Ходить! Нельзя бояться! (адаптация к детскому саду)
консультация
Рекомендации родителям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sentyabr_hodit_nelzya_boyatsya_adaptatsiya_k_detskomu_sadu.docx | 122.34 КБ |
Предварительный просмотр:
СКОРО В САДИК: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ВСЕМ РОДИТЕЛЯМ ОБ АДАПТАЦИИ МАЛЫШЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ?
КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К САДИКУ?
От чего зависит легкость или тяжесть адаптации детей к садику? Чем отличается адаптация от дезадаптации? Как лучше расставаться с ребенком в первые дни? Как готовить малыша к этому событию? Пошаговые рекомендации с примерами, полезная практическая информация для родителей малышей.
РАЗДЕЛ 1. О ЧАСЕ ИКС, ВЫЛЕТЕ ПТЕНЦОВ ИЗ ГНЕЗДА И ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ
Вам знакомо такое состояние мамы? «Такая грусть меня охватывает…», «Я просто смирилась…», «У меня чувство вины и уверенности, что так быть не должно…», «Завтра меня пугает, сердце не на месте, я очень переживаю…», «Обида его на меня нарастает – я чувствую это…», «Садизм это — уже два месяца мы плачем… — мы сами способствуем приобретению невроза, я уже не уверена, что сама этого хочу… может быть, это вообще нам не нужно?», «Отрыв тяжело мне дается…», «Я уже хотела наплевать, сама пью (название лекарства), дочери даю успокоительный сироп», «Мне кажется, что я слышу плач за три километра», «Меня сегодня чуть не трясло саму, как вспоминала его слезы…», «Главное – не раскисать самой, твердость характера… убеждаю себя в этом каждый день», «Я сегодня утром ходила по квартире как тигрица в клетке, ничего не могла делать, все мысли только о нем… ни о чем думать больше не могу».
Как вы думаете, о чем, о какой ситуации в жизни были сказаны эти слова и фразы? Прошу дальше не читать, пока Вы не ответите сами себе на этот вопрос. Когда у Вас было такое состояние? На что оно похоже? Похоже на развод, правда, или на потерю близкого человека, на драму в жизни? Но это не так. Все эти слова были сказаны самыми обычными мамами про самую обычную ситуацию, которая бывает в жизни очень большого количества семей – о первых днях ребенка в детском саду и адаптации к садику. О «часе икс» — первом выходе ребенка из семьи в «общество», который настал в жизни ребенка и который, увы, закончился его тяжелой адаптации.
А почему адаптация к детскому саду у ребенка тяжелая? Можно ли было это предсказать и предупредить сложности? Все ли дети готовы к садику или есть «не садовские» дети? Чем адаптация отличается от дезадаптации? К какому возрасту дети готовы к садику? Почему дети по-разному адаптируются? Как готовить малыша к садику – готовить заранее, а не в последний день — к этому очень важному в его жизни событию? Достаточно ли просто рассказать ему о садике или нет? Как избежать типичных ошибок? Правильно ли мнение «Адаптация со слезами – хорошая адаптация, хуже, если без слез, плохо, когда ребенок молчит и не плачет? Давать ли в садик домашние игрушки или вещи в садик? Правда ли, что надо оставлять ребенка в садике как можно быстрее, пока он не видит, что Вы ушли? На эти и другие ваши вопросы я буду отвечать в этой статье. Для меня очень важно, чтобы адаптация ваших малышей прошла по-другому. Я хочу чтобы Вы знали самые главные закономерности адаптации детей и уберегли малышей от тех сложностей, которые всегда возникают в этот период.
Ведь первый «вылет из гнезда» может проходить у ребенка и по-другому!
Я расскажу в этой свой статье об адаптации с точки зрения и ребенка, и родителя, и с точки зрения педагога с 15-летним опытом работы с малышами. Ведь за эти годы я видела адаптацию многих деток в самых разных учреждениях образования и поэтому знаю, как можно им помочь. Советы мои будут реальные, жизненные, из моего опыта ведения детей и семей.
А пока, чтобы Вы лучше прочувствовали, что думает ребенок, идя в первый раз в детский сад или в группу детского сада, я расскажу одну интересную историю. Историю о ребенке… без головы!
РАЗДЕЛ 2. РЕБЕНОК… БЕЗ ГОЛОВЫ, ИЛИ КАК НАЙТИ КОНТАКТ С РЕБЕНКОМ. ИНТЕРЕСНАЯ ИСТОРИЯ ИЗ ЖИЗНИ. ИЗ ДНЕВНИКА ПЕДАГОГА
В моей жизни педагога были разные ситуации, но эта сцена, случившаяся с моей коллегой, очень ярко передает эмоции и чувства ребенка идущего в первый раз в детский сад. Цитирую: «Я в своем кабинете всё приготовила для детей, разложила игрушки, картинки, продумала несколько вариантов проведения занятия. Вдруг дверь распахивается и в мой кабинет врывается дежурный администратор с криком: «Ася! Срочно бегите за мной. К Вам ребенок, он остался без головы! Срочно, бежим, без Вас мы не знаем, что делать». Еще не понимая, что к чему, несусь за администратором. На ходу спрашиваю: «А что случилось? Как это… без головы???» и получаю еще более странный ответ: «Голова у нее в заборе осталась».
