Обогащаем словарный запас детей
консультация по логопедии
При недоразвитии речи ребенок неактивен в речевом общении; он не может связно рассказать о происходящих событиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obogashchaem_slovarnyy_zapas_detey.docx | 17.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Обогащаем словарный запас детей
При недоразвитии речи ребенок неактивен в речевом общении; он не может связно рассказать о происходящих событиях; наблюдается низкий уровень осведомленности об окружающем мире. Для успешного решения этих проблем нужно постоянно проводить с ребенком специальные игры и упражнения на подбор смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов, игры на словоизменения и словообразования. Бытовой словарь детей с нарушениями речи в количественном отношении значительно беднее, чем у их сверстников с нормальной речью: целый ряд слов дети не могут назвать по картинкам, хотя имеют их в пассиве. Не зная названия многих частей предмета, дети заменяют их названием самого предмета (стена-дом) или действия. Они также заменяют слова, близкие по ситуации и внешним признакам (раскрашивает-пишет). В словаре мало обобщающих понятий: почти нет антонимов, мало синонимов. Характеризуя величину предмета, дети используют только два понятия: большой и маленький, которыми заменяют слова: длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий и т.п.. Дети допускают ошибки при изменении окончаний существительных по родам и числам («много окнов, яблоком, кроватев»; «перы», «ведры», «крылы»…); при согласовании числительных с существительными («пять мячёв, ягодом», «два руки»…). Часто встречаются ошибки в употреблении предлогов: опускание, замена, недоговаривание. Одним из необходимых условий дальнейшего развития ребёнка является создание мотивации общения, формирования стремления рассказать о себе, своих товарищах, о наблюдениях из жизни детского сада и семьи. Важно создавать благоприятное речевое окружение, хороший эмоциональный настрой.
Словарные упражнения играют большую роль в работе по формированию первоначальной ориентировке дошкольников в звучащей речи, так как не только активизируют их умственную и речевую деятельность, но и помогают осознанно употреблять термины «слово» и «звук». Для поддержания интереса к звучащему слову, для уточнения имеющегося словаря и его обогащения предлагаю подборку игр и упражнений, которые родители могут проводить дома с детьми. Упражнения с существительными Родители (показывает картинки). Придумай к картинкам название, состоящее из одного слова («Улица», «Зима», «Вечер»). Назови две картинки одним словом («Друзья», «Игра»). Родители (показывает игрушечного медведя). Назови по-разному эту игрушку. (Мишка, мишенька, мишуленька, мишутка и т.д.) Скажи об игрушках словами, в которых слышится звук Ш (мишутка, мишка, сынишка, малыш, мишуля). Назови одним словом этих двух мишек (братья, друзья, Топтыгины).
Упражнение с глаголам
Что умеет делать кошка? (Лакать (молоко), лазать (по деревьям), царапаться, мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть, стоять, бежать, ласкаться).
Что делает ветер? (Воет, дует, шумит, сбивает с ног, поёт, несёт).
А что умеет делать ветерок? (Ласкает, напевает, веет, шумит, дует),
Что делает щенок? (Спит, играет, ест, лает, ласкается).
Что умеет делать щенок? (Спать, играть, есть, ласкаться).
Что любит делать щенок? (Бегать, грызть (кость), гоняться (за кошкой), ласкаться).
Как ведёт себя щенок, когда ему дают кость? (Грызёт, наслаждается, рычит, радуется, торопиться).
Что делает щенок, когда его берут на руки? (Прижимается, радуется, смотрит, зажмуривается, сопит, лает, вырывается). В таких упражнениях вы закрепляете в речи детей глаголы, необходимые для характеристики явлений и действий животных и т.п.
Упражнения с прилагательными
О чём можно сказать, используя слова: круглая (тарелка, сковородка), круглый (шар, мяч, стол, поднос, обруч), круглое (зеркало, колесо); красная (косынка), красное (знамя), красный (флаг); узкое (место), узкая (лента)?
Какими словами можно сказать про солнышко? (Ясное, лучистое, золотистое, весёлое, радостное, светлое, весеннее, доброе, ласковое, горячее). Какими словами можно сказать про небо, когда ярко светит солнце? (Синее, голубое, светлое, чистое, прозрачное, солнечное).
Каким может быть ручеёк? (Журчащим, быстрым, чистым, поющим, звенящим, говорливым, бегущим).
Ответь одним словом, какой осенью лист на дереве. (Жёлтый, коричневый, золотистый, увядающий, опадающий).
Какие слова можно сказать о щенке, грызущим кость? (Радостный, довольный, рычащий, сердящийся, взлохмаченный, счастливый).
Упражнения с наречиями
Как мчится волк за своей добычей? (Быстро, стремительно…).
