Игры на развитие фонематического слуха
консультация

Садыкова Альмира Гайнулловна

Уважаемые родители, вам предлагаются игры с ребенком цель которых – научить малыша слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребёнок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить неправильное  произношение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_fonematicheskogo_sluha.docx15.51 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на развитие фонематического слуха

                                     Игра «Найди звук»
           Предложите рассмотреть ребенку какую-нибудь сюжетную картинку и найти слова, в которых есть нужный вам звук, например «с». Эту игру  можно провести с двумя детьми. За каждый найденный звук выдавайте ребенку фишку, в конце игры подсчитайте, у кого больше фишек, придумайте награду для победителя.

                                      Игра «Поймай звук»
         В начале игры ведущий называет звук, который ребенок должен поймать, если услышит в слове. Далее ведущий называет слова, делая акцент на заданном звуке. Ребенок, услышав нужный звук, должен хлопнуть в ладоши или выполнить другое, заранее условленное действие.

                                    Игра «Общий звук»
     Ведущий  называет несколько слов, в которых присутствует один и тот же звук, например: коса, санки, плакса, свет, колос. Ребенок должен определить общий звук.

                                     Игра «Дятел»
        Взрослый карандашом простукивает о стол определённый ритм. Задача ребенка: отстукивание ритма, заданного взрослым.
(по принципу игры «Эхо»).

                                     Игра «Где живет звук
         Взрослый даёт ребенку установку на определённый звук. Ставится задача: называть картинки с заданным звуком.

                                    Игра «Убежал звук»
          Взрослый называет слова с недостающим звуком.
Перед ребенком ставится задача: определить какого звука не хватает в слове и произнести слово полностью. 
Например: (.пельсин, .нанас)

                                    Игра «Отвечай – не торопясь»
        
Предложить несколько заданий на  сообразительность, проверить, как ребенок научился слышать и выделять  определённые звуки в словах.

  1. Придумай слово, которое начинается на последний звук  слова палас.
  2. Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака, свинья …)
  3. Подбери слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша, машина, муха …)
  4. Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог…)
  5. Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.)
  6. Найди дома предметы, в названии которых есть звук к (карандаши, книга, ручка, кубики …)

                                       Игра «Кубик»
      Бросается кубик с точками – сколько точек выпало, из стольких звуков ребёнок придумывает слово или находит картинку.

                                 Игра «Поймай слово»
        
Взрослый: все слова рассыпались на звуки. Я назову звуки, а ты составь из них слово: К-О-М-А-Р – комар, Ж-У-К – жук, О-С-А – оса, М-У-Х-А – муха, Б-А-Б-О-Ч-К-А – бабочка…

                               Игра «Разбросай слово»
          Взрослый предлагает ребенку самому разделить слова на звуки: каша – К-А-Ш-А, дом – Д-О-М, бумага – Б-У-М-А-Г-А…

                               Игра «Цепочка из слов»
          Взрослый называет слово (например, лес). Ребенок  называет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука.  Например:  лес— сок—кот—тапки ...

                               Игра «Внимательные глазки»
          Взрослый  предлагает ребенку  в окружающей обстановке  (сюжетной картинке) найти предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.

                             Игра «Веселые квадратики»
         
Оборудование. Красный квадратик для обозначения гласных звуков, синий - для обозначения  твердых согласных, зеленый - для обозначения мягких согласных звуков.
         
Ход игры. Взрослый называет звук, а ребенок должен правильно показать соответствующий квадратик.

(При выполнении заданий учитывать: -  твердый и мягкий – это два разных звука;  если ребенок называет звук так, как он слышится - это не ошибка (акно, лоп))


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические занятия и игры на развитие фонематического слуха

Данный материал содержит игры на развитие фонематического слуха у детей....

Игры на развитие фонематического слуха у дошкольников "Слушай, думай, отвечай-слова на нужный звук называй"

   Игра "Слушай, думай, отвечай - слова на нужный звук называй" способствует формированию фонематических процессов, имеет комбинированный характер, что выражается не только в обогащен...

консультация для воспитателей "Игры на развитие фонематического слуха и коррекцию звукопроизношения"

Овладение произношением фонем предполагает сопряжённую деятельность сенсорно-перцептивного и моторного уровней речи. Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием характерны несформированнос...

Игры для развития фонематического слуха

Игры для развития фонематического слуха ребенка дошкольного и младшего школьного возраста...

Игры на развитие фонематического слуха

Развитие фонематического восприятия у детей....

Игры на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия

Представлены игры и упражнения на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия...

Игры для игры для развития фонематического слуха

Речь идет о способности человека различать на слух звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного....