Статья "Музыкальные игры дома"
статья

Жиганова Екатерина Викторовна

Статья поможет родителям разнообразить досуг с детьми, интересно и полезно провести время, развивая музыкальные способности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnye_igry_doma.docx533.14 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                     Музыкальные игры дома.

«Это чудо, это чудо!
Это музыка повсюду!
Прилетает ниоткуда,
И играет, и поет.
На концерте соловьином,
В дальнем крике журавлином,
Даже в писке комарином,
Всюду музыка живет!»

В. Суслов

Как известно, музыка оказывает огромное влияние на развитие, воспитание и эмоциональный фон детей.  

Всестороннее развитие ребёнка предполагает музыкальное образование, а если он получает его в игровой форме, то это двойная польза для любого малыша. Музыкальность ребенка имеет генетическую основу и развивается у каждого ребенка при создании благоприятных условий.

Родители часто спрашивают: «В какие музыкальные игры можно поиграть с детьми дома?»

Самое важное во время игры – дать ребенку почувствовать, что взрослому приятно с ним общаться, нравится то, что и как делает ребенок.

Ранний возраст (1,6 – 3 года)

Начинать музыкальные игры можно уже в самом нежном возрасте. Как только ребенок начинает первые шаги, можно осваивать ритм.

Поиграйте с малышом в такую игру: хлопайте в ладоши, или топайте ногой ритм музыки. Сначала Вы будете делать все движения за ребенка: хлопать его ладошками (рука в руке), помогать топать ножками, сидя на стуле. Постепенно ребенок научится слышать ритм самостоятельно.

Когда малыш научится произносить первые слова, т.е. уже на втором году жизни можно развивать музыкальный слух, знакомить ребенка с низкими и высокими звуками. Для этого можно использовать или свой голос, или колокольчики, или детские музыкальные инструменты.

Для малышей очень полезен наглядный материал. Это может быть игрушка из магазина или сделанная вашими руками (мишка, зайка, лисичка и т.д). Познакомьте ребенка с игрушкой, расскажите о ней, обязательно дайте ее потрогать. Покажите движения, которые может делать игрушка, сами издавайте соответствующие звуки.

Попросите ребенка послушать и изобразить: Как летает и жужжит комарик, птичка. Как двигается мышка (очень высокие звуки), как лает собачка или мяукает кошечка (звуки средней высоты), как ревет или идет по лесу мишка (очень низкие звуки).

Пусть Ваш ребенок сопровождает свои звуки движениями, например, попросите его показать, как летает комарик: малыш имитирует движения комарика, а также жужжит тонким голосочком, рычит и переваливается с ноги на ногу, как медведь и т.д.

Для домашнего досуга подойдут и стихи, коротенькие песенки. Например, сборник песен Екатерины и Сергея Железновых. В них представлено множество задач, соответствующих данному возрасту. Мелодии очень лаконичны и понятны, слова доступны для восприятия малышами.

Постепенно, можете усложнять игры: добавлять предметы, музыкальные инструменты, приветствуются самодельные. Для данного возраста подойдут различного рода «шумелки».

Младший дошкольный возраст (3 – 5 лет)

Начиная с трех лет, эмоциональная сфера ребенка обогащается новыми впечатлениями. Он начинает более осознанно относится к окружающему, пытается сравнивать, сопоставлять. Развивается связная речь, увеличивается словарный запас. Однако необходимо помнить, что в этом возрасте музыкальная деятельность ребенка имеет неустойчивый характер, поэтому он по-прежнему не может долго слушать музыку и продолжительность ее слушания должна быть четко регламентирована.

          На четвертом году ребенка все больше привлекает звучание детских музыкальных инструментов и игрушек, так как у него к этому времени довольно хорошо развит тембровый слух. Его привлекает звучание таких детских музыкальных инструментов, как дудочка, барабан, бубен, металлофон, а также различная тембровая окраска самодельных звучащих игрушек.

Вот несколько игр, подходящих для домашнего использования:

 Игра «Отгадай, что я показываю».

Взрослый показывает руками, телом какой-то инструмент, игру на нем, а ребенку нужно отгадать, какой инструмент загадан. Затем меняемся: ребенок показывает, а взрослый отгадывает. Эта игра развивает память, воображение, мышление и творческие способности.

Игра «Концерт».

Приглашаются зрители (домочадцы, игрушки) в концертный зал (иногда бывают концерты в разных странах, куда надо прилететь на самолете, приехать на поезде).

Включается музыка (разная: классическая, танцевальная, детские песни и др.), и ребенок играет на музыкальных инструментах, танцует, бегает, кружится. Зрители аплодируют, артисты кланяются.

Игра развивает слух, память, воображение, мышление и творческие способности.

Игра «Угадай песенку»

Играть в нее можно при любом удобном случае. Правила игры очень просты: задумайте какую-либо хорошо известную Вашему ребенку песенку и прохлопайте ее ритм. Пусть он угадает песню, а затем загадает свою. Но не забывайте, что ребенку 3-5 лет трудно удержать в памяти большой отрывок мелодии, поэтому в игре загадывайте только припев песенки, вернее всего несколько строчек.

Игра «Спой мелодию»

Попросите ребенка напеть простую, только что проигранную вами мелодию, состоящую из 3-4 звуков.

