Семинар-практикум для родителей на тему: «УМ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ»
методическая разработка (старшая группа)
Развитие мелкой моторики чрезвычайно важно для детей. Развитие координации пальцев рук тесно связано с развитием речи и познавательных способностей, кроме того в быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит качество жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для родителей на тему:
«УМ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ»
Цель: Показать родителям важность работы по развитию мелкой моторики рук; обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольников.
Задачи:
- расширить знания родителей о развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста;
- пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ;
- познакомить родителей с нетрадиционными приемами и материалами, используемыми в работе с детьми по развитию мелкой моторики и координации движений рук, а также с играми и упражнениями для дошкольников;
- предоставить родителям практические рекомендации по применению игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.
Предварительная работа
- Приглашение родителей на семинар-практикум
- Выставка педагогической литературы
- Выставка дидактических пособий, тетрадей прописей для детей.
- Раздаточный материал для родителей: тарелочки с заготовками "Коврик", клеевой карандаш, пуговицы, пробки от пластиковых бутылок, прищепки, нитки с бусами, игры-шнуровки, пинцет, пипетка, «сухие бассейны» - ёмкости, наполненные горохом или фасолью; грецкие орехи, шишки, граненые карандаши , листочки бумаги, игры-вкладыши, кубики, мячики для массажа, зубные щетки, заготовки для оригами; конструктор, мозаика, пазлы, разрезные картинки, пирамидки, платочки, массажёры Су-джок, матрёшки; заготовки для оригами "Портрет папы", пальчиковый театр.
- Демонстрационный материал: массажёр, мяч с шипами, сундучок, образец оригами "Портрет папы"
Ход мероприятия
"Добрый вечер, уважаемые родители! Мы начинаем наш семинар- практикум: «Ум на кончиках пальцев».
Выражение «Ум ребенка — на кончиках пальцев» принадлежит известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому. Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребёнок. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов.
Наблюдая за детьми, педагоги выявили такую закономерность: у большинства детей отмечается общее моторное отставание, а также в развитии тонких движений пальцев. Часто мышцы пальцев рук у детей слабые или слишком напряжены. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы,
шнуровать ботинки, пользоваться вилкой, ножом во время приема
пищи.
Как выяснилось из бесед с родителями, многие из вас слышали о том, что мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, а как ее развивать, не все знают. Что такое моторика?
Моторика, в переводе с латинского – движение.
А, что такое мелкая моторика?
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Часто для понятия «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость».
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?
Оказывается, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная близко к речевой зоне. Следовательно, тонкие движения пальцев влияют на формирование и развитие речевой функции ребенка, поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук или мелкую моторику. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребёнок хорошо говорил, развивайте его руки!
Практическая часть
Для каждого возраста характерна своя степень сложности выполнения упражнений. Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячного возраста. Хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры - потешки. Даже пассивное сгибание, разгибание пальчиков малыша ускоряет процесс усвоение речи в два раза. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, пальчиковые игры, такие как:
- «Сорока-сорока...»,
- «Ладушки-ладушки...»,
- «Идет коза рогатая...» и др.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
Следующее задание родителям. Расскажите, какие игрушки для развития мелкой моторики имеются дома у вашего ребёнка. Почему вы рекомендуете их приобрести другим семьям?
(Выслушивает, обобщает ответы родителей)
Хорошими помощниками для развития мелкой моторики у детей являются развивающие игрушки:
1. Игрушки-шнуровки - дают возможность придумать множество игр.
2. Деревянная пирамидка - помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, размеров, цвета; изготовленная из дерева несет в себе положительную энергию, приятно держать в руках, всегда теплое на ощупь.
3. Кубики - развитие не только мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики.
4. Конструкторы - развивают пространственное мышление, моторику, творческие способности.
5. Рамки и вкладыши - способствуют развитию мелкой моторки рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления.
6. Фигурки на магнитах - развивают мелкую моторику, координацию движений, пространственного мышления.
7. Пазлы - развитие внимания, сообразительности, логического мышления, координированной работы глаз и кистей рук.
8. Мозаика - способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.
Приобретая игрушки для развития мелкой моторики у детей, важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат.
Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься дома.
Массаж и самомассаж кистей рук можно проводить с применением различных предметов: массажным мячиком, мячиком-ёжиком, грецкими орехами, зубными щётками, карандашами.
Предлагаю вам выполнить самомассаж, чтобы использовать дома с детьми.
1. Растирание зубной щеткой сначала подушечки пальца, затем медленно опускаться к его основанию, начиная с большого пальца до мизинца.
"Я возьму зубную щетку,
Чтоб погладить пальчики,
Станьте ловкими скорей,
Пальчики-удальчики".
2. Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками.
