Родительское собрание. Адаптация детей ясельной группы.
консультация (младшая группа)
Что представляет собой адаптация в ДОУ? Степени адаптации. Что влияет на адаптацию ребёнка? Этапы адаптации ребёнка к детскому саду. Памятка для родителей: адаптация ребёнка в детском саду и основные ошибки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie._adaptatsiya_detey_yaselnoy_gruppy.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание. Адаптация детей ясельной группы.
Что представляет собой адаптация в ДОУ?
Вопрос, как помочь ребёнку адаптироваться к детсадовскому коллективу, должен озаботить родителей ещё до того момента, как двери ДОУ распахнутся перед новыми воспитанниками.
Адаптационный процесс нередко чреват нежелательными сдвигами в детском организме, которые выражаются внешне в виде нарушенных поведенческих норм и «плохих» поступков.
Стрессовое состояние, в котором находится ребёнок, пытаясь приспособиться к изменившимся условиям, выражается следующими состояниями:
- нарушенный сон – ребёнок просыпается со слезами и отказывается засыпать;
- сниженный аппетит или его полное отсутствие;
- регрессия психологических умений – ребёнок, прежде говорящий, умеющий одеваться, использовать столовые приборы, ходить в горшок, «теряет» подобные навыки;
- снижение познавательного интереса – малыши не интересуются новыми игровыми принадлежностями и ровесниками;
- агрессия или апатия – деятельные дети внезапно снижают активность, а прежде спокойные малыши выказывают агрессивность;
- понижение иммунитета – в период адаптации снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям.
Детский сад и адаптация – понятия часто неразрывные, поэтому не следует воспринимать привыкание к ДОУ в качестве какого-то абсолютного зла и негатива. Наоборот, подобный процесс достаточно полезен для ребёнка, поскольку готовит его к будущим переменам в жизни – школе, институту, семейным отношениям. Обычно малыш привыкает к садику за пару-тройку месяцев. Но если детское состояние со временем не стабилизируется и возникают всё новые психологические проблемы (агрессия, тревожность, гиперактивность), следует обязательно пообщаться с психологом по поводу дезадаптации. Если же проблема никак не решается, возможно, стоит рассмотреть вопрос о более позднем посещении детского сада.
Степени адаптации
Процесс адаптации ребёнка в детском саду может протекать по-разному.
Лёгкая адаптация
В этом случае малыш вливается в детский коллектив за 2 — 4 недели. Подобный вариант адаптации характерен для большинства детей и отличается ускоренным исчезновением негативных поведенческих реакций. Судить о том, что малыш привыкает к садику, можно по следующим особенностям:
- он без слёз и истерик заходит и остаётся в групповом помещении;
- при обращении глядит в глаза педагогам;
- способен озвучить просьбу о помощи или показать жестами, если ребенок еще не разговаривает;
- первым идёт на контакт с ровесниками;
- способен занять себя на короткий промежуток времени;
- с лёгкостью подстраивается под дневной распорядок.
Привыкание средней тяжести
Адаптационный период в детском саду в данном случае длится не менее 1,5 месяцев. При этом ребёнок часто болеет, демонстрирует выраженные негативные реакции.
При наблюдении за ребёнком можно отметить, что он:
- с трудом расстаётся с матерью, плачет немного после разлуки;
- при отвлечении забывает о расставании и включается в игру;
- общается со сверстниками и воспитателем;
- придерживается озвученных правил и распорядка;
- адекватно реагирует на замечания;
- редко становится зачинщиком конфликтных ситуаций.
Тяжёлая адаптация
Малыши с тяжёлым типом адаптационного процесса встречаются довольно редко, однако их легко можно обнаружить в детском коллективе. Некоторые из них проявляют открытую агрессию при посещении садика, другие же уходят в себя, демонстрируя полную отстранённость от происходящего. Продолжительность привыкания может составлять от 2 месяцев до нескольких лет. В особо тяжёлых случаях говорят о полной дезадаптации и невозможности посещения дошкольного учреждения.
