Родительское собрание в старшей группе на тему : «У меня растет сынок, я воспитываю дочку»
материал (старшая группа)

Гансицкая Ирина Сергеевна

Гендерный подход в воспитании детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_po_gendernomu_vospitaniyu.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в старшей группе на тему : «У меня растет сынок, я воспитываю дочку»

(гендерный подход в воспитании детей)

Ход родительского собрания.
Приветствие.

Звучит приятная музыка. Воспитатель приветствует родителей :
- «Здравствуйте!» - мамы, папы девочек
- «Здравствуйте!» - мамы, папы мальчиков
- «Здравствуйте все!» 

Вступление.

С самого раннего детства мы, сознательно или нет, готовим ребенка к выполнению половой роли (лента в роддоме – голубая у мальчиков, розовая у девочек).

Сегодня нам бы хотелось поговорить с вами о гендерном развитии и воспитании, чтобы понять почему воспитывать мальчиков и девочек нужно по-разному. Для начала мне хотелось бы, чтобы вы разделились на две команды: 
- Родители мальчиков.
- Родители девочек.
Пусть каждая команда придумает себе название и небольшой девиз.
Звучит приятная музыка, родители готовятся. Затем представляют свою команду.
Воспитатель благодарит команды. Предлагает родителям присесть полукругом и начинает своё выступление.
Дорогие родители, в начале нашего собрания мне хотелось бы сказать несколько слов о том, что такое гендерный подход в воспитании детей. 

Термин «гендер» (англ. gender - род, который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры. Гендерное воспитание рассматривается как комплексная психофизиологическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты.  

В соответствии с общепринятыми традициями мы ориентируем ребенка в том, что значит быть девочкой или мальчиком. Мальчишкам чаще прощаем озорство, у девочек воспитываем душевность, мягкость. Ребенок, в свою очередь, на примере родителейучится быть мальчиком или девочкой. Но лишь в старшем дошкольном возрасте становится наиболее заметна разница в развитии девочек и мальчиков:

- мальчишки более подвижны, девочки статичнее в поведении;

- различны и игровые предпочтения;

- у девочек чаще более развита речь, они послушнее и внимательнее мальчиков;

- у мальчиков же больше выражена индивидуальность, они нестандартно и интересно мыслят.

Формирование ценностей своего пола происходит, прежде всего, в семье. Огромную роль здесь играют семейные традиции, отношения между папой и мамой, бабушкой и дедушкой, братом и сестрой. Ребенок подражает взрослым: девочка хочет быть похожей на маму, мальчик – на папу. Ребенку необходимо общение с взрослым своего пола. Это надо помнить, особенно мамам, воспитывающим сыновей без мужчины. Чрезмерная опека и постоянное женское общество не воспитают у мальчика качеств необходимых мужчине. Бывает, отцы девочек, мечтающие о сыне, стремятся воспитать мальчика из своей дочери (играют в футбол, развивают физические способности и т. п.) Это тоже негативно сказывается на развитии девочки, мешает формированию женских качеств.

Давайте рассмотрим, в чем же разница в воспитании девочек и мальчиков.

Главная потребность и тех и других – это любовь. Но любовь может выражаться по- разному. Любовь же родителей в первую очередь проявляется через доверие и заботу.

Забота – это готовность всегда прийти ребенку на помощь, стремление сделать его счастливым, сострадание к его боли, интерес к его личности, заинтересованность его потребностями.

Доверие – это вера в способность ребенка поступать правильно, учиться жизни на своих ошибках, приобретая жизненный опыт, Доверять ребенку – значит давать ему больше самостоятельности.

Конечно, каждому ребенку нужны и забота, и доверие, но в разных пропорциях. Мальчикам требуется больше доверия, девочкам – заботы.

Мальчик доволен собой, если он действует самостоятельно, добивается чего-то без посторонней помощи. Чрезмерная опека подрывает его уверенность в себе. Девочка воспринимает помощь как заботу, как подтверждение того, что ее любят.