Вот и примчались к месту событий. Вижу плачущую девочку, рядом с ней белую как полотно ее маму. И вижу причину – голова девочки засунута между железных прутьев забора: туда она вошла, а обратно… не выходит. Девочка в панике и плачет, рвется внутри этих страшных прутьев. Спрашиваю у мамы: «Как это случилось?». Ответ: «Дочь боялась идти на занятие, рыдала, я ее уговаривала и тащила за собой, тогда она тогда вцепилась в забор. Я ее хотела оттащить, стала тянуть. А дочь чтобы я ее не оттащила засунула голову в забор, а высунуть теперь не может. Застряла. Мы уже пробовали достать голову, помогали ей, толкали – ничего не выходит». Мелькают мысли в голове: «Кого вызывать? Спасатели? Скорая? Пилить прутья?».
Решаю попробовать решить проблему самой: если голова туда вошла, то и обратно должна же она выйти! Главное, чтобы ребенок захотел это сделать. Начинаю знакомиться с ребенком. Приседаю чтобы быть на уровне глаз ребенка, говорю, как меня зовут, говорю, что пришла с ней познакомиться. Ребенок успокаивается и отвечает свое имя. Пока девочка смотрит на меня широко раскрытыми глазами. Я рассказываю о себе, о том, что я люблю делать (плавать, кататься на санках, петь и т.д.), что я люблю есть и т.д. и спрашиваю, а что любит делать девочка. Завязывается диалог. Девочка всё больше успокаивается. Тогда я начинаю потихоньку помогать ребенку, мне важно вызвать мотив прийти ко мне в наш детский сад на занятие. Загадочным голосом говорю ей почти шепотом на ушко: «Ты знаешь, кто тебя ждет в этом здании? Нет?!!! (изумление) Тебе не сказали наш главный секрет? (еще более изумленно). Тебя ждет волшебный попугай. Как ты думаешь, какого он роста? (девочка показывает ладошку) Нет. Выше! Еще выше! Вот он какой (показываю рост ребенка). Ты когда-нибудь видела таких больших попугаев? (девочка изумлена, слушает меня с интересом, придвинулась ко мне). Нет? Тогда надо обязательно посмотреть на нашего Кешеньку. А наш Кеша еще и веселый, он умеет петь, танцевать и играть с детьми. Его все дети обожают. Летом он жил у нас один – одинешенк, Он очень соскучился за лето. Хочешь с ним поиграть? (девочка уже готова идти к нам, глаза блестят, улыбка появилась на личике). Тогда аккуратно доставай голову и пойдем». И – упс! – голова легко достается из прутьев, она дает мне руку и мы уверенной походкой идем на занятие. Больше проблем у нас не возникло, ей понравился и попугай, и игры. Почему? Потому что возникло доверие к педагогу, возникло ощущение безопасности, понимание, что здесь будет хорошо, интересно, радостно и что здесь тебя обязательно поймут.» Но… представьте себе, какой был страх, великий ужас в головке у этой малышки, если она была готова оставить голову в заборе, только не ходить в это страшное незнакомое здание к непонятно какой новой тете!
Для педагогов – обратите внимание на несколько важных моментов в этой истории: «техника» успеха в налаживании контакта с ребенком.
- был сначала установлен контакт глаза в глаза с достаточно большого расстояния, на которое педагога подпустил к себе ребенок, он не «посягал» на более близкое расстояние, т.к. ребенок ее сначала боялся,
- она рассказала девочке сначала про себя, ей было важно увидеть в ней не педагога, а просто человека с обычными человеческими интересами. И после этого она стала готовой вступить в диалог со ней. Такой диалог строится так: «Я люблю есть пюре. А ты? (ответ ребенка), Мне нравится голубой цвет. А тебе? Тоже? А какое домашнее животное тебе нравится? А у меня живет,.». Реплики небольшие, идет передача инициативы от педагога к ребенку. Такой мотив для начала общения подходит для ребенка 5-7 лет. Если же малыш младше — то лучше всего познакомить его с игрушкой, пусть игрушка сама придет и пригласит ребенка в группу, даст ему потрогать себя (тактильный контакт очень важен), возьмет за ручку и приведет в детский сад, поиграет в прятки (ребенок заодно освоится с пространством группы).
- был использован игровой момент, интересный большинству дошкольников для создания мотива побывать у нее на занятии. Причем это было действительно «волшебно, неожиданно» - то, что привлекло бы любого ребенка. Для начала контакта это очень важно.