Основные особенности ребёнка с тяжёлой степенью адаптации:
- нежелание контактировать с ровесниками и взрослыми;
- слёзы, истерики, ступор при расставании с родителями в течение долго времени;
- отказ заходить из раздевалки в игровое помещение;
- нежелание играть, принимать пищу, ложиться в кроватку;
- агрессивность либо замкнутость;
- неадекватное реагирование на обращение к нему воспитателя (слёзы или испуг).
Следует понимать, что абсолютная неприспособленность к садику – явление чрезвычайно редкое, поэтому необходимо обратиться к специалистам (психологу, неврологу, детскому врачу) и сообща выработать план действий.
Что влияет на адаптацию ребёнка?
Возраст ребёнка
Наиболее желательным возрастом начала посещения детского сада является возраст около 2 лет.
В три года уже неплохо развито аналитическое мышление, у некоторых детей наступает кризис трех лет, когда у ребенка наступает период «Я САМ». Если кризис трех лет наслаивается на начало посещения сада — адаптация усугубляется. Дети в таком случае иногда воспринимают сад как «предательство» со стороны родителей, что их «бросили», «сдали».
Несмотря на распространенную позицию, что в сад ребенку лучше идти после 3 лет, эта позиция обусловлена скорее текущими возможностями государства, отсутствием мест в детском саду, отсутствием ясельных групп в ДОУ, а также навыками самообслуживания трехлеток.
Состояние здоровья
Дети с серьёзными хроническими заболеваниями (астма, диабет и пр.) достаточно часто испытывают сложности с привыканием в силу особенностей организма. То же самое относится и к детям, которые часто и подолгу болеют.
Основные проблемы адаптации болеющих детей в ясельной группе:
- ещё большее понижение иммунитета;
- рост восприимчивости к инфекциям;
- повышение эмоциональной лабильности (периоды плаксивости, истощённости);
- возникновение несвойственной агрессивности, повышенной активности или, напротив, медлительности.
Степень психологического развития
Ещё один момент, который может воспрепятствовать успешному привыканию к ДОУ – отклонение от усреднённых показателей познавательного развития. Причём привести к дезадаптации может как задержанное психическое развитие, так и одарённость. В случае задержки умственного становления применяют особые коррекционные программы, помогающие восполнить пробелы в знаниях и повысить познавательную активность малышей. При благоприятных условиях такие дети к школьному возрасту догоняют ровесников. Одарённый ребёнок, как это ни удивительно, также попадает в группу риска, поскольку его познавательные способности выше, чем у сверстников, к тому же он может испытывать сложности с социализацией и коммуникацией со сверстниками.
Уровень социализации
Адаптация ребёнка к детскому саду предполагает рост контактов с ровесниками и с незнакомыми взрослыми. При этом существует определённая закономерность – скорее привыкают к новому обществу те малыши, чей социальный круг не ограничивался родителями и бабушками.
Этапы адаптации ребёнка к детскому саду
Подобное разделение довольно условно, однако помогает понять, насколько успешным будет привыкание.
Первый этап – острый. Основная его особенность – максимальная мобилизация детского организма. Ребёнок постоянно возбуждён и напряжён, неудивительно, что родители и педагоги отмечают плаксивость, нервность, капризность и даже истеричность. Помимо психологических изменений, можно обнаружить и физиологические перемены. Повышается восприимчивость к инфекциям.
Второй этап - умеренно острая. Выраженность негативных реакций снижается, ребёнок приспосабливается к изменившимся условиям. Отмечается снижение возбудимости и нервности малыша, улучшение аппетита, сна, нормализация психоэмоциональной сферы. Однако говорить о полной стабилизации состояния пока не приходится. На протяжении всего этого периода возможно возвращение негативных эмоций.
Третий этап – компенсированный – стабилизирует детское состояние. В заключительном адаптационном периоде происходит полное восстановление психофизиологических реакций, ребёнок успешно вливается в коллектив. Более того, он может приобрести новые умения – например, пользование горшком или самостоятельное одевание.
Что делать, если адаптация к детскому саду уже началась?
- Не следует сразу отдавать ребёнка на целый день. Лучше всего осуществлять постепенный переход от привычного режима к изменённым условиям, то есть отдавать малыша сначала на пару часов, а уже затем увеличивать срок пребывания в садике.