Задача родителей - проявить по отношению к мальчику больше доверия, принятия и одобрения, чтобы мотивировать его к деятельности, дать ему понять, что он способен радовать родителей и окружающих. Позитивное отношение к деятельности мальчика стимулирует его к дальнейшему действию, ориентирует его на успешность.

Девочкам тоже нужны и доверие, и одобрение, но для нее важнее чувствовать, что о ней заботятся, сопереживают ее боли или неудачам, готовы всегда помочь. Девочки счастливы в атмосфере внимания.

Задание 1.

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Ромашка – девочка», «Василёк – мальчик»
Подгруппе родителей предлагается сделать ромашку и василек, на лепестках которых будут написаны качества мальчиков и девочек. Родители работают под спокойную музыку. 
По окончании работы ,каждая команда представляет свой результат.

Выступление психолога:

Психологические особенности мальчиков

•        Различия в речи, проявляются в том, что мальчики, как правило, начинают говорить позже девочек, поэтому в их словаре часты междометия, позволяющие восполнять недостающие слова при передачи какого-либо события или явления.

•        Мальчики более разносторонни, и это проявляется уже после 5 лет. Они оптимистичнее и простодушнее, откровеннее девочек.

•        У мальчиков даже при материнской сверхопеке в 4 раза чаще, чем у девочек, бывают переломы, сотрясение головного мозга, не считая синяков, и шишек. Мальчики чаще нарушают дисциплину и проявляют агрессию.

•        Мальчики чаще рисуют танки, самолеты, различные машины.

•        Мальчикам очень важно, что конкретно оценивается в их деятельности. То есть мальчиков интересует суть оценки (какой момент их деятельности оценивается)

•        Давать оценку деятельности мальчиков следует разными словами, слово «молодец» более эмоционально значимо для мальчиков.

Психологические особенности девочек

•        Девочки чаще играют небольшими группами, их игры тише, больше связаны с природой, эстетическим оформлением

•        Девочки в большей степени ориентированы на партнера в игре.

•        Внимание девочек более привлекает манипулирование с предметами из окружающей обстановки.

•        Девочки чаще используют игрушки по их прямому назначению.

•        Девочки склонны к воспитательно-попечительской деятельности, в основе которой лежит инстинкт материнства.

•        Игрушки девочек, ориентированы на домашние дела и уход за детьми.

•        В речи у девочек преобладают имена существительные и прилагательные, часты междометия. При передачи прочитанного рассказа в устном изложении какого-либо события они склонны к подробностям, к повторению отдельных эпизодов.

•        Девочки очень рано начинают понимать, какими их хотят видеть и чего от них ждут. Они послушнее, «правильнее», приветливее, вежливее.

Вот такие наши мальчики и девочки: похожие и в тоже время разные.

Задание 2.

Вопросы ситуации каждой команде:

- Папа, а ты когда был маленьким, ты был мальчиком или девочкой?

- Откуда я взялся?

Уважаемые родители, в какой роли ребенка или взрослого вы себя чувствовали более комфортно?

Радиостанция «Дети FM»

Родителям предлагается прослушать аудиозапись размышлений детей на данную тему.

Вопросы детям:

1. Чем различаются мальчики от девочек?

2. Что у них общего?

3. Во что любят играть мальчики?

4. Во что любят играть девочки?

5. Какие черты характера тебе нравятся в мальчиках? В девочках?

6. Каким должен быть настоящий мужчина? А женщина?

7. Как стать настоящим мужчиной? Женщиной?

Задание 3.

Воспитатель: (читает стихотворение С. Маршака)

Из чего только сделаны мальчики?

Из чего только сделаны мальчики?

Из улиток, ракушек и зеленых лягушек.

Вот из этого сделаны мальчики!

Из чего только сделаны девочки?

Из чего только сделаны девочки?

Из конфет и пирожных и сластей всевозможных.

Вот из этого сделаны девочки!

Педагог предлагает пофантазировать  родителям и  нарисовать мальчиков и девочек в таком вот фантастическом виде (по мотивам стихотворения)

В конце рассмотреть и обсудить рисунки.

Задание 4.

