взаимодействия с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos.docx17.14 КБ

Предварительный просмотр:

Новые возможности программы «От рождения до школы»

Консультация для педагогов

Старший воспитатель: Коваленко Галина Николаевна

Основные инновации пятого издания программы:

  • Внесены изменения в распорядок дня
  • Введены новые элементы режима дня (утренний и вечерний круг)
  • Вводится новый формат совместной детско-взрослой деятельности
  • Осуществляется переход на новый формат детско-взрослого взаимодействия
  • Новая организация образовательного процесса
  • Предлагается новый формат праздников
  • Подробно прописаны принципы организации развивающей предметно-пространственной среды
  • Предлагается новый формат взаимодействия с родителями

Рассмотрим подробнее каждую инновацию.

  1. Режим дня (таблица №1)

В программе представлен новый примерный режим дня.  На основе него мы разработали новый режим дня для нашего сада. Что же в нем нового? Занятия с детьми в старшей и подготовительной группах начинаются 8.50. Вводится утренний круг. В связи с этим меняется расписание утренней гимнастики. Рекомендуемая для детей продолжительность прогулок 3-4 часа в день, в связи с этим обед и тихий час немного сдвигаются. Ужин остается по прежнему расписанию, перед ужином проводится вечерний круг. После ужина дети выходят на прогулку.

Таблица №2 Утренняя гимнастика.

  1. Утренний и вечерний круг. Утренний круг проводится в форме развивающего общения. Это начало дня, когда дети и педагог собираются все вместе, чтобы поделиться впечатлениями, узнать что сегодня будет интересного, обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах. Вечерний круг проводится в форме рефлексии – обсуждение с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников. Утренний и вечерний круг в теплое время года можно проводить на улице.
  2. Новый формат совместной взросло-детской деятельности: пространство детской реализации, образовательное событие, утренний и вечерний круг. Образовательное событие – это захватывающая игра, в которой участвуют и дети и воспитатели, но «руководят» дети. Задача педагога предложить проблемную ситуацию, которая заинтересует детей. Дать им возможность разворачивать действие по своему пониманию, оказывая им деликатное содействие, избегая прямых указаний. Главное нововведение пятого издания  - это нацеленность на создание ПДР (пространства детской реализации) как основного инструмента развития личности, поддержка творчества, инициативы. Выдвигается новый термин – ПДР, противоположный понятию ЗБР. Если в зоне ближайшего развития ребенок следует за взрослым, то в ПДР взрослый следует за ребенком. Перед ребенком ставится какая-либо проблема, и он старается самостоятельно найти пути ее решения. Фактически мы имеем два пути развития, взаимосвязанные между собой. ЗБР – развитие, базирующееся на прошлом, ПДР – развитие, ориентированное на будущее. Таким образом, структура образовательного процесса в дошкольном возрасте приобретает вид (Схема №1).
  3. Новый формат детско-взрослого взаимодействия основан на умении «слышать голос ребенка» и нацелен на развитие детской инициативы.
  1. Особенностью пятого издания Программы является то, что новая организация образовательного процесса позволяет существенно сместить акцент в сторону развития детской инициативы и самостоятельности. Таблица №3. Правильно организованные занятия должны отвечать  следующим требованиям: занятие должно находиться в зоне ближайшего развития, т.е. задания должны быть достаточно сложными, чтобы ребенку надо было приложить усилия для решения задачи, но выполнимыми, чтобы ребенок оказался в ситуации успеха. Опираться на детские интересы и ведущий вид деятельности, на занятии должны учитываться возрастные особенности. Занятие должно строиться на принципах развивающего обучения, т.е. педагог должен направлять детей не столько на накопление знаний, сколько  на развитие умения думать, рассуждать. В новом издании Программы оптимальной формой являются развивающие занятия, затем полученные знания используются в самостоятельной деятельности детей.
  1. Таблица №4  Новый формат праздников, также предлагают проводить с опорой на детские интересы и детскую инициативу. Праздники, проводимые в формате «отчетных концертов» не отвечают основным признакам праздника. Любой праздник должен быть эмоционально значимым событием для ребенка. Существует несколько условий проведения мероприятия:

Разнообразие форматов (концерт, квест, соревнования, выставка, спектакль, викторина, фестиваль)

Участие родителей.  Дети сидят не отдельно, а вместе с родителями, педагоги просят родителей подготовить детско-родительские выступления, устраивают конкурсы для родителей.

Поддержка детской инициативы. Необходимо, чтобы основная инициатива исходила от детей и дети сами с помощью воспитателя планировали и продумывали праздник (во что наряжаться, кто будет выступать). Взрослый должен только помочь детям реализовать задуманное.  Но при этом такие праздники как Новый год и День победы должны быть организованы взрослыми.

  1. Организация развивающей предметно-пространственной среды.  Главная задача педагога при организации развивающей предметной среды состоит в создании детям возможности выбора занятий по своим интересам, проявления самостоятельности и инициативы. Для реализации требований программы и ФГОС ДО пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон. В программе дается приблизительный перечень центров активности. Таблица №5.  Очень подробно описываются принципы организации центров и перечень материалов для их наполнения.
  1. Новый формат взаимодействия с родителями, при котором родители являются полноправными участниками образовательного процесса. Педагоги должны выстраивать доверительные, партнерские отношения с родителями. Для этого нужно: обеспечение открытости дошкольного учреждения , открытость и доступность информации, обеспечение максимального участия родителей в образовательном процессе, общение с родителями по поводу детей, обеспечение единства подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного учреждения и семьи.

По всем предлагаемым инновациям изданы, либо готовятся методические пособия, но это не означает, что существующие пособия уже не нужны. Классические конспекты занятий будут всегда востребованы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар по преемственности с дошкольными учреждениями "Федеральные Государственные Требования к реализации новой общеобразовательной программы «От рождения до школы» (презентация), Занятие с будущими первоклассниками по УМК "Предшкола нового поколения"

Семинар для воспитателей Федеральные Государственные Требования к реализации новой общеобразовательной программы «От рождения до школы».Занятие с будущими первоклассниками по УМК "Предшкола нового пок...

Новые возможности программы "От рождения до школы"

Основные инновации пятого издания программы "От рождения дошколы"...

Новые возможности программы "От рождения до школы"

В программе "От рождения до школы" (2020) представлены основные компоненты оптимальной организации образовательно-воспитательного процесса. Презентация поможет воспитателям познакомиться с н...

Новая образовательная технология – «Развивающий диалог» в соответствии с ФГОС ДО и новой программой «От рождения до школы»

Презентация по теме "Новая образовательная технология – «Развивающий  диалог» в соответствии с ФГОС ДО и новой программой «От рождения до школы»  ...

Консультация для педагогов "Новые возможности программы «От рождения до школы»"

Консультация для педагогов ДОУ о новом издании инновационной  программы дошкольного образования "От рождения до школы"  под редакцией Веракса Н.Е., Комаровой Т.С., Дорофеевой М.Ф....