Музыкотерапия в детском саду
консультация (младшая группа)

Агеева Татьяна Леонидовна

Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Музыкотерапия17.22 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкотерапия как метод психотерапии

Музыкотерапия как разновидность психотерапии, целительное воздействие музыки на психоэмоциональное состояние человека.


Музыкотерапия как метод психотерапии
Музыкотерапия - разновидность психотерапии, это целительное воздействие музыки на психоэмоциональное состояние человека при неврозах, реактивных состояниях, стрессах, субдепрессиях; так же контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний. Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «исцеление музыкой». Значительная часть ученых считают музыкотерапию вспомогательным средством психотерапии, средством специфической подготовки пациентов к использованию сложных терапевтических методов. Другие авторы определяют музыкотерапию как:

- системное использование музыки для лечения, физиологических и психосоциальных аспектов болезни или расстройства;

- средство реабилитации при стрессах;

- средство профилактики, повышения резервных возможностей организма;

- средство оптимизации творческих сил;

- одну из новейших психотехник, которая призвана обеспечить эффективное функционирование человека в обществе, гармонизировать его психическую жизнь.

Музыкальная терапия, родившаяся как понятие в середине ХХ века, как лечебная практика существует с незапамятных времен. Писали о целебной силе музыкального воздействия и античные философы Пифагор, Аристотель, Платон, Плутарх. Пифагор вообще рекомендовал музыку как панацею для тела и души.

Впечатляет и музыкотерапевтическая практика. В Древнем Египте под музыку принимали роды. В Древней Индии она использовалась как способ заживления ран, полученных на поле битвы. Авиценна лечил музыкой психически больных. Гиппократ исцелял ею бессонницу и эпилепсию, Эскулап -- эмоциональные расстройства. В 19 веке французский психиатр Эскироль начал использовать музыкальную терапию в психиатрических заведениях.

Во многих странах Западной Европы и США стали организовываться и обрели большую популярность музыко-психотерапевтические центры: в Швеции и Австрии, Швейцарии, Германии. К настоящему времени музыкальная терапия получила распространение во всем мире, где она уже с середины ХХ ст. развивается как отдельная индустрия. Быстрому распространению музыкальной терапии способствует системный кризис медицинской помощи, общий негативный социальный фон.

Во второй половине ХХ столетия было доказано, что музыка активно влияет на функции всех жизненно важных физиологических систем, интенсивность разных физиологических процессов, дыхание и сердечнососудистую систему, кровообращение, приводит даже к определенным гормональным и биохимическим изменениям, в связи с чем музыкотерапевты разработали обширные каталоги лечебных музыкальных произведений самых разных жанров и стилей с учетом стимулирующего или успокаивающего лечебного действия.

В России первые научные работы, посвященные механизму влияния музыки на человека, появились в конце ХІХ - нач. ХХ столетия. В работах В.М.Бехтерева, И.М.Сеченова, И.М.Догеля, И.Р.Тарханова появились данные о благоприятном влиянии музыки на центральную нервную систему, дыхание, кровообращение и газообмен.

Основные терапевтические функции музыки

1. Специально подобранная музыка оказывает мощное энергетическое влияние на весь организм: регулирует психовегетативные процессы, нормализует ритм дыхания, пульс, давление, температуру, снимает мышечное напряжение. Музыка лечит от бессонницы, невроза, стресса, депрессии, улучшает пищеварение, оказывает влияние на гормональный обмен (регулирует выделение гормонов, снижающих стресс).

Но существует и вредная с терапевтической точки зрения музыка. Она отличается частым диссонансом, отсутствием формы, нерегулярностью ритмов. Экспериментально установлено, что если бой барабанов типа «тамтама» превышает 100 децибелов, слушатели падают в обморок.

2. Музыка развивает интуицию, скорость и образность мышления. Она может выступать в роли интеллектуального катализатора, усиливаеющего интуитивное познание внутренних свойств явлений. Музыкальное влияние устраняет категоричность суждений слушающего, стирает стереотипы и преодолевает максимализм мышления.

3. Музыка развивает коммуникативные способности и навыки межличностного общения. Известно, что музыка - это интернациональный язык, способный объединить людей разных национальностей, культур, возрастов, профессий и т.д.

Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям самого раннего возраста.

В дошкольном возрасте седативный или активизирующий эффект музыки достигается в музыкальном оформлении игр; музыкальной релаксации.

Для детей с различным темпераментом, соответственно, и музыка подбирается разная. Мелодии со спокойным ритмом («анданте», «адажио») должны слушать беспокойные дети. Согласно мнению медиков, таким детям подойдет немецкая или венская музыка из произведений Шуберта, Моцарта, Гайдна, а также рождественские церковные песнопения.

А заторможенным детям с плохим аппетитом, испытывающим проблемы с дыханием, необходимо слушать музыку в темпе «аллегро», «аллегро модерато», вальсы из балетов Чайковского, произведения Вивальди, маршевые композиции. Неоднократно отмечалось, что значительно сильнее влияют на ребенка мелодии со словами. Причем язык практически не имеет значения.

Наибольшим возбуждающим воздействием обладает музыка Вагнера, оперетты Оффенбаха, «Болеро» Равеля, «Весна священная» Стравинского,

«Каприз № 24» Никколо Паганини. Эти мелодии могут использоваться в работе с вялыми детьми.

Успокаивающее, уравновешивающее действие на нервную систему оказывают: «Времена года» Чайковского, «Лунная соната» Бетховена, фонограмма пения птиц.

Бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном.

Музыкотерапия как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия на развитие ребенка включает такие направления, как вокалотерапия (пение, музыкотерапия в движениях (танцы, музыкально-ритмические игры, музицирования на музыкальных инструментах и другие.

Отношение к музыке в нашем обществе несколько иначе, чем раньше, музыкальная среда заполнена эстрадно-развлекательной музыкой, поэтому важно поддерживать интерес детей к классической и народной музыке.

Спасибо за внимание. Желаю здоровья и гармонии Вам и Вашим детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Музыкотерапия в детском саду и дома".

Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни дошкольного образовательного учреждения. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают...

Музыкотерапия в детском саду и дома

Музыкотерапия  - одно из перспективных направлений в жизни дошкольного образовательного учреждения. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности....

Музыкотерапия в детском саду и дома.

Музыкотерапия в детском саду и дома....

Музыкотерапия в детском саду

Один из инновационных методов, которые начинают широко использоваться в детском саду в различных режимных моментах....

Музыкотерапия в детском саду

Термин «музыкотерапия» обозначает использование музыки в целях восстановления и укрепления здоровья....

музыкотерапия для детского сада

консультация для воспитателей...