Предложить подгруппам родителей выбрать из списка произведений, произведения, раскрывающие качества мужественности и женственности:

- Произведения, раскрывающие качества мужественности:

«Богатырская застава» В. Калита

«Рассказы о Суворове и русских солдатах» С.Алексеев

«Твои защитники» Л. Кассиль

 «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршак

«Почта» К.И. Чуковский

«Храбрость» Л. Кассиль

«Золотой ключик или приключения Буратино» А.Н. Толстой

 «Рыцарь» В. Железняков

«Просто старушка» В. Осеева

«Ничего особенного» В. Донникова

«Золотой ключик или приключения Буратино»

«Самое страшное» В. Пермяк

- Произведения, способствующие формированию представлений о некоторых качествах женственности:

 «Димина чашка», «Праздник» А.Гарф

«Улыбка и Слезка» Н.Пикулева

 «Золушка»

 «Морозко».

 «О гусыне» В. Сухомлинский

 «Первый день» А. Алексин

 «Фея» Ш.Перро

 «Госпожа Метелица» Братья Гримм

Зачитывает воспитатель:

А сейчас несколько произведений, которые направленны на формирование представлений у детей о дружной и счастливой семье, где все заботятся друг о друге, во всем помогают, вместе проводят свободное время.        

 «Моя семья» Д.Габе

«Наша бабушка» Е. Трутнева

«Шурик у дедушки» Н.Носов

«Денискины рассказы» Драгунский

«Про Юру, Андрея и рыбалку» Н.Красильников

«Папа дома» Е.Серова

Тест

Я вам сейчас буду зачитывать  утверждения. Вы можете либо соглашаться, либо не соглашаться с каждым из этих утверждений. Затем мы сопоставим ваш ответ с данными французских психологов по каждому из утверждений. А вы решите для себя, насколько полезной и информационной была для вас наша встреча.

Что думаете вы?

1. Девочки более послушны, чем мальчики.

2. Девочки лучше относятся к природе.

3. Мальчики лучше могут оценить сложное положение и мыслят более логически.

4. Мальчики испытывают большее желание отличиться.

5. Мальчики более одарены в математике.

6. Девочки более чувствительны к атмосфере, в которой они живут, тяжелее переносят боль, страдание.

7. Девочки умеют лучше выразить свои мысли.

8. У мальчиков лучше зрительная память, а у девочек - слуховая.

9. Мальчики лучше ориентируются в пространстве.

10. Мальчики агрессивнее.

11. Девочки менее активны.

12. Девочки более общительны, отдают предпочтение большой компании, а не узкому кругу друзей.

13. Девочки более ласковы.

14. Девочки легче подпадают под чужое влияние.

15. Мальчики более предприимчивы.

16. Девочки более трусливы.

17. Девочки чаще страдают от комплекса неполноценности.

18. Девочки реже соперничают между собой.

19. Мальчикам более важно заявить о себе, продемонстрировать свои способности.

20. У мальчиков больше склонность к творческой работе, в то время как девочки лучше справляются с монотонным трудом.

А как на самом деле?

1. В раннем детстве девочки действительно более послушны.

2. Пока не установлено ничего, что давало бы повод утверждать, что девочки по своей природе более склонны заботиться о больных и слабых животных, растениях. Разве что в возрасте шести - девяти лет.

3. Это не так. Девочки могут решать сложные задачи и проблемы не хуже мальчиков.

4. До 10-12 лет девочки развиваются быстрее (и поэтому иногда стремятся выделиться, отличиться от своих сверстников). Но позднее девочки более целенаправленны, они больше, чем мальчики, думают о будущем.

5. Девочки и мальчики одарены одинаково, все зависит от того, как мы ориентируем их. Хотя считается, что в математике мальчики проявляют себя лучше. Но когда мы избавимся от этого предрассудка, то не заметим большой разницы.

6. Напротив, мальчики легче поддаются влиянию среды и поэтому сильнее переживают разлуку с родителями. Мальчики более чувствительны к боли, страданию. Они лишь внешне делают вид, что им не больно, поскольку с самого начала их учат, что мужчины не должны плакать.

