Родительская гостиная "Семейные традиции"
методическая разработка (старшая группа)

Методическая разработка мероприятия с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskaya_gostinaya_semeynye_traditsii.docx25.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 41 «Росинка»

Родительская гостиная на тему:

«Семейные традиции как основа духовно – нравственного воспитания детей».

Русанова Ольга Андреевна

воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска

детский сад № 41 «Росинка»

г. Нижневартовск

Родительская гостиная на тему:

«Семейные традиции как основа духовно – нравственного воспитания детей».

Цель: ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей;

                           раскрыть понятия «духовно-нравственное воспитание», «духовно-  

                           нравственные ценности», «традиции», «семейные традиции»;

                           привлечь внимание родителей к проблеме духовно – нравственного

                           воспитания в семье.

Ход мероприятия.

  1. Организационный момент.
  2. Беседа с родителями.
  3. Игра «Ромашка».
  4. Проблемные ситуации.
  5. Подведение итогов.

Материалы и оборудование: проектор, экран, компьютер, «лепестки» для игры, памятки для родителей.

     

Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить на тему: «Семейные традиции как основа духовно – нравственного воспитания детей».

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.

Уважаемые родители, что Вы понимаете под понятием «духовно – нравственное воспитание»? (ответы родителей)

А что вы понимаете под понятием «духовно-нравственные ценности»? (ответы родителей)

Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.

Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо уже сейчас осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Повышенная занятость родителей поиском дополнительного заработка за последние десятилетия существенно сократила время их общения с детьми.

Основы духовно-нравственного воспитания ребенка закладываются в традициях семьи.

Что включает в себя понятие «традиция»? (ответы родителей)

Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи).

А что тогда по – вашему «семейные традиции»? (ответы родителей)

Семейные традиции - духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей.

Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность. У каждого из нас было детство.

Какие традиции из своего детства Вы помните?

Правильно, у каждого в сознании возникнет что-то особенное, присущее только Вам.

Это «что-то» и есть семейная традиция. А запоминается она только потому, что много раз повторялась, прочно поселилась в детской памяти и уже неразрывно связана с определенной реакцией на какое-либо событие.

Существуют ли традиции в вашем доме сейчас? (ответы родителей)

Я предлагаю Вам рассмотреть несколько видов семейных традиций, которые воспитывают такие нравственные качества, как доброту, отзывчивость, честными, доброжелательными, внимательными.

Традиция 1. Семейные праздники

 Как вы считаете, нужны ли праздники для детей в семье? (ответы)

Да, ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух.  Для ребенка праздник не то, что для нас взрослых. Праздник, это событие в детской жизни и ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как и мы, свои годы от одного события до другого.

Как вы устраиваете детские праздники в семье? (ответы)

Праздник не для взрослого, а для ребенка. Иногда малышу скучно на своем дне рождения (о нем все забыли) и наоборот все внимание на него и ребенок свидетель взрослых разговоров и участник,  тогда он привыкает быть в центре внимания, что развивает в нем нескромность, развязность.

 Как вы думаете нужно оформлять квартиру к празднику