Как передвигается черепаха? (Медленно, спокойно, плавно).
Как падают листья на землю во время листопада? (Бесшумно, тихо, легко, медленно, спокойно, плавно, красиво).
Как вы встречаете новогодний праздник? (Радостно, шумно, весело…). Упражнение на подбор родственных слов Родители.
Какие новые слова можно образовать от слов: кот (котик, коток, котя, котофей, котёнок, котята, котятки, котики, коты, котяточки), солнце (солнышко, солнечно, солнечное, солнечный, солнечная).
Какие клички можно придумать щенку, чтобы было понятно, что он пушистый? (Пушистик, Пушонок, Пушок).
Упражнение на подбор сравнений
На что похоже солнышко? (На яблоко, мяч, шар, апельсин, цветок мать-мачехи или одуванчика…).
На что похож ёжик? (На шарик, мячик, колобок, клубочек, снежный комок, облачко, щётку…).
На что похож ручеёк? (на ленту, змейку, зеркало…).
Упражнения на «зарисовку» слов во время вечерних игр можно предложить ребёнку предложить зарисовать различные предметы, явления, которые обозначаются определёнными словами.
Например: Какими словами можно описать погоду, которая стоит сейчас? (Сырая, дождливая, пасмурная, серая, туманная…). Попробуй нарисовать это состояние погоды. Можно предложить «зарисовать» слова, противоположные по значению выражения «погода сырая и дождливая»; зарисовать то, что связано со словами едет и мчится; нарисовать любой предмет, который назван коротким (или длинным) словом; словом, состоящим из двух (трёх) слогов; зарисовать предметы, в названии которых слышатся звуки У, С, Р. отразить в своём рисунке различные состояния моря и назвать их определённым словом (море – бурное, спокойное, синее, весёлое и т.п.). Важно использовать каждую минуту общения с ребёнком для развития его речи: нужно беседовать, разговаривать по дороге домой из детского сада, больше и чаще читать с ребёнком книг и обсуждать с ребёнком прочитанное, побуждать ребёнка высказывать своё мнение и переживания.
Еще речевые игры
1. «Один и много» (образование множественного числа существительных): яблоко - яблоки, груша - ..., слива - ..., персик - ...,
2. «Скажи наоборот» (подбор антонимов): большой – маленький, короткий - …., сладкий - …., мягкий - ….
3. «Назови ласково» (словообразование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): петух – петушок, утка - уточка, гусь - гусёнок ... .
4. «Подбери признак» (подбор прилагательного): куртка (какая?) - красная, теплая ... ,Сапоги (какие?) - коричневые ..., Шарф (какой?) - ...., Пальто (какое?) - ....
5. «Из чего какой?» (образование прилагательных от существительных): Колесо от резины - …, кабина из железа - …, Руль из пластмассы - …, сиденье из кожи - …, Кузов из дерева - …, фургон из брезента - …, Рельсы из железа - …, окно из стекла - ….
6. «У кого - кто?» (упражнение в словообразовании):
У курицы - цыплята, у утки - .... , у гусыни - гусята, у индюшки - ... .
7. «Чей, чья, чье, чьи?» (образование и употребление притяжательных прилагательных) У лисы хвост- лисий, у собаки собачий, у кошки-..
8. «Пересчитай» (согласование числительных с существительными).
Один заяц, два зайца ... пять зайцев.
8. «Кто как голос подает?» (подобрать глагол к существительному):
корова – мычит, собака- лает, овца-…
10. «Кто что делает» (подбор действий к существительным):
повар - варит, портниха - ....
В папке «словарная работа» находятся рабочие тетради по развитию словаря ребенка, исправлению грамматических ошибок и развитию связной речи детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обогащаем словарный запас детей
Консультация для родителей...
"Обогащаем словарный запас детей" консультация учителя-логопеда для родителей
Обогащаем словарь детей...
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Обогащаем словарный запас детей дома»
Рекомендации для родителей: "обогащаем словарный запас дома"....
Обогащаем словарный запас детей
В консультации вы сможете найти пару дельных советов о том как сделать процесс обучения интересный и не утомительным для ребенка, а так же узнаете несколько приемов, которые можно использовать для обо...
Обогащаем словарный запас детей дома (рекомендации для родителей)
Обогащаем словарный запас детей дома(рекомендации для родителей)...
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: Вторая младшая группа, 3 – 4 года «Обогащаем словарный запас детей дома»
Обогащаем словарный запас детей домаКак известно, в современном мире, красивая и правильная речь - символ высокой культуры и хорошего образования. Именно поэтому, чтобы ваш ребено...
Рекомендации для родителей "Как в домашних условиях обогащать и расширять словарный запас детей"
quot;Как в домашних условиях обогащать и расширять словарный запас детей"...