- когда у ребенка возник мотив, он сам решил свою проблему. Если же она бы заставляла бы его доставать голову из забора, впала бы в панику, ругала бы маму и т.д. – проблема бы усугубилась.
РАЗДЕЛ 3. ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ, ЛЕГКАЯ ИЛИ ТЯЖЕЛАЯ БУДЕТ АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ У РЕБЕНКА. ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ КАЖДОЙ МАМЕ!
ПОЧЕМУ одни дети в процессе адаптации к детскому саду сразу же начинают чувствовать себя в садике как «рыба в воде», а другие долго плачут и зовут маму? Правда ли, что дети из неблагополучных семей всегда легко адаптируются к садику, а плач и истерики ребенка в первые дни посещения садика – это свидетельство его хорошего эмоционального и познавательного развития, того, что он лучше развивается, чем его сверстники? Почему одни дети сразу же идут на контакт с воспитателем, а другие сторонятся и педагогов, и детей хотя дома и во дворе при маме весьма общительны?
В ЧЕМ ЖЕ ПРИЧИНА? Чтобы правильно помочь ребенку в период адаптации к садику, нужно и важно понимать его потребности и особенности. А они разные у разных деток даже одного возраста. Давайте представим себе разных детей, которые пришли в один и тот же месяц к одному воспитателю в одну группу одного и того же детского сада, причем и садик хороший, и воспитатель замечательный, любящий и детей, и свою работу. Означает ли это, что у всех этих детей будет легкая адаптация? Увы, нет. И нам очень важно понять, почему.
ИССЛЕДОВАНИЯ ПОКАЗАЛИ, что основной фактор, который нам важно учесть, когда мы продумываем помощь ребенку в подготовке его к садику – это фактор привычного для него общения в период домашней «досадиковской» жизни. Научным языком говоря, нам важно понять, какая ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ СО ВЗРОСЛЫМ сформирована у этого конкретного малыша, а какая еще нет? Что самое важное для этого ребенка в его общении со взрослым?
ВЫДЕЛЯЮТ ТРИ ГРУППЫ ДЕТЕЙ по ведущей форме общения малыша со взрослыми и, соответственно, по степени легкости — тяжести адаптации к детскому саду. Вы сможете прямо сейчас определить, к какой группе относится Ваш малыш и определить риск тяжелой адаптации для него и понять, что Вам уже сейчас нужно и важно сделать.
ПЕРВАЯ ГРУППА ДЕТЕЙ. НАЗОВЕМ ЕЕ ТАК: «МНЕ НУЖНА ТОЛЬКО МАМА»! ЧТО ЖДЕТ РЕБЕНОК ОТ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМ?
ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ И ОБЩЕНИЯ ЭТИХ МАЛЫШЕЙ. Первая группа детей – это дети, у которых пока сформирована потребность в общении только с близкими взрослыми. Причем они ждут от взрослых не интересных совместных занятий или новых интересных игр, нет! Они ждут просто внимания, ласки, доброты, объятий и поцелуев, чтобы их подержали на ручках, чтобы им уделили много индивидуального внимания, причем — это важно — они хотят их получить именно от своей мамы (или бабушки, если бабушка ухаживала за малышом, пока родители были на работе), они очень привязаны к ней. Отделения от мамы еще не произошло (сколько бы лет ни было ребенку).
КАК ЭТО ПРОЯВЛЯЕТСЯ в адаптации детей к садику? Малыши с утра до ночи просят и даже требуют маму, плачут, заходятся в истерике, отказываются в садике не только от сна, но и от еды (вплоть до рвоты), отказываются от любых игр и игрушек, «протестуют» против любых действий педагогов – одевания, укладывания спать. Этих малышей, увы, очень трудно успокоить после ухода мамы, они отталкивают от себя любого педагога, могут залезать под стол, прятаться от всех за занавески или не выходить из раздевалки, плача и ожидая маму . Причем это происходит не только в первые дни, но и очень долго.
Позитивного опыта общения с незнакомыми взрослыми (поездки в гости, остаться без мамы на ночь у бабушки или в гостях, поехать всей семьей в турпоход вместе с другими семьями или на семейный фестиваль) у ребенка совсем нет или очень мало. Всегда было «уютное знакомое гнездышко» семьи, узкий круг общения … и вдруг — резкий вылет надолго из «гнезда», без «репетиций» и без мамы!!! Это очень страшно для ребенка, его к этому совсем не подготовили.
А что же воспитатель? Если он возьмет ребенка на ручки, приласкает? Увы, воспитатель не может утешить этих малышей т.к. у них пока развита только потребность общения с собственной мамой, а маму никто и никогда им не заменит. Конечно, ребенок утихомирится на время на ручках у воспитателя. Но в группе много деток и держать всех на ручках постоянно невозможно!
Малыши этой группы очень тяжело переживают любую разлуку с мамой, особенно если мамы до этого не обеспечила им опыт нахождения с другим надежным человеком. Чем уже круг общения семьи, чем меньше ребенок общался с разными взрослыми до садика – тем сложнее происходит его «вылет из гнезда», тем травматичнее период адаптации.
ЧТО ДЕЛАТЬ УЖЕ СЕЙЧАС: важно начать подготовку к садику уже сейчас.
Дам ТРИ ГЛАВНЫХ РЕКОМЕНДАЦИИ — ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ ПРЯМО СЕЙЧАС ЧТОБЫ АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ ПРОШЛА ЛЕГЧЕ.
1. Постепенно расширять круг общения своего ребенка со взрослыми – например, когда-то ненадолго оставить его поиграть у соседей с их детьми, оставить ночевать у бабушки без мамы и папы, выехать с другими взрослыми семьями на природу и т.д.
2. Развивать умение общаться со взрослым — переводить ребенка с уровня только ласки на уровень сотрудничества со взрослым. Что такое сотрудничать со взрослым? Это обучать ребенка рисовать, лепить, играть с игрушками, а также в подвижные и настольные игры не только с мамой, но и с другими взрослыми – гостями, родственниками, соседями и их детьми, старшими детьми, вашими знакомыми. Например, пусть малыш погуляет во дворе с Вашей подругой, поиграет с ней, она его поучит рисовать или петь (в зависимости от ее интересов). А может быть, Ваш малыш останется дома без вас ненадолго с родственниками, которые приехали вас навестить и займут его интересным делом (например, вместе испекут — полепят пирожки или сделают салат).
3.Уже сейчас нужно понять и осознать, что для этого малыша нужна очень плавная мягкая система посещения садика. Начинать посещение детского сада с «обычной» и очень распространенной «схемы» резкого входа в режим детского сада (отдать ребенка сразу же на полдня, а затем на весь день без мамы) в этом случае нельзя. Ребенок еще к этому не готов. Поэтому надо искать садик, в котором Вам разрешат присутствовать в первые недели рядом с ребенком.
Как видите, всё в наших руках:). Не зря о наших сложностях говорится так «Дорогу осилит идущий». Начинайте же этот путь сейчас, за нас никто его не пройдет! Если мы знаем проблему, поняли, в чем ее суть — то нужно просто не бежать от нее, а начать ее решать. И всё будет хорошо!
ВТОРАЯ ГРУППА ДЕТЕЙ. ДЕТИ, У КОТОРЫХ УЖЕ СФОРМИРОВАЛАСЬ ПОТРЕБНОСТЬ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ СО ВЗРОСЛЫМИ В ПАРЕ «ВЗРОСЛЫЙ + РЕБЕНОК»
Для этой группы деток важна не просто ласка от мамы, они переросли этот этап. Им важно интересное со взрослым общее дело – игра, общение, наблюдение и т.д. с предметами (кисточки, краски, глина, пластилин, игрушки, эксперименты со льдом и водой и т.д.).
КАК ЭТИ МАЛЫШИ РАСТУТ В СЕМЬЕ
У детей второй группы сложился более широкий круг общения в семье, чем у малышей первой группы. У них уже есть большой позитивный опыт нахождения без мамы с соседями, друзьями семьи, дальними родственниками, к которым семья ездила в гости. Они легко расстаются с мамой, оставаясь наедине с другими взрослыми у себя дома или в гостях.
С ними много рисовали, лепили, играли в семье в разные игры, и они привыкли к том, что взрослые занимаются с ними чем-то интересным, ждут этого от взрослых. Дети приносят взрослому игрушки, картинки, краски (часто молча). Зачем? Чтобы взрослый их научил чему-то, показал им что-то интересное! Им мало того, чтобы взрослый их просто подержал на ручках, обнял и поцеловал. Они активны и хотят действовать!
В семье старались развивать посильную самостоятельность ребенка (учили одеваться и раздеваться, убирать игрушки, умываться и т.п.). Ребенок в семье привык просить попить, поесть, в туалет и сможет сделать это словом или жестом и в садике. Поэтому взрослый для ребенка – это человек, который всегда придет на помощь, оценит и похвалит, является образцом действий.
КАК ВЕДУТ СЕБЯ ЭТИ МАЛЫШИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
Адаптация проходит легче, чем у детей первой группы. Эти дети уже более настроены на воспитателя, доверяют ему, наблюдают за педагогом, пытаются ему подражать, слушают его. Например, точно так же как воспитатель, раскладывают ложки на столе, причем не только в садике, но и дома. А некоторые малыши даже требуют.
