Статья "Влияние сказок на развитие личности ребенка"
статья (старшая группа)
В статье представлен материал о роли сказок в процессе воспитания детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vliyanie_skazok_na_razvitie_lichnosti_rebenka.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Супрун И. А., воспитатель
ГБОУ начальная школа – детский сад №662
Кронштадтского района Санкт – Петербурга
Статья
«Влияние сказок на развитие личности
ребенка дошкольного возраста»
Сказки являются эстетическим творчеством, как для детей, так и для взрослых. Это необходимое средство в постижении ребёнком мира, как внешнего, так и внутреннего. Сказка позволяет сделать процесс эмоционально-нравственного развития ребёнка контролируемым и целенаправленным. Основой любой сказки, как правило, становится фантазия и воображение ребенка. Сказочный мир открывает для детей те или иные чувства, и в этом тайна живучести в нашей душе сказочных образов и тайны их влияния на детскую душу. Задача сказки – дать образы, в которых выражаются, которыми питаются чувства. Она допускает значительные отступления от буквальной передачи реальности, открывая простор для творческого воображения.
Благодаря сказкам ребенок может выражать свои чувства и их влияние на ребенка, как на личность, достаточно большое. Между играми и сказками, всегда существовала большая связь. Всякая сказка в своей сущности – фабула игры, независимо от того, была ли эта игра сыграна, или нет. Говоря о сказке вообще, нельзя не вспомнить о первых сказках, в которых происходит тесное переплетение действительного и чудесного. В этих сказках невольно повествуется о том, что переживает дитя – они как бы воплощают в образе то, что есть в душе ребёнка. По сути игры являются инсценированными сказками. Всегда стоит помнить о том, что ребенок воспринимает сказки не как выдумку. Для него это реальность мира чувств, раздвигающая рамки обычной жизни, позволяющая на доступном для детей уровне познать сложнейшие явления, это символический банк жизненных ситуаций. Сказочные уроки – это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких. Для детей – это ни с чем несравнимые уроки нравственности, для взрослых – это уроки, в которых сказка обнаруживает своё воздействие на ребёнка. Сказка – это важнейший проводник эстетической жизни ребёнка.
Все виды сказок можно будет разделить на два вида: народные и авторские, которые в свою очередь можно разделить на три подгруппы: страшные, про животных и бытовые.
К народным сказкам можно будет отнести те, которые заключаются в окружении животного мира, где любой зверек может в любое время говорить с вашим ребенком. Это важно для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает. Начиная от людей, и заканчивая растениями и рукотворными вещами. Поэтому важно будет выбирать правильные сказки. Еще к народным сказкам можно отнести борьбу зла и добра. Такие сказки важны для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему, т.е. для морально-нравственного развития. Они научат вашего ребенка распознавать зло и развить стремление сделать мир лучше.
Многие дети, зачастую, ассоциируют себя с различными животными. Поэтому читать сказки нужно о тех животных, которые будут оказывать положительное влияние на вашего ребенка. Вокруг нас множество помощников. Но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием сами. Это очень важно для формирования чувства самостоятельности, а также доверия к окружающему миру. Наша жизнь многогранна, поэтому сюжеты народных сказок многообразны.
К бытовым сказкам можно будет отнести те сказки, где будет идти речь о семейной жизни, а также разрешения конфликтных ситуаций. Благодаря таким сказкам ребенок научится преодолевать трудности, которые могут появиться на его пути. Именно такие сказки являются незаменимыми для развития личности ребенка.
А вот страшные сказки помогут ребенку освобождаться от трудностей, напряжения и собственно страхов. Чаще всего в таких сказках всегда присутствует борьбы добра и зла. Ребенок должен самостоятельно выбрать персонажа, за которого он будет переживать, а задачей родителей и педагогов направить эти переживания в правильное русло.
А вот авторские сказки более трепетные, более образные, нежели народные. Существуют дидактические авторские сказки, которые создают педагоги, чтобы «упаковать» соответствующий учебный материал. Наряду с этим отвлеченные символы (арифметические действия, буквы, цифры) становятся одушевленными, и создается портрет сказочного мира. В таких сказках раскрывается важность конкретных знаний и смысл.
Еще один вид авторских сказок – психокоррекционные сказки. Их создают, чтобы более мягко влиять на поступки ребенка. Под исправлением здесь понимается смена непродуктивного стиля поведения на более эффективный. А также преследуется цель более доступного объяснения ребенку смысла всего происходящего. Использование таких сказок имеет ограничение по проблематике (ненормальное, непродуктивное поведение) и по возрасту (до 11-13 лет).
Ребенку следует читать все виды сказок, главное, чтобы он выбирал правильного героя, на которого бы ему хотелось равняться. Благодаря сказкам ребенок научиться понимать то, что вокруг него существует, не только добро, но и зло, с которым необходимо уметь бороться.
Таким образом, устное народное творчество оказывает огромное влияние на развитие личности. Возможности использования сказок в психокоррекционной работе значительно расширились, что в последнее время позволяет выделить отдельный вид психотерапии – сказкотерапию.
Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, процесс объективации проблемных ситуаций, процесс активизации ресурсов, потенциала личности. Сегодня сказкотерапия синтезирует многие достижения психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур – все это «упаковано» в сказочную форму, в форму метафоры, позволяющей ребенку воспринимать свои трудности и бороться с ними действенным способом, открывающей способность к изменениям и росту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние сказок на развитие личности ребенка
«В некотором царстве в некотором государстве;Жили-были….»Многим знакомы эти слова из детства и ощущение защищенности и спокойствия когда кто-то рассказывает сказку, а ты, затаив дыхание, слушаеш...
Журнал динамики развития ребенка дошкольного возраста по показателям развития личности ребенка в образовательных областях.
ФГОС ДО п.3.2.3. При реализации Программы может проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики(оценки индивидуа...
Зайдуллина Юлия. Анализ научно - исследовательской работы «Общение ребенка старшего дошкольного возраста со сверстниками как важный фактор развития личности ребенка» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №7 «Елочка» Ханты-Мансийск.
Ребенок развивается в коллективе сверстников. Становление его личности определяет потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Между детьми могут возникать разные формы взаимоотношений....
Авторитет родителей и его влияние на воспитание ребенка в семье и развитие личности ребенка
laquo;Ваше собственное поведение - самая...
ВЛИЯНИЕ СКАЗОК НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Данный материал позволяет родителям и педагогам понять механизм влияния сказок на развитие личности ребенка дошкольного возраста, через сказку помочь ребенку понять самые сложные чувс...
Консультация «Влияние личности педагога на развитие личности ребенка дошкольника»
Нет более гуманной, творческой, серьёзной, нужной профессии, как профессия – педагог. Именно она является фундаментом всех профессий в мире. Эта профессия по состоянию души, по зову с...
Выступление на районных педагогических чтения «Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания» Доклад: «Музыкально-театральная деятельность, как средство развития креативности и личности у детей старшего дошкольного возраста»
29 ноября 2019 года проходили районные педагогические чтения "Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания».Я выступала с докладом и презентацией на тему:...