Обогащаем словарный запас детей дома (рекомендации для родителей)
консультация (младшая группа)
Обогащаем словарный запас детей дома
(рекомендации для родителей)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 705.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Обогащаем словарный запас детей дома
(рекомендации для родителей)
Немного теории
К ак известно, в современном мире, красивая и правильная речь - символ высокой культуры и хорошего образования. Именно поэтому, чтобы ваш ребенок легко мог общаться с окружающими и четко выражать свои мысли, заботиться о его языке нужно с детства.
Увеличение словаря малыша тесно связано с развитием мышления и других психических процессов, с одной стороны, и компонентов всей структуры речи, с другой. Обогащая, уточняя словарный запас ребенка, мы одновременно формулируем грамматический строй языка и развиваем связную речь.
С амый активный период пополнения словарного запаса ребенок переживает с 2 до 3 лет. В этом возрасте многие дети неправильно произносят звуки, и поэтому могут возникнуть определенные неудобства контакта с окружающими. В 3-4 года ребенок уже знает тысячу слов. Он совершенно правильно использует личные местоимения, задает все больше вопросов, обожает рассказывать, что нарисовано на картинке, сравнивать большое и маленькое, красивое и некрасивое. В 4-5 лет наиболее развитые дети начинают замечать недостатки своей речи, стесняются говорить, избегают слов с «трудными» звуками.
Регулярно увеличивая словарный запас, ребенок параллельно усложняет предложения. С помощью слов малыш обозначает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с этим в его словаре рано появляются слова конкретного значения, позднее слова обобщающего характера. Также пополнение словарного запаса зависит от расширения представлений ребенка об окружающем мире. К пяти-шести годам он обычно говорит уже совершенно правильно. Активный словарь у детей увеличивается до 2500-3000 слов.
В ажнейшим фактором развития речи, в том числе и обогащения словаря, выступает общение взрослых с ребенком. Если в начале жизни малыша контакт со взрослым носит односторонний и эмоциональный характер, то в дальнейшем ребенок начинает общаться с помощью языка и контакт переходит в двустороннюю форму. В связи с этим развитие словаря во многом определяется социальной средой, где воспитывается ребенок. Возрастные нормы варьируются в зависимости от социально-культурного уровня семьи.
Для того чтобы словарный запас вашего карапуза становился богаче, самим родителям придется последить за своей иногда далеко не идеальной речью. Важно, чтобы разговор взрослых был наполнен более яркими и выразительными словами. Ребенок должен не просто знать слова, а применять их на практике. Для этого с детьми нужно как можно больше общаться и читать им книги.
Существует мнение, что особенно полезны в этом плане стихи. Слушая и повторяя, ребенок учится напевать слова, что значительно облегчает процесс их заучивания. Через стихи ребенок узнает, что существуют разные слова с одинаковым звучанием и разные слова со схожим значением.
По подсчетам педиатров, в 2-3 года ребенок знает 50-300 слов. В возрасте 3-4 лет запас увеличивается до 500-1200 слов. С 4 до 5 лет он возрастает до 1,5-2 тысяч слов. После 6 лет среднестатистический ребенок знает более 6 тысяч слов.
Игры для обогащения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста
«Из чего сделано?»
Цель: учить детей классифицировать предметы по определённым признакам.
Ход игры: взрослый просит ребёнка посмотреть вокруг и назвать только те предметы, которые сделаны из пластмассы (дерева, металла, стекла, бумаги, железа и т. д.), а затем произнести: «Игрушка из пластмасса, значит она пластмассовая, дудочка из дерева, значит она деревянная и т. д.».
"Найди противоположное слово"
Цель: развивать у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова.
- Сахар сладкий, а лимон (кислый). Луна видна ночью, а солнце (днем). Огонь горячий, а лед (холодный). Тополь высокий, а шиповник (низкий). Река широкая, а ручей (узкий). Камень тяжелый, а пух (легкий). Редька горькая, а груша (сладкая).
- Если суп не горячий, то, значит, какой? (холодный.) Если в комнате не светло, то в ней (темно). Если сумка не тяжелая, то она (легкая). Если нож не тупой, то он (острый).
« Отгадай, что это?»
Цель: учить сравнивать предметы.
Материал: предметные картинки.
Ход игры: выкладываем картинки перед ребёнком, просим запомнить их, затем ребёнок закрывает глаза, а взрослый переворачивает 1-2 картинки. Ребёнок открывает глаза и задаёт вопросы: «Живое, не живое? Из чего сделано? Какой формы? Это создано человеком (если не живой предмет) и т. д.». После отгадывания взрослый меняется ролью с ребёнком, теперь ребёнок переворачивает картинки, а взрослый угадывает.
«Кто или что лишнее?»
Цель: учить классифицировать предметы и дать обобщающие понятия.
Ход игры: Взрослый называет ряд предметов и просит ребёнка назвать какой лишний, объяснить почему. Например: «Курица, сова, индейка, гусь. Лишняя сова, т. к. курица, индейка, гусь – это домашние птицы, а сова дикая птица..
« Что делают?»
Цель: учить подбирать нужные глаголы.
Ход игры: Взрослый называет слово, например, «звезда», а ребёнок должен подобрать как можно больше глаголов к нему (светит, горит, сверкает, блестит, скрипит, темнеет, тает).
"Всё наоборот"
Цель: активизация словарного запаса.
Х од игры: Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:
Длинный - короткий, глубокий - мелкий, мягкий - твердый, легкий - тяжелый, тонкий - толстый, густой - редкий, сильный - слабый.
Говорить - молчать, смешить - довести до слез, разрешить - запретить, падать - вставать, смеяться - плакать, зажечь - потушить, помогать – мешать.
«Назови ласково»
Ц ель: активизация словарного запаса, научить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Ход игры: взрослый называет животного, а ребёнок называет этого животного ласково.
Белка – белочка, обезьяна – обезьянка, медведь – медведушка, бегемот – бегемотик, ёж – ёжик, слон – слоник, заяц – зайчик, лев – лёвушка, лось – лосик, леопард – леопардик, морж – моржонок и т. д.
«Опиши»
Ц ель: активизация словарного запаса.
Ход игры: взрослый просит описать членов семьи, например мама – весёлая, любимая, заботливая, ласковая, трудолюбивая, строгая, красивая, стройная, умная, работает, заботится, помогает, читает, готовит, стирает, убирает, гладит, шьёт, моет.
Бабушка - …
Дедушка - …
Папа - …
Брат - …
Сестра - …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обогащаем словарный запас детей
Консультация для родителей...
"Обогащаем словарный запас детей" консультация учителя-логопеда для родителей
Обогащаем словарь детей...
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Обогащаем словарный запас детей дома»
Рекомендации для родителей: "обогащаем словарный запас дома"....
Обогащаем словарный запас детей
В консультации вы сможете найти пару дельных советов о том как сделать процесс обучения интересный и не утомительным для ребенка, а так же узнаете несколько приемов, которые можно использовать для обо...
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: Вторая младшая группа, 3 – 4 года «Обогащаем словарный запас детей дома»
Обогащаем словарный запас детей домаКак известно, в современном мире, красивая и правильная речь - символ высокой культуры и хорошего образования. Именно поэтому, чтобы ваш ребено...
Активизация речи детей дома. Рекомендации для родителей по активизации речи детей 2-3 лет.
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста,особенно в возрасте от 2 до 3 лет, происходит очень быстро. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чис...
Обогащаем словарный запас детей
При недоразвитии речи ребенок неактивен в речевом общении; он не может связно рассказать о происходящих событиях...