Адаптиация младших дошкольников в детском саду: деятельность воспитателя в соответствии с требованиями ФГОС.
методическая разработка (младшая группа)
Методическая разработка по адаптации младших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_metodicheskaya_razrabotka.docx | 18.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация младших дошкольников в детском саду: деятельность воспитателя в соответствии с требованиями ФГОС.
Анотация:
Поступление ребенка в детский сад- это особый период в жизни любой семьи. Очень важно понимать, что это первый опыт самостоятельного вхождения ребенка в социум, и то, насколько этот опыт будет успешным, насколько ребенок сможет раскрыться и проявить свой творческий потенциал, будет во многом зависеть его дальнейшая жизнь. Очень важно, чтобы процесс адаптации к детскому саду, прошел максимально успешно.
Целью данной работы является раскрыть особенности проживания детьми младшего дошкольного возраста периода адаптации к посещению детского сада, поделиться опытом для оптимизации процесса.
Литература:
Силаева О.М. “Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной организации ”
Роньжина А.С. “Занятия с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению.”
Калинина Р., Семёнова Л., Яковлева Г. “Ребёнок пошёл в детский сад”
Следует понимать, что адаптация- это активный процесс, который может привести как к положительным, так и к отрицательным последствиям, и здесь очень важны скоординированные действия всех заинтересованных взрослых.
В данной статье представлены основные этапы в расширении содержания навыков общения; выделены основные условия социальной адаптации малышей, представлены основные компоненты творческого проекта адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада.
Детский сад должен стать более открытым по всем вопросам воспитания и развития детей, тогда и период адаптации детей будет проходить легче. Очень важным является вопрос построения отношений между участниками процесса, которые будут создавать ощущение комфорта, уверенности, взаимопомощи, и помогут в раскрытии личностного потенциала ребенка.
Адаптационный период является серьезным испытанием для ребёнка младшего дошкольного возраста. Ребенок попадает в новые условия, в незнакомую обстановку, что влечет за собой изменение поведенческих реакций, а также расстройство сна и аппетита. Ребенок впервые так надолго оторван от мамы — это главное обстоятельство, провоцирующее стресс. Кроме того, его оставляют среди незнакомых людей и чужих взрослых- все это заставляет переживать младшего дошкольника. До этих пор присутствие мамы придавала ребенку уверенности, создавало чувство защищенности и внутреннего комфорта, а теперь в детском саду необходимо самому приспосабливаться к новым условиям, требованиям и правилам.
У младшего дошкольника только начинает формироваться потребность в общении со сверстниками, а из-за того, что ребенок не умеет договариваться возникают конфликтные ситуации, которые в итоге оставляют негативное впечатление. В результате чего ребенок отказывается от дальнейшего посещения детского сада. Однако, слёзы и истерики могут начаться через неделю, а то и через более длительный срок после начала посещения ребёнком детского сада, когда эффект новизны пройдёт. Новые игрушки будут уже не интересны. Во время адаптации ребёнка к детскому саду у него может нарушиться сон, снизиться аппетит, у части детей регрессирует речь и утрачиваются навыки самообслуживания. У малышей в этот период преобладают отрицательные эмоции, двигательная активность либо сильно падает до заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности. Все эти негативные сдвиги в детском организме проходят, когда адаптация заканчивается. Адаптация требует больших затрат психической энергии и зачастую проходит с напряжением или перенапряжением психических и физических сил организма. Проблема адаптации является в основном проблемой трех-четырёхлетних детей, поскольку именно в этом возрасте дети приходят в детский сад. Детям очень сложно начинать посещать детский сад, так как вся их жизнь меняется коренным образом: четкий режим дня, отсутствие родителей рядом, появляется необходимость подчиняться и слушаться незнакомого человека, постоянный контакт со сверстниками.
У некоторых детей адаптация проходит относительно легко, в течении 1–3 недель они привыкают к детскому саду, негативные моменты и тревога исчезают. Другим сложнее адаптироваться, лишь спустя два месяца они приспосабливаются к условиям дошкольной организации.
Ребенку, который не адаптировался в течении трех месяцев к детскому саду, очень часто требуется помощь специалиста-психолога, который поможет скорректировать процесс вхождения ребенка в социум и поможет подобрать индивидуальные условия, для успешной реализации процесса.
От всех сотрудников дошкольного учреждения процесс адаптации детей требует максимальной концентрации сил и слаженного взаимодействия всех специалистов. Система организации процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста в ДОО должна придерживаться следующих пунктов:
-Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
-Работа с родителями, которую необходимо начинать до поступления ребенка в детский сад.
-В адаптационный период должна быть правильно организована игровая деятельность, которая должна быть направлена на формирование эмоциональных контактов «ребенок — взрослый» и «ребенок — ребенок».
Для организации эмоционально благоприятной атмосферы в группе перед воспитателем ставятся задачи по созданию условий для охраны и укрепления здоровья детей; по формированию у детей навыков здорового образа жизни; по закладыванию основ будущей личности. Модель организации адаптационного периода может быть следующей. Индивидуальный подход к ребенку:
- применение в воспитательной практике игрушек-забав, игрушек-сюрпризов;
- учет домашних привычек;
- возможность петь колыбельные при укладывании детей спать.
Игры с воспитателем. Игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки.
Побуждение ребенка к общению со сверстниками:
- игры ребенка рядом со сверстниками;
- приучение к объединению в игре с другим ребенком;
- ситуации, общение;
- использование фольклора;
- элементы театрализованной деятельности;
В адаптационный период очень важно учитывать привычки и стереотипы поведения ребенка, контролировать его физическое состояние, проводить закаливающие мероприятия.
Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду. Основные формы работы детского сада с семьей в период адаптации:
--Родительские собрания.
-Анкетирование;
-Индивидуальные консультации;
- Папки-передвижки с рекомендациями для родителей;
- Алгоритмы «Я одеваюсь», «Учимся складывать вещи», «Я умываюсь».
Как уже ранее отмечалось, воспитателю необходимо установить контакт с родителями еще до поступления ребенка в группу. Все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности. Целесообразно рекомендовать родителям впервые приводить ребенка только на прогулку, так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой. Таким образом, подводя итог, отметим, что начало посещения детской дошкольной организации является очень напряжённым периодом в жизни ребёнка, который включает в себя не только новые условия жизни и деятельности, но и новые контакты, окружение, новые взаимоотношения, обязанности.
Сотрудникам детского сада очень важно донести до родителей такую мысль: чем спокойнее и радостнее будет настрой окружающих взрослых, чем более уважительными и доверительными будут их отношения между собой, тем спокойнее будет состояние ребенка и тем легче пройдет непростой период адаптации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация изобразительной деятельности детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО
В презентации освещена организация изобразительной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО....
Проектирование деятельности воспитателя в соответствии с требованиями ФГОС ДО на тему: «Транспорт»
Данная разработка рекомендована к использованию в работе с младшими дошколниками по ознакомлению с темой "Транспорт"....
«Формирование у дошкольников основ математической культуры. Современные подходы в соответствии с требованиями ФГОС».
laquo;От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний»...
"Адаптация детей раннего возраста в детском саду: деятельность воспитателя в соответствии с требованиями ФГОС"
Статья предназначена для воспитателей групп раннего возраста, родителей детей, поступающих в детский сад...
презентация "Организация игровой деятельности детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО"
Данная презентация поможет педагогам организовать игровую деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ДО и повысить статус игры как основного вида деятельности детей дошкольного возраста....
«Формирование у дошкольников основ математической культуры. Современные подходы в соответствии с требованиями ФГОС».
Цель консультации:повышение компетентности педагогов и предупреждение возможных педагогических ошибок при организации развивающей предметно-пространственной среды по реализации задач познавательного р...
«Комплект учебно-методических материалов для проведения коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ОВЗ в образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
Задачи коррекционно-развивающей работыФормировать умения преодолевать трудности.Формировать умение, вести себя организованно, в соответствии с принятыми нормами и правилами в обществе.Развивать долгов...