Мяч можно вертеть в руках, щелкать по нему пальцами - «стрелять», состязаясь в меткости, сжимать и разжимать в ладони, перекатывать по столу с удержанием его сначала (на первые две строки) между ладошками, затем большими пальцами, указательными, средними, безымянными, мизинцами.
"Мячик мой не отдыхает,
На ладошке он гуляет,
Взад-вперед его качу,
Вправо-влево – как хочу,
Сверху – левой, снизу – правой
Я его катаю, браво!"
3. Массаж шестигранными карандашами.
Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.
(Упражнение проводится с родителями)
«Добывание огня»
Прокатывание карандаша между ладонями.
"Карандаш катать я буду,
Может быть, огонь добуду".
4. Массаж грецкими орехами (шишками).
Катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.
"Научился два ореха,
Между пальцами катать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.
Я катаю свой орех
Чтобы был быстрее всех".
5. Массаж «четками», бусами
Перебирание «четок» развивает пальцы, успокаивает нервы.
"Пальчиковые игры"
В «пальчиковой игре» ребёнок рассказывает стихотворение руками. Она увлекательна и способствует развитию речи, творческой деятельности. В ходе игры ребёнок, повторяя движения взрослых, активизирует моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание.
Попробуем и мы с вами поиграть в такую игру «Идет коза рогатая…»
(Упражнение проводится с родителями)
Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Предлагаю Вам ряд игр с такими предметами.
Игры с пуговицами
Отлично развивает руку различное нанизывание. Нанизывать можно всё, что нанизывается: пуговицы, бусы, макароны.
Пуговичное ожерелье. Пуговицы можно нанизывать на нитку, изготавливая бусы.
Попросите малыша помочь вам навести порядок в шкатулке с пуговицами. Самые крупные — в коробочку побольше, средние — в среднюю, мелкие — в маленькую.
Теперь можно выложить из пуговиц красивый узор или фигурку, чередуя их по цвету, форме, величине: цветок, бусы, корзинку и т. п.
работа с пуговицами (застёгивание и расстегивание пуговиц разного размера).
Выкладывание пуговиц – выбрать самую маленькую и положить слева, выбрать самую большую и положить справа, среднюю по центру, впереди от себя и т. д., разложить от большой к маленькой пуговицы по порядку. Эта работа корригирует ещё и пространственную ориентацию, на нитку наденьте 3, 2, пуговицы, сколько осталось?
Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок, дома Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т. д.
Игры с сыпучими материалами
1. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
"Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи". Или:
«Мы тесто месили,
Мы тесто месили,
Нас тщательно все промесить попросили,
Но сколько не месим
И сколько не мнем,
Комочки опять и опять достаем.
2. Насыпаем в кружку сухой горох. На каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Можно подобрать любые четверостишия, например:
«Зашагали ножки: топ-топ-топ,
Прямо по дорожке: топ- топ- топ.
Ну-ка, веселее: топ- топ- топ,
Вот как мы умеем: топ- топ- топ».
3. Насыпаем горох на блюдце. Большим и указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набираем целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
4. Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д).
Игры с прищепками
1. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
2. Представьте вместе с малышом, что прищепки - это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик, выполненный из картона - это кормушка. Ну а малышу надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры. Очень интересно для детей «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона и т. д.
3. Ну и, конечно, развешивание носовых платочков после стирки и закрепление их прищепками. Это несложное задание даже для ребенка, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.
Игры – шнуровки
Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. (Многообразие шнуровок представлено на выставке).
Предлагаю вашему вниманию развивающую игру В.В.Воскобовича "Яблонька"
Игра развивает пространственную ориентировку, внимание, формирует навыки шнуровки, способствует точности глазомера, последовательности действий, знакомит ребенка с буквами, учить слитному чтению.
Работа с природным материалом
Можно выполнять массаж пальчиков и кистей рук малыша, давая перебирать, пересыпать, складывать по разным тарелкам: фасоль – в большую тарелку, горох – в среднюю, а рис – в самую маленькую. Наполняя бутылочки фасолью, горохом малыш слышит, как они звонко стучат по стенкам бутылочки. Его привлекает сам процесс: опускание бобов в отверстие. Можно попросить отмерить ложкой необходимое количество крупы. Покажите, как можно насыпать крупу с помощью ложки. Для того чтобы черпать ложкой, ребёнку придется активно вращать кистью руки, а также быть внимательным и аккуратным. Можно выложить узор, чередуя по цвету и форме различные бобы.
Можно выложить из палочек ствол дерева, из крылаток ветки дерева и т.п.
Игры со спичками или счётными палочками
«Квадрат» - "Четыре палочки сложил и квадратик получил".
«Треугольник» - "У треугольника три стороны и они могут быть разной длины".
«Кубик» - "У кубика много сторон, можно построить из кубиков дом".
«Трапеция» - "Трапеция больше на крышу похожа, юбку рисуют трапецией тоже; взять треугольник и верх удалить – трапецию можно и так получить".