- Проявляйте искренний интерес к тому, чем занимался ребёнок в ДОУ. Если он что-то слепил, нарисовал, поклеил, следует его похвалить и поставить поделку на полочку.
- Изучайте любую информацию, которую предоставляет воспитатель или психолог дошкольного учреждения. Обычно в группе устанавливается папка передвижка «Адаптация ребёнка в детском саду».
- Также следует чаще общаться с воспитателями, которые заполняют регулярно лист адаптации, специальный бланк посещения садика.
- Не переживайте особо, если ребёнок после садика кажется уставшим или осунувшимся. Разумеется, чужие люди, новые знакомства – это серьёзный стресс для детского организма. Пусть малыш отдохнёт и выспится.
- Чтобы малыши поскорее адаптировались, необходимо ограничить повышенные эмоциональные нагрузки. Отказаться от посещения массовых развлечений; мультики и просмотр различных изображений, видео также нужно ограничить.
- Обеспечьте ребёнку спокойную семейную обстановку во время адаптационного процесса. Выражайте своё расположение своему ребенку: целуйте, обнимайте и т.д.
Памятка для родителей: адаптация ребёнка в детском саду и основные ошибки
Никто из родителей не застрахован от ошибочных действий. Вот наиболее распространённые заблуждения:
- сравнение с другими детьми. Адаптируются все по-разному. Вот почему не следует сравнивать малыша с его ровесниками, которые гораздо быстрее привыкают к детскому коллективу и воспитателю;
- обман. Не нужно обещать ребёнку, что вы заберёте его через часик, если планируете вернуться только в вечернее время. Подобные родительские обещания приведут к тому, что малыш будет ощущать себя преданным;
- наказание садиком. Не следует наказывать ребёнка более длительным пребыванием в саду, если он привык находиться в ДОУ всего несколько часов. Это приведёт лишь к усилению нелюбви к садику;
- «подкуп» сладостями и игрушками. Некоторые мамы и папы подкупают ребятишек, чтобы те хорошо себя вели в дошкольном учреждении. В результате ребёнок будет в дальнейшем шантажировать взрослых, требуя от них гостинцы ежедневно;
- отправление в садик заболевшего малыша. В адаптационный период любая простуда способна надолго выбить ребёнка из колеи, поэтому не следует при недомогании отводить дошкольника в садик, иначе существует риск усилить симптоматику недуга.
Ещё одна распространённая родительская ошибка – исчезновение мамы, которая не желает отвлекать ребёнка от игрушек или детей. Подобное поведение приведёт лишь к тому, что у малыша повысится тревожность и возникнут многочисленные страхи.
Удачной адаптации к садику!
Подготовил: педагог-психолог Демьянова В.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое родительское собрание развлечение в ясельной группе "Вот на год мы стали старше"
Развлечение для детей ясельных групп, переходящих в группы детского сада....
Родительское собрание "Адаптация детей к условиям логопедической группы"
Адаптация детей к логопедической группе является очень важной. Чем быстрее пройдёт этап адаптации, тем быстрее и полноценнее начнётся коррекционный процесс....
Родительское собрание "Адаптация детей в ясельной группе"
Родительское собрание «Адаптация детей к детскому саду в ясельной группе»Задачи: Образовательная: Дать представление родителям о физическом, психическом, умственном развитии детей 1, 5...
Родительское собрание "Адаптация детей к условиям детского сада в группах общеразвивающей направленности"
Цель: взаимодействие семьи и педагогов в создании оптимальных психолого-педагогических условий для комфортной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения....
Родительское собрание :"Адаптация детей младшей группы ."
Это собрание поможет родителям и малышу привыкнуть к детскому садику. Рекомендации для родителей очень доступные ,грамотные .соответствуют возрасту ребенка. Прочитайте и вопользуйтесь. Желаю уда...
Конспект родительского собрания «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду» в первой ранней группе.
Конспект родительского собрания«Адаптация детей раннего возраста к детскому саду» в первой ранней группе....
Родительское собрание «Адаптация детей к детскому саду в ясельной группе»
Родительское собрание «Адаптация детей к детскому саду в ясельной группе»Задачи: Образовательная: Дать представление родителям о физическом, психич...