7. До 10-13 лет разница незначительна, затем в большинстве случаев девочки в устном и письменном виде высказывают свои мысли более четко, чем мальчики.

8. Исследования показали, что на протяжении всей жизни эта способность у мальчиков и девочек одинакова. Если и есть разница, то только индивидуальная.

9. До наступления половой зрелости разницы нет, после этого мальчики лучше ориентируются в пространстве. С годами разница усиливается. Исключения только подтверждают правила.

10. Мальчики становятся агрессивными в самом раннем возрасте, в два-три года, когда начинается формирование устойчивых черт личности.

11. Не установлена разница в активности мальчиков и девочек. Лишь в детские годы мальчики проявляют ее более шумно и очевидно (в драках, например). В то же время девочки не столь шумливы, но не менее целенаправленны.

12. Девочки, как правило, большой компании предпочитают общение с одной-двумя подругами. В более крупные группы собираются именно мальчики. Это положение сохраняется, когда они вырастают, поэтому-то мальчики более склонны к коллективным играм.

13. До определенного возраста между мальчиками и девочками в этом нет разницы, и мальчики в определенный период требуют ласкового обращения.

14. Напротив, мальчики склонны скорее принимать на веру мнение компании, при их воспитании это надо непременно иметь в виду. Девочки обычно придерживаются своего мнения.

15. В этом качестве до определенного возраста у мальчиков и у девочек нет разницы. Позднее более сообразительными и активными становятся девочки. А в период полового созревания они уступают в этом юношам. Быть может, сознательно.

16. Девочки не так трусливы на самом деле, как многим кажется. В действительности они могут быть сильнее и решительнее мальчиков, легче преодолевают страх.

17. Не больше мальчиков. Девочки лучше вооружены по отношению к сложным житейским ситуациям, умеют быстрее приспособиться. В большинстве случаев они более самостоятельны.

18. В этом отношении ни у кого нет преимущества. Все зависит от личности. Соперничать и мериться силами друг с другом могут и мальчики и девочки.

19. Нет. Мальчики легче подчиняются сильным личностям и компаниям сверстников, девочки же чаще стоят на своем. Они более самоуверенны.

20. В этом нет разницы между мальчиками и девочками. У кого-то больше творческих способностей, у кого-то меньше, пол здесь не имеет значения.

Вручение медалей родителям.

Раздать родителям памятки по данной теме.

Итог. 

Дорогие родители, я думаю. что наше родительское собрание оказалось полезным для вас. Надеюсь, что вы теперь знаете, что такое гендерный подход и как его реализовать при воспитании своих детей. Но самое главное, что мне хотелось бы сказать: никогда не забывайте , что главное в нашей жизни – это семья. Ведь карьера не ждет дома, слава не утрет слезы, и свобода не обнимет перед сном…
Спасибо за внимание!

                           

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в ОО на тему : «У меня растет сынок, я воспитываю дочку»

Цель: Дать родителям представление о гендерном подходе в воспитании детей....

Родительское собрание на тему «У меня растет сынок, я воспитываю дочку»

Данная информация будет полезной для воспитателей детских садов, поможет провести родительское собрание с использованием игровых форм по гендерному воспитанию, поможет наладить взаимодействие ДОУ с се...

Родительское собрание " У меня растет сынок, я- воспитываю дочку..."

Данное родительское собрание  разработано с целью повышения компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей, способствующее благоприятному протеканию процесса социализации ма...

Сценарий родительского собрания В старшей группе «Паровозик» Тема: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и воспитанников старшей группы»

Тема: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и воспитанников старшей группы». Цель: - ознакомление родителей с особенностями  развития детей...

Родительское собрание в старшей группе «Радость» Тема: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и воспитанников старшей группы».

Родительское собрание в старшей группе «Радость»Тема: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и воспитанников старшей группы».Цель: ознакомление...

Родительское собрание в старшей группе на тему: «Родительские директивы»

Родительское собрание в старшей группе "Родительские директивы". Рассказывалось о 12 Родительских директив, описывался каждый, что означает и как воспринимает это ребенок. Иногда простые, ка...