«Прямоугольник» - "Прямоугольник квадрата длиннее, фигура попроще, рисуем смелее"
«Звёздочка» - "Звёзды нам с небес сияют, ночью путь нам освещают".
«Мост» - "Мост построим через реку для машин и человека".
Таким образом, мы каждый раз изменяем задание, чтобы постоянно удерживать интерес ребенка к продуктивной деятельности.
(Провести с родителями)
«Волшебный мешочек»
В этой игре ребенок развивает зрительные внимание, память, способность узнавать предметы на ощупь.
Ход игры. Один из двух одинаковых наборов мелких игрушек нужно поместить в мешочек. Игрушки из такого же набора по одной показываются ребенку. Он должен на ощупь выбрать из мешочка такую же игрушку. Через 2-3 занятия малыш должен сам узнавать игрушки на ощупь, не ожидая показа парной.
Казалось бы, на первый взгляд, простое задание для ребёнка, но на самом деле это очень сложно, на ощупь найти нужный предмет.
Варианты игры.
• Выбрать на ощупь из 4-5 мягких игрушек. Допустим - зайчика.
• Найти с закрытыми глазами две одинаковые мягкие игрушки
• Сравнить две мягкие игрушки на ощупь. Чем похожи? Чем различаются?
• На ощупь (через ткань) определить содержимое мешочка. (В мешочке могут лежать легкоузнаваемые предметы: кубик, коробок, матрёшка и др.)
• Найти одинаковые предметы в двух разных мешочках.
• С закрытыми глазами выстроить по высоте матрёшек.
Виды театра.
Разговорно-пальцевая деятельность наиболее естественна в детском театре.
В дошкольном учреждении используются различные виды театров: «Театр картинок», «Театр пальчиков», «Театр рукавичек», «Театр Петрушек». Здесь требуются умелые руки и желание произносить монологи, даже умение самостоятельно создавать сценарии, роли, озвучивать сценки. Куклы двигаются в такт музыке, поворачивают голову, кланяются, выразительно действуют «руками» - детскими пальцами.
Изобразительная деятельность
Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывает у детей пальчиковые игры на бумаге. Рисовать можно не только кисточкой, но и пальчиками, косточками, камешками, ракушками, пуговицами, веревочками. Волшебные превращения этих материалов в картинки радуют детей.
И, конечно же, такие традиционные формы работы по развитию мелкой моторики как:
• Рисование
• Лепка (пластилин, солёное тесто)
• Аппликация
В помощь родителям предлагаем следующую литературу:
- Крупенчук О.И. «Научите меня говорить правильно». – СПб., 2003г
- «Пальчиковые игры». – СПб., 2005г
- Кольцова М.М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка». – М., 1973г.
- Альбомы – развитие мелкой моторики: «Привет, ладошка!», «Мой мизинчик, где ты был?», «Вышли пальчики гулять» «Здравствуй, как живёшь?»
III.Подведение итогов семинара-практикума
"Уважаемые родители! Подходит к концу наш семинар-практикум. Ваше понимание значимости развития мелкой моторики рук помогут оградить ребенка от дополнительных трудностей в школе.
Спасибо за внимание!
Методическая литература:
1. Белая А. Е., Мирясова В. И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольника»
2. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика»
3. Алябьева Е. А. «Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения»
4. Черенкова Е. «Развивающие игры с пальчиками»
5. Агапова И., Давыдова М. «Игры с пальчиками для развития речи»
6. Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольника»
7. ТкаченкоТ. А. «Развиваем мелкую моторику»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: Таланты на кончиках пальцев»
Консультация для родителей на тему: Таланты на кончиках пальцев» /М. Монтессори/Подготовила воспитатель: Чернова О.В. МБДОУ д с №48 г. Белгород...
Семинар практикум совместно с родителями по теме гендерного воспитания
В конспекте описываются совместные формы и методы детского сада и семьи по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста...
Сценарий семинара-практикума с участием родителей на тему: «Сказка как источник развития речи, творчества детей и взрослых» с использованием образовательной технологии активных методов обучении (АМО)
Данное образовательное мероприятие с родителями разработано с использованием образовательной технологии активных методов обучения (АМО), что делает мероприятие интереснее, а родителей активными участн...
Консультация для родителей на тему: Таланты на кончиках пальцев» /М. Монтессори/
Поговорим о методе применения песочной терапии в детском саду....
Консультация для родителей на тему "Сказки на кончиках пальцев"
Пальчиковые игры по мотивам русских народных сказок и авторских сказок помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять знание содержания сказок, развивать речь и образно...
Семинар-практикум для родителей на тему: «УМ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ»
Семинар-практикум для родителей на тему: «УМ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ»...
Доклад для родителей на тему: «Речь на кончиках пальцев».
Цель: повышение уровня компетентности родителей в вопросах значения мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста.Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Источники спос...