Эмоциональное состояние детей этой группы в детском саду, увы, тоже нельзя назвать уравновешенным. Дети могут плакать в садике, но не постоянно, как малыши первой группы, а только когда остаются без персонального внимания со стороны педагогов. А при большом количестве детей в группе, такое случается не так уже и редко. Тогда малыши начинают вспоминать маму, дом, проситься домой. Но мои наблюдения показывают: стоит их увлечь интересной игрушкой, обратить на них личное внимание, назвать по имени – печаль тут же уходит! Но если воспитатель вдруг вышел из группы – тут же начинается плач ребенка или он начинает хныкать (состояние «вот-вот заплачу»). Просьбу ко всем детям «Дети, пойдем мыть руки» — эти дети еще не понимают. Им нужно, чтобы их назвали по имени индивидуально – «Сашенька, пойдем со мной мыть руки. Вот сюда. Иди к нам!».
Дети ни на миг не выпускают воспитатели из поля зрения. Им нравится, когда взрослый в садике с ними индивидуально лепит, рисует, играет, ведь это так похоже на то, что было у них в семье! Они готовы много общаться с педагогом индивидуально, и это не вызывает у них проблем. И взрослому тоже приятно с ними общаться наедине. Но как только воспитатель отходит к другим детям – тут же на их личиках появляется грусть. Вы догадались, что делает ребенок? Он бежит к воспитателю, просит у него всем доступными способами индивидуального внимания к нему – тянет ручки, тянет за одежду, присаживается рядом, смотрит в лицо и т.д. Каково же разочарование, если это не получается! Ведь деток в группе много, и он теперь не одно «главное и любимое солнышко», каким он несомненно был в семье, «солнышек» таких больше двадцати! Мир перевернулся!
Почему малышу так важен взрослый? Без внимания взрослого ребенок этой группы играть интересно еще не умеет, сам себя занять тоже не может, в его самостоятельной игре преобладают однообразные манипуляции с игрушками и предметами. Поэтому ему нужен и важен взрослый, который внесет разнообразие, научит, подскажет, сделает игру интересной.
Речь у малышей чаще всего ситуативная, очень простая – т.е. это отдельные слова, понятные только из ситуации. Даже если ребенок уже говорит короткими фразами, то он сам по своей инициативе никогда не обратится ко взрослому, только ответит на его вопросы.
Эти малыши совсем не тянутся к сверстникам. Для них они – конкуренты. Поэтому они их сторонятся. Они не очень не любят делиться игрушками, ведь они не привыкли что-то с кем-то делить дома. И хотят, чтобы это была его «личная» игрушка, в которую он будет играть с его «личным взрослым» в интересную игру. Приведу пример знакомой семьи. В первую же неделю после похода в детский сад произошло резкое изменение поведения Павлика дома. Когда домой приходили соседи или родственники, он тут же бежал в детскую, загораживал собой игрушки и кричал: «Моё! Никому не дам!». Потом шел к маме и говорил: «Ты моя мама! Играй со мной» и нес ей игрушку. До садика этот мальчик легко делился со всеми игрушками. Это тоже одно из проявлений адаптации, когда ребенок получил новый опыт, но еще не знает, когда и как его лучше использовать.
КАК ГОТОВИТЬ МАЛЫША К САДИКУ:
- важно развивать умение ребенка играть с самыми разными игрушками и в разные настольные игры, подвижные игры, игры с музыкальными игрушками, в настольный театр. Тогда дети, попав в детский сад, легко откликаются на предложение поиграть, с увлечением собирают конструкторы, обследуют новые игрушки в группе, собирают пирамидки, играют с водой и т.д.. Они могут найти себе интересное занятие, которое они уже хорошо знают по домашним играм.
- в игре и в целом в жизни важно приучать ребенка быть активным. Правило здесь одно: мы не делаем за ребенка то, что он уже может сделать сам. Не старайтесь при первом же затруднении, когда ребенок еще и не сообразил, как ему его решить, тут же всё решить за него.
- разыгрывайте диалоги с игрушками, давайте в этих играх образцы общения (какие слова можно сказать в этой ситуации, чтобы решить проблему). Разыгрывая ситуации с игрушками, Вы передаете ребенку способы общения и способы действий. Он будет чувствовать себя более уверенным.
Приведу примеры таких игр — инсценировок.
Ситуация 1. Мишка и зайка нашли мячик. Мишка говорит: «Это мой мячик. Я его первый увидел». А зайка отвечает: «Нет, мой. Я его первый взял». Разыграйте сценку с игрушками как мини-спектакль, покажите, как они договорились и стали играть вместе в мячик в разные игры (попади в корзину, прокати мяч по дорожке, отбей мяч о пол и т.д.) Потом предложите одну из ролей ребенку, например, он будет мишкой. А вы – зайкой.
Ситуация 2. Зайка строит дом. Не хватает детали для постройки, и нужно обратиться к взрослому за помощью.
Ситуация 3. Зайка строил дом, а мишка шел мимо и случайно разрушил постройку. Что дальше делать зайке и мишке?