Например: «Маленькой елочке», «В траве сидел кузнечик», «Как под горкой, под горой».

Игра «Эхо»

Взрослый громко произносит сочетания гласных звуков (у-а, а-у, и-о-у и т.д.), ребенку надо тихо отозваться этими же звуками, как эхо.

Игра развивает силу и мелодичность голоса.

Игра «Научи матрешек танцевать»

Игровой материал: большая и маленькая матрешки.

Взрослый отстукивает большой матрешкой несложный ритмический рисунок предлагая ребенку воспроизвести его.

Затем образец ритма для повторения может задавать ребенок взрослому.

Старший дошкольный возраст

Дети старшего возраста способны   выделять   и сравнивать признаки отдельных явлений, в том числе и музыкальных, устанавливать между ними связи.  Восприятие носит более целенаправленный характер: отчетливее проявляются интересы, способность даже мотивировать свои музыкальные предпочтения, свою оценку произведений.  В   этом   возрасте ребята не только предпочитают тот или иной вид музыкальной деятельности, но   и   избирательно   относятся   к   различным   ее сторонам. Например, они больше любят танцевать, чем водить хороводы, у них появляются любимые песни, игры, хороводы, пляски. Могут объяснить, как исполняется (например, лирическая) песня: «Нужно спеть красиво, протяжно, ласково, нежно». На основе опыта слушания музыки дети способны к некоторым обобщениям несложных музыкальных явлений.

«Угадай что звучит».

Для этой игры Вам понадобится несколько предметов, которые есть в каждом доме. Например, стеклянная бутылка, кастрюля, тарелка, стакан, фарфоровая чашка.

Возьмите карандаш за самый кончик и постучите по каждому предмету по очереди. Затем попросите ребенка отвернуться и постучите по каком-либо одному предмету. Когда малыш повернется к вам, дайте карандаш ему, и пусть он отгадает по какому предмету вы постучали. В начале игры не берите много предметов. Для того, чтобы игра понравилась, она не должна быть слишком сложной.

Чем чаще Вы будете играть в эту игру, тем лучше ребенок будет ориентироваться в звучании данных предметов. Постепенно ее можно усложнять.

 

«Музыкальные стаканы»

 Для игры нужны какие-либо одинаковые стеклянные сосуды: бутылки, или рюмки, или стаканы и еще металлическая ложка, или вилка. Пусть в начале их (сосудов) будет 2, чем старше ребенок, тем больше сосудов. Рассмотрим на примере бутылок. Наберите в одну бутылку немного воды, и постучите по горлышку бутылки ложкой, держа ее (ложку) за самый край. Попросите Вашего ребенка, с помощью воды и другой бутылки сделать такой же звук. Пусть Ваш малыш самостоятельно набирает какое-то количество воды в пустую бутылку, стучит по ней ложкой, и добивается нужного звука.

«Давайте хохотать»

Взрослый «прохохатывает» (на слог «ха», при желании, слоги можно менять) любую знакомую ребенку песню, ребёнок отгадывает. Потом песню загадывает ребенок.

«Музыкальная цепочка»

В игре используются песни, которые знают все участники игры, например, детские песенки из мультиков. Первый участник начинает петь песню и поет первую строчку, вторую строчку песни поет следующий участник и так далее. Цель игры спеть песенку без остановок. Помимо музыкальной памяти, участники игры будут развивать себе чувство ансамблевого пения.

А еще под музыку можно очень хорошо фантазировать и расслабляться. Лучше всего это делать перед сном, или, когда ребенка нужно успокоить. Для этого выберите легкую спокойную мелодию. Попросите ребенка сесть, или лечь в удобное ему положение, закрыть глаза и представить, что он попал в сказку.

Начните рассказывать, куда вы с ним попали и как здесь замечательно. Пусть ребенок расскажет, что он видит, и что он чувствует.

Следите за тем, чтобы элементы Вашего рассказа совпадали с темпом, настроением мелодии. Например, если звучит отрывистая музыка, то пусть в этот момент в Вашем рассказе Вы встретите зайчика. Или будете перепрыгивать через небольшие лужицы. А если мелодия плавная – можно представить себя птичкой, порхающей в небе или плыть на лодочке.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Играем с детьми в музыкальные игры дома"

Игра – основной способ обучения и воспитания дошкольников. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в будущем будут зависеть успешность его учеб...

Статья "Музыкальная игра-сказка, как инновационный подход к развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста"

В данной статье рассмотрим музыкальную игру-сказку, как средство инновационного подхода в развитии  музыкальных способностей у дошкольников....

Играем в музыкальные игры дома

Предлагаем вашему вниманию гры , в которые родители могут играть со своими детьми в домашних условиях...

Играем в музыкальные игры дома

Развиваем чувство ритма и музыкальность в домашних условиях....

Играем в музыкальные игры дома-1. Консультация для родителей.

Играем в музыкальные игры дома-1. Консультация для родителей....

Играем в музыкальные игры дома - 2

Играем в музыкальные игры дома - 2...

Статьи "Музыкальные игры с детьми дома"

Именно игра- главный способ обучения и воспитания дошкольника. Музыкальные игры помогают          освоению различных...