Консультация для родителей "Организация домашней развивающей среды"
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация
«Организация домашней развивающей среды»
(в рамках работы консультативного пункта)
Дом - это универсальная развивающая среда для ребенка. Ничто так не влияет на формирование личности ребенка как домашний уклад жизни, традиции семьи, интересы родителей, а также уникальная предметная среда дома, которая формируется в рамках каждой семьи.
Что же такое развивающая среда для ребенка? Это система условий, которые обеспечивают полноценное физическое, эстетическое, познавательное и социальное становление личности ребенка в различных видах деятельности, это «совокупность материальных объектов, средств и условий их применения, предназначенная для всестороннего развития ребенка в его доме».
Закономерен вопрос «Что нужно сделать для того, чтобы создать в доме предметно-развивающую среду?» Главное и основное правило организации, развивающей среды- это доступность. В нашем детском саду помещение группы позволяет разделить площадь на игровые развивающие зоны. Мы их называем центры активности, сюда входят: центр науки (экспериментирование, работа с природным материалом, центр литературы (рассматривание иллюстраций, чтение книг, центр драматизации (театрализация с различными видами театральных персонажей, уголок ряжения, центр строительства (различные виды конструктора, бросовый материал, различные игрушки для обыгрывания готовых конструкций, центры «Семья», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин».
Мы предлагаем рассмотреть развивающие зоны на примере центров активности в нашей группе, и мы расскажем, что можно придумать для их создания в домашних условиях.
Литературный центр- представляет собой зону развивающую интеллект, память, речь, расширяет общий кругозор ребенка, очень важно периодически пополнять его новыми журналами, книгами. Дома вы можете создать свою библиотеку выделив для этого полочку.
Центр ИЗО- на уровне роста вашего малыша можно наклеить кусок белых обоев для воплощения творческих идей ребенка. Важно разнообразить инструменты и материалы для творчества: пластилин, клей, кисти, цветные и простые карандаши. Художественное творчество развивает глазомер, художественный и эстетический вкус, ориентирование на листе бумаги, воображение, внимание, память, творческие способности.
Центр строительства- в нем есть конструкторы различных видов и размеров. При подборе строительного конструктора учитываются возрастные особенности детей. Конструирование развивает у детей память, воображение, внимание, речь, логическое мышление, ориентировку в пространстве; очень хорошо развивает детей ручной труд из бумаги, складывание бумаги в различные предметы называется техникой оригами. У детей развивается глазомер, мелкая моторика, творческие способности.
Дома также можно создать уголок конструирования для этого можно, например, отвести место в шкафу где будут лежать необходимые предметы, и дополнить уголок небольшим ковриком для напольного конструктора.
Центр драматизации- в него входят разные виды театров: кукольный, настенный, теневой, коробочный, а также уголок ряжения. Театрализованные игры развивают память, внимание, воображение, выразительность, речь, творческие способности.
Дома легко вместе с ребенком смастерить пальчиковый театр, ширмой может послужить большая коробка с вырезанными окошками. Также можно изготовить кукол из старых перчаток, варежек, бумаги.
Центр науки и природы- является важнейшей зоной развивающей среды. Дети изучают свойства предметов их признаки. При этом учатся определять разные материалы, по запаху, на ощупь и т. д. Проводят эксперименты с природным материалом, наблюдают за ростом растений, формируют навыки ухода за ними.
В домашних условиях хорошо бы высадить в цветочный горшок луковицу и наблюдать за ее произрастанием. Для опытов можно использовать кусочки ткани, деревянные брусочки, металлы, вату и многое другое. Такие опыты активируют аналитическую деятельность мозга, развивают любознательность, ответственность, логическое мышление.
Немалую часть времени ребенок проводит с вами на кухне, поэтому имеет смысл подготовить для него «волшебную коробку», в которой хранятся дощечки с налепами из пластилина на них ребенок может воплощять свои фантазии из крупы и макарон. Можно использовать гречу, рис, горох, перец, отсчитывая макароны ребенок закрепляет счет, форму, цвет; также у ребенка развивается мелкая моторика, память, воображение, фантазия.
Очень важным для ребенка является физическое развитие. Замечательно, если в доме у ребенка оборудован спортивный уголок, если его нет можно выделить полочку, где вы поместите мячи, скакалку, кегли и т. д. Эти вещи также должны быть.
Поскольку у детей ведущим видом деятельности является игра, можно дома разместить красочный игровой магазин, атрибутами в котором являются коробки от конфет, соков, бутылочки, баночки, кошелек, весы и т. д.
В мини-парикмахерской должно быть зеркало с небьющимся стеклом, различные бутылочки из-под шампуней, кремов и т. д.
В игре с куклами дети часто повторяют модель поведения своих родных, учатся вести себя вежливо. Играя в семью, дети учатся правильному поведению в социуме, коммуникации, формируют культуру общения и поведения.
Вот и все. Как видите создание развивающей среды для ребенка- это не такое уж сложное занятие. Главное- осознать необходимость, понять основные моменты и, конечно, уделить время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Предметно - развивающая среда в домашних условиях".
Для всестороннего развития ребёнка вдомашних условиях организуются несколько предметно - развивающихся сред: для речевого, математического, эстетического, физического развития....
Консультация для родителей "Организация домашней развивающей среды"
В консультации затронут вопрос о важности организации для ребенка дома предметно-развивающей среды, оборудованной с учетом его психофизических особенностей и возможностей.Даны рекомендации по её...
Консультация для родителей «Коррекционно-развивающая среда в домашних условиях»
В консультации представлены рекомендации для родителей по организации коррекционно - развивающей среды в домашних условиях, рассказывается что должно входить в коррекционно-развивающую среду,...
Консультация для родителей: «Как создать развивающую среду дома? Организация домашней развивающей среды»
Игра — это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любоз...
"Учимся играя" Консультация для родителей «Коррекционно-развивающая среда в домашних условиях»
Желательно, чтобы родители организовали в детской комнате (детском уголке) коррекционно-развивающую среду, которая бы системно использовалась с целью речевого развития ребенка. В детском уголке (комна...
консультация для родителей " Домашняя развивающая среда".
Если Вы заинтересованы развитием своего малыша, если Вы готовы помочь ему в познании окружающего мира через игры, то Вам поможет данная консультация. Она основана на опыте известных педагогов Б.и Л. Н...