Ситуация 4. Мишка в садике. Он хочет поиграть с …. ( называем игру или игрушку, которую любит ребенок) Игра стоит высоко, на полке – вот там (покажите наглядно, где). Что делать? Нужно попросить ее у воспитателя чтобы он помог ее достать.
Ситуация 5. Зайка пролил компот во время обеда. Или у зайки на столе не оказалось ложки во время обеда.
Таких ситуаций можно придумать очень много! Разыгрывая диалоги с игрушками, Вы вносите большой и очень важный вклад в социальное развитие ребенка, в развитие культуры общения, которая закладывается с детства.
ТРЕТЬЯ ГРУППА ДЕТЕЙ. ДЕТИ С ПОТРЕБНОСТЬЮ В АКТИВНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЯХ И В ОБЩЕНИИ СО ВЗРОСЛЫМ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ТЕМЫ
Это дети, у которых адаптация проходит в самом легком варианте.
КАК ЖИВУТ ЭТИ ДЕТИ В СЕМЬЕ: Дети имеют широкий круг общения, уже оставались без мамы (например, в группе кратковременного пребывания, на кружках, дома у соседей или друзей семьи и т.д.), Любят книги, познавательные игры, аудиосказки, умеют играть и увлекать себя игрой. Были с родителями в разных интересных местах. Семья имеет широкий круг контактов.
Главное для них в общении со взрослым – научиться чему-то новому, что-то интересное узнать у взрослого, во что-то новое поиграть и не обязательно индивидуально в паре «взрослый + ребенок». Они с удовольствием поиграют и с группой детей во дворе, если Вы организуете для них подвижные игры. Дети уже прошли этап индивидуального общения со взрослым и перешли к более высокой ступеньке в развитии общения.
Малыши хорошо говорят. Могут сказать, что им нравится и не нравится, попросить о помощи, договориться. Речь у детей фразовая, понятная сверстникам и взрослым. Дети дома инициативны в общении – сами могут задавать вопросы взрослым, попросить дать им игрушку, научить играть в понравившуюся игру.
КАК ВЕДУТ СЕБЯ МАЛЫШИ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ. Вы думаете, они не плачут? Нет, они плачут. Просто по –другому. Во-первых, плача мало, чаще всего только во время расставания с мамой в раздевалке. Во-вторых, после входа в группу- плача уже нет, он возникает редко, только если только кто-то обидел ребенка (например, нечаянно толкнул).
Войдя в группу, малыши готовы играть со сверстниками, тянутся к ним. Чаще всего у них хорошо развита игра, они умеют играть и умеют научить игре сверстников. Но не все дети инициативны в общении с другими детьми. Есть дети, которые трудно вступают в контакт. Но при этом они не сидят на стульчике, а занимают себя интересным делом, не скучают, просто пока они предпочитают заниматься им без внимания сверстников.
Такой ребенок принимает педагога доброжелательно. Дети любят разные занятия в садике – рисовать, лепить, заниматься в музыкальном зале и т.д , получают от них удовольствие.
Только у этой группы детей во время их пребывания в садике преобладает уравновешенное, спокойное состояние. И даже при выходе педагога из группы плача у них не возникает, они не волнуются. Адаптация заканчивается в течение месяца.
КАК ГОТОВИТЬ МАЛЫШЕЙ К САДИКУ? Они уже готовы к нему. Ребенок «созрел». По «лесенке» развития общения со взрослым он перешел постепенно с первой на вторую, а теперь уже и на третью ступеньку. Эта та ступенька, которая нам говорит, что пора ребенку выходить в более широкий мир, он хочет его познавать, он тянется ко всему новому, к сверстникам, к интересному. Вы сделали всё, что могли.
Полезно будет:
- прочитать ребенку книжки о садике (например, книгу Оксаны Стази «Жил-был Сережа», книжку в картинках «Зайка идет в садик» и другие подобные издания),
- сходить со знакомой семьей с детьми в садик на небольшую «экскурсию» чтобы ребенок увидел место, в которое он скоро пойдет.
- очень хорошо, если Вы покажете на фотографиях Ваш садик, деток в нем (фото можно увидеть на сайте детского сада), погуляете с ребенком по участку, когда детей на нем нет.
- если это возможно, то лучше предварительно познакомить ребенка с воспитателем, когда он будет наедине с ним (это лучше сделать вечером, когда большинство детей уже дома с родителями, и у воспитателя есть время на индивидуальное общение с Вами). И тогда Вы пойдете не просто в садик, а в садик к Татьяне Ивановне или к «тете Тане» (как будет называть воспитателя Ваш малыш).
РАЗДЕЛ 4. 10 ГЛАВНЫХ ПРАВИЛ ДЛЯ МАМЫ ПО ПОДГОТОВКЕ МАЛЫША К ПЕРВЫМ ДНЯМ В ДЕТСКОМ САДУ
Делюсь одной из полезных пошаговых шпаргалок: «Адаптация без слез и проблем». Сохраните, распечатайте, поделитесь с друзьями!
РАЗДЕЛ 1. ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ ЗАРАНЕЕ
ПРАВИЛО 1. ВСЕГДА ГОВОРИТЕ В ПРИСУТСТВИИ РЕБЕНКА О ДЕТСКОМ САДЕ И ВОСПИТАТЕЛЯХ ТОЛЬКО ХОРОШИЕ ОТЗЫВЫ. Если Вас что-то волнует, обсуждайте это вне внимания ребенка, когда он Вас не может слышать. И тем более нельзя никому позволять пугать Вашего ребенка детским садом (высказывания типа «Вот пойдешь в садик — узнаешь… оценишь… поймешь..»).
ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО: Представьте себе, что Вам нужно идти на новую работу, и Вы слышите о ней только хорошие отзывы. Вам будет легче туда идти в первый день, правда? Вы будете позитивно настроены на людей, на обстановку, будете готовы ее принять. А если до этого в течение нескольких месяцев Вы слышали только опасения, волнения, страхи и обсуждения ужасных историй с сотрудниками на этой новой Вашей работе, каково Вам будет туда идти?
Поэтому важно дать ребенку уверенность в том, что Вы ведете его в безопасное место к людям, которым Вы доверяете. Ему будет намного легче!
ПРАВИЛО 2. ЗАРАНЕЕ, ЗА НЕСКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ ДО ДЕТСКОГО САДА ВВЕДИТЕ В ПОВСЕДНЕВНУЮ ПРАКТИКУ РИТУАЛ ПРОЩАНИЯ МАМЫ И МАЛЫША. Например, обняться и помахать рукой «Пока». Или хлопнуть по ладошке и сказать «Я тебя люблю».
«Репетируйте» этот ритуал, дома, оставляя ребенка и уходя из дома сначала не небольшой промежуток времени и постепенно увеличивая его. Используйте этот ритуал и для расширения круга общения ребенка со взрослыми, например, оставьте на 10 минут поиграть с детьми соседей у них дома (сделайте ритуал прощания). Используйте этот же ритуал, когда прощаетесь с ребенком, оставляя его на ночь у бабушки с дедушкой в гостях. В дальнейшем используйте этот же ритуал при прощании с ребенком в детском саду.
ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО: привычная ситуация создает ощущение безопасности – подобная ситуация уже была в опыте ребенка, она узнаваемая, мама всегда после нее приходила к нему, значит, придет за ним и в садик.
Можно придумать аналогичный ритуал встречи с ребенком в конце детсадовского дня.
ПРАВИЛО 3. ТОЧНО НАЗЫВАЙТЕ ВРЕМЯ СВОЕГО ВОЗВРАЩЕНИЯ. Заранее, за несколько месяцев до посещения ребенком садика, введите еще один «ритуал» – всегда при разлуке, даже небольшой, четко говорите ребенку время, когда Вы вернетесь. И четко его соблюдайте. Например, я приду, когда ты проснешься/ я приду после полдника и т.д. Ребенку постарше можно показать на часы – «Когда эта короткая стрелочка будет вот здесь, на цифре пять».
ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО: Вы будете использовать этот ритуал в первые месяцы посещения ребенком детского сада. Расставаясь с ним утром, будете говорить, когда Вы придете. Например, я приду, когда Вы пойдете на прогулку / после прогулки / после музыкального занятия / после обеда. Ребенок будет чувствовать себя увереннее.
ПРАВИЛО 4. ЗАРАНЕЕ УЗНАЙТЕ МЕНЮ ДЕТСКОГО САДА, в который пойдет Ваш ребенок. Меню можно узнать у заведующей детским садом или у медицинского работника, у воспитателей. Обратите Ваше внимание на блюда, с которыми Ваш малыш не знаком. Начните их готовить дома еще летом, чтобы малыш к ним привык.
В период адаптации давайте ребенку больше соков, салатов, фруктов, овощей, продуктов, богатых железом (яблоки, гречневая каша).
ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО. Когда ребенок пойдет в садик, вокруг него будет много новых факторов, и пища в том числе. Чтобы Ваш малыш не пугался вида новых продуктов, например, той же цветной капусты, очень важно чтобы он их уже видел в семье, чтобы они воспринимались им как знакомые и безопасные для него.
ПРАВИЛО 5. ЗАРАНЕЕ УЗНАЙТЕ РЕЖИМ ДНЯ ДЕТСКОГО САДА – время завтрака, обеда, полдника, ужина, прогулки, дневного сна. Постарайтесь постепенно перевести домашний режим ребенка на режим, похожий на детсадовский.
ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО: ребенку намного легче адаптироваться. Например, во многих семьях ребенок просыпается в 10 часов, а укладывают дома детей спать на дневной сон в 15 часов. Но в детском саду уже в 9 утра начинаются занятия с детьми, а дневной сон ребенка проходит намного раньше ( в 15 часов воспитатели уже будят детей). Ребенку будет очень сложно перейти сразу же на новый режим. Переводите его на новый режим постепенно, начните летом чтобы к сентябрю малыш уже легко вставал утром, и днем спал именно в это время. Вам и ребенку будет значительно легче в первые месяцы адаптации. Ведь не выспавшийся ребенок начинает капризничать, плакать и т.д.
РАЗДЕЛ 2. ЧТО ВАЖНО ДЕЛАТЬ В ПЕРВЫЕ ДНИ В ДЕТСКОМ САДУ
ПРАВИЛО 6. ОБЕСПЕЧЬТЕ СПОКОЙНЫЙ ОТДЫХ РЕБЕНКУ В ПЕРВЫЕ НЕДЕЛИ АДАПТАЦИИ. Не водите в шумные места, в цирк, не принимайте большие группы гостей у себя дома в присутствии ребенка.
ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО: нервной системе ребенка нужно отдохнуть от перенапряжения и большого количества новых впечатлений (новые люди, шум детей в группе и т.д.) набраться сил дома.
ПРАВИЛО 7. СОХРАНИТЕ ДОМАШНИЕ ПРИВЫЧКИ РЕБЕНКА НА ВРЕМЯ АДАПТАЦИИ и не только дома, но и в детском саду. Например, нельзя во время адаптации начать отучать ребенка от соски или резко прерывать грудное вскармливание. Если Вы задумали изменить эти привычки, то лучше сделать это или за несколько месяцев до начала посещения детского сада или после завершения адаптации после полной нормализации сна, поведения, здоровья, эмоционального состояния ребенка.
ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО: нервная система ребенка во время адаптации к детскому саду и так испытывает большие перегрузки. Не нужно нагружать ее решением дополнительных, причем очень сложных для малыша, задач. Нужно же наоборот, сохранять те условия, к которым привык ребенок, на всё время адаптации его к детскому саду.
ПРАВИЛО 8. НИКОГДА НЕ СПРАШИВАЙТЕ РЕБЕНКА: «ТЫ ПОЙДЕШЬ В САДИК?», если от его ответа на этот вопрос не зависит Ваше решение.
ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО: Детям нужно всегда задавать только те вопросы с выбором, когда его мнение – ответ на Ваш вопрос действительно может повлиять на Ваше решение. Если же Вы ведете ребенка в садик, то независимо от его ответа на данный вопрос, это случится. Цель этого вопроса не ясна. Поэтому лучше просто сообщить ребенку о том, что он скоро идет в садик, обсудить, что его ждет, подготовить его к этому новому этапу жизни.
Будьте сами уверены в своем решении. Если Вы не уверены в своем решении отдать ребенка в садик и Вам нужно его обсудить – то лучше обсуждать его не с ребенком, а со взрослыми людьми, взвесив все «за» и «против». А ребенку уже сообщить Ваше готовое решение – скоро садик!
ПРАВИЛО 9. ДАЙТЕ РЕБЕНКУ В САДИК СВОЙ ДОМАШНИЙ МЯГКИЙ ПРЕДМЕТ. Это может быть мягкая игрушка, мамин платок и т.д. Спросите воспитателя о том, что можно принести.
ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО: эта домашняя вещь хранит заряд «домашнего тепла», запахи мамы, родного дома. Этот предмет в своей роли — «заменитель» мамы и дома во время пребывания ребенка в садике. Он очень нужен особенно во время первого дневного сна ребенка в садике. Домашний предмет помогает ребенку успокоиться.
ПРАВИЛО 10. ОБЕСПЕЧЬТЕ СЕБЕ ПОДДЕРЖКУ. Помните, что в период адаптации поддержка нужна не только ребенку, но и Вам – маме. Обращайтесь к специалистам за помощь.
Автор: А.Ю. Лифарева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»
В статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....
Адаптация к детскому саду. Как подготовить ребенка в детскому саду.
Презентация на тему "Подготовка детей к ДОУ"...
Консультация для родителей АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ Консультация для родителей АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ
Консультация для родителей АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ...
Адаптация младших дошкольников в детском саду: рекомендации родителям для поддержки ребенка для адаптации в детском саду.
Понятие адаптации. Рекомендации родителям, необходимые для правильной подготовки ребенка к деткому саду....
Адаптация младших дошкольников в детском саду: Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.
Адаптация младших дошкольников в детском саду:Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду. Начало посещения детского сада для ребен...
Адаптация младших дошкольников в детском саду: Работа с родителями для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.
Адаптация понимается сегодня как процесс эффективного взаимодействия организма с окружающей средой, который может осуществляться в разных масштабах, на разных уровнях (биологическом, психологическом, ...
Консультация для родителей "Что нельзя говорить ребенку в период адаптации к детскому саду"
Консультация для родителей "Что нельзя говорить ребенку в период адаптации к детскому саду"...