Консультация для родителей на тему: Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребенка
консультация (подготовительная группа)
Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 10.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему:
Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребенка
Овладение родным языком является одним из основных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. И взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно.
Нарушение речевого развития отражается на развитии всей психики ребёнка, потому что сопряжено с нарушением общения. Многие родители полагаются в вопросе формирования хорошей речи у своих детей на детский сад. Однако практика показывает, что двух занятий в неделю недостаточно для формирования речевых умений и навыков, развития коммуникативных способностей. Поэтому, и для родителей, и для воспитателей необходимо обратить внимание на мощное вспомогательное средство стимулирования и развития речи - театрализовано-игровую деятельность, которая также оказывает выраженное психологическое воздействие на ребенка. По выражению О.П. Радыновой: «Театр – это волшебный мир, в котором ребёнок радуется, а играя, познаёт окружающее…»
В ходе театрализованной деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов и эмоционально-личностной сферы, а именно: расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире, стимулируется развитие психических процессов (восприятия, памяти, внимания, воображения), общей моторики, координации и целенаправленности движений, формируется опыт поведения, стимулируется развитие творческой и поисковой деятельности, самостоятельности. Театрализованная игра помогает изменить негативные установки по отношению ребенка к себе и к способам общения со сверстниками, взрослыми, преодолеть робость и неуверенность в своих силах, если таковые имеют место быть. Кроме того, разыгрываемые детьми роли помогают раскрыть потенциал, творческие способности ребятишек, способствуют формированию внутреннего мира. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Итак, театрализованная деятельность представляет собой кладезь стимулов для разностороннего развития ребёнка. Однако в данном контексте, мы рассмотрим более подробно лишь одно узкое направление - развитие речи. Театрализовано-игровая деятельность способствует развитию как монологической, так и диалогической речи. Необходимо донести до детей, что речь актёра должна быть более чёткой, звучной и выразительной, чем в жизни. Взрослый помогает сделать акцент то на дыхании, то на артикуляции, то на дикции, то на интонации, то на высоте звучания. А привычка к выразительной публичной речи воспитывается путем привлечения ребенка к систематическим выступлениям перед аудиторией, в том числе, во время занятий по театрализованной деятельности.
Велика роль стихов в детских театрализованных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Поэтому стихи носят тренировочный характер для формирования чёткой и грамотной речи.
Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Затем из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.
Создание спектакля с дошкольниками - очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает их в процесс постановки, помогает преодолеть трудности в общении.
Как правило, материалом для сценического воплощения служат русские народные сказки. Они несут в себе активизирующее воздействие на речевую деятельность и на эмоциональную сферу ребенка, выполняют лексико-образную функцию, формируют языковую культуру личности, активизируют и развивают внутреннюю слуховую память ребенка. Развиваются основные языковые функции – экспрессивную (которая заключается в способности выражать эмоциональное состояние говорящего - вербально образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу).
Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образцы речи дети используют в последствие как готовый речевой материал в свободном речевом общении. Инсценировки или отдельные сцены из спектакля, используемые в театрализации, являются готовыми моделями коммуникативных ситуаций.
Распределяя роли в игре - драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка в определенный период логопедической работы. Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь. Неважно, какую роль исполняет ребенок, важно, что он создает образ, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступает в речь. А желание получить роль какого-либо персонажа – мощный стимул для более быстрого обучения говорить чисто и правильно.
Таким образом, включение театрализованной деятельности в педагогическую, а также коррекционно-речевую деятельность, важно и необходимо в отношении развития речи, так как она:
- стимулирует активную речь за счёт расширения и уточнения словарного запаса,
- способствует усвоению богатства родного языка и его выразительных средств (интонации, темпа, ритма, т.д.),
- способствует совершенствованию артикуляционного аппарата, формированию звуковой культуры речи;
- способствует развитию элементов речевого общения (мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса),
- способствует формированию выразительной, эмоционально насыщенной монологической и диалогической речи.
Подводя итог, отметим, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития. Это также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи, одновременно приобщая детей к культуре словесного творчества родного народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребенка"
Нарушение речевого развития детей рассматриваются, прежде всего, как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Совместная со сверстниками...
Консультация для родителей на тему «Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребенка»
Материал будет интересен широкому кругу читателей...
Консультация для родителей на тему «Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка-дошкольника»
Театр – искусство прекрасное!Оно облагораживает, воспитывает человека.Тот, кто любит театр по - настоящему,Всегда уносит из него запас мудрости и доброты!К. С. Станиславский...
Консультация для родителей на тему: «Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста».
Театрализованная деятельность это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Изучая психолого-педагогическую и ...
Консультация для воспитателей на тему: «Влияние театрализованной деятельности на развитие речи ребенка»
Консультация для воспитателей на тему:«Влияние театрализованной деятельности на развитие речи ребенка»...
Консультация для родителей на тему: «Значение пальчиковых игр на развитие речи ребенка 2-3 лет»
Консультация для родителей на тему:«Значение пальчиковых игр на развитие речи ребенка 2-3 лет»...
Консультация для воспитателей на тему: "Роль театрализованной деятельности в развитии речи ребенка-дошкольника"
В материалах консультации отмечается место театрализованной деятельности в речевом развитии детей, особенности подбираемого речевого материала...