Влияние семьи на поликультурное воспитание
консультация (младшая группа)
Консультация для родителей: "Влияние семьи на поликультурное воспитание"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_semi_na_polikulturnoe_vospitanie.docx | 20.4 КБ |
Предварительный просмотр:
«Влияние семьи на поликультурное воспитание»
В декларации прав свобод человека и гражданина, что каждый гражданин России вправе свободно определять свою национальную принадлежность причисляя себя к той или иной национальности, исходя из самосознания, владения языком, на котором он говорит и считает родным, приверженности традициям и обычаям, которые соблюдает, культуре, которая ему близка. Реализуя это право любого гражданина, необходимо с ранних лет формировать уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур окружающего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, бороться с националистическими проявлениями, с искусственным противопоставлением наций, руководствоваться принципами гуманизма и равенства наций и народов.
Кризис, развивающийся в нашей стране последние годы показал, что самой уязвимой сферой человеческих взаимоотношений в трансформирующемся поликультурном обществе является сфера отношений между различными этническими группами. Именно, в эту область, в первую очередь, проецируются экономические, социальные и политические проблемы. Условия проживания большого числа этносов на ограниченной территории приводит к росту межэтнической напряженности. Сегодня этническая нетерпимость уже является реальной формой проявлений кризисных трансформаций многонационального общества. Зоны межэтнической напряженности, зараженные этнофобиями, порождающие потоки миграции, с полным основанием можно назвать зонами этнической нетерпимости. Особенно велико влияние сложившейся этнической ситуации на процесс социализации подрастающего поколения, поскольку от того какие установки на процесс общения личности с миром, окружающими людьми, будут заложены в сознании развивающейся личности, зависит будущее. Позиция этнической толерантности, терпимости и доверия – основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мирного сосуществования человечества.
Одной из важнейших проблем воспитания является формирование личности нового человека, носителя гуманистических, толерантных идей в системе межэтнических отношений.
Поликультурное образование понимается как процесс формирования человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований. Поликультурное образование – это педагогический процесс, в котором репрезентированы две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку.
Одним из важных звеньев поликультурного образования у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Семья является основой воспитания детей, невозможно сформировать поликультурность у ребенка. Если родители не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Наша задача вовлечь родителей во взаимодействие по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения. Создание информационного уголка, по ознакомлению с тематической неделей, позволило более активно привлекать родителей в образовательный процесс. Благодаря этому они могут узнать название темы, сроки, цель тематической недели, и информацию, которую можно донести до ребенка соответственно возрасту. Так же родители могут ознакомиться с мероприятиями, в которых они могли бы принять участие в рамках тематической недели. Вовлечение родителей в образовательный процесс осуществляем, через подготовку детей к этническим праздникам, конкурсам чтецов, тематическим выставкам, изготовлению книжек-самоделок, альбомов, поделок. Предлагаем вниманию родителей папки – передвижки, консультации в соответствии с тематической неделей. Активно привлекаем родителей к организации фотовыставок, к изготовлению костюмов для кукол, в которых отражены региональные особенности культуры, совместному изготовлению книг – самоделок, созданию краеведческого уголка из предметов, фотографий, значков и т.д.
Поликультурное воспитание – это воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности.
Как же вовлечь родителей в педагогический процесс ДОУ по поликультурному воспитанию?
Современная модель сотрудничества детского сада с семьей понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в процессе поликультурного воспитания, мы считаем, должно строится под девизом «Все друг другу мы нужны».
Работа с родителями всегда направлена на реализацию процесса вовлечения родителей в учебно – воспитательный процесс ДОУ.
Поликультурное воспитание детей в ДОУ осуществляться в трех направлениях:
- Информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.).
- Эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления «информационного насыщения» важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства).
- Поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).
Для реализации этих трех направлений в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста нами используются разнообразные средства:
- Общение с представителями разных национальностей;
- Устное народное творчество;
- Художественная литература;
- Игра, народная игрушка и национальная кукла;
- Декоративно – прикладное искусство, живопись;
- Музыка;
- Этнические мини-музеи;
- Национальные кушанья.
Программа поликультурного воспитания предусматривает разработку и реализацию комплекса мероприятий по повышению социальной роли семьи в поликультурном воспитании своих детей. Родителей необходимо привлечь в союзники педагогам в этом направлении, поскольку именно семья, являясь источником традиций, дает ребенку важный опыт взаимодействий с людьми, в ней он учится общаться, осваивать приемы коммуникации, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относится к своим близким. В освоении опыта конструктивного общения большое значение имеет личный пример родителей и родственников. Родительская семья является своеобразным транслятором особенностей этнического сознания. Традиционно именно она формирует идеалы, общественно – социальные установки через комплекс этико – нравственных понятий, составляющих в дальнейшей взрослой жизни основу ценностей и установок. Семья обеспечивает преемственность воспитания, передавая из поколения в поколение объективно – субъективные ценности и осуществляется связь времен, «спиралевидное восхождение человеческой духовности, наследование социально – генетического кода, социальной памяти народа» (Гершунский Б.С.). Таким образом, целостная система позволяет нам в условиях дошкольного учреждения формировать у детей дошкольного возраста представление о региональных особенностях и иных культурных различиях, а так же приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ « Поликультурное воспитание дошкольников через взаимоотношения с семьями воспитанников»
АКТУАЛЬНОСТЬ:Актуальность данной проблемы заключается в том, что одним из важных звеньев поликультурного воспитания у дошкольников является взаимодействие с семьями воспитанников.Семья является осново...
Образовательный проект «Поликультурное воспитание дошкольников через взаимоотношения с семьями воспитанников»
Актуальность данного проекта заключается в том, что одними из важных звеньев поликультурного воспитания у дошкольников является взаимодействие с семьями воспитанников.Семья является основой восп...
«Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Опыт работы по по познавательному развитию - старший дошкольный возраст...
Консультация на тему «Влияние семьи на поликультурное воспитание»
Одной из важнейших проблем воспитания является формирование личности нового человека, носителя гуманистических, толерантных идей в системе межэтнических отношений....
Совместная работа семьи и ДОО в поликультурном воспитании дошкольников.
Сообщение из опыта работы с родителями по нравственн-патриотическому воспитанию детей ....
Семинар "Поликультурное воспитание". Выступление: "Задачи сохранения и распространения поликультурного воспитания дошкольников" (21.03.2019)
Цель поликультурного воспитания - формирование творческой личности, способной к активной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения други...
Консультация для родителей "Влияние семьи на музыкальное воспитание детей"
Музыка является одним из средств художественного, нравственного и эстетического воспитания детей. Сила музыкального воздействия на человека неоспорима.Музыкальное воспитание и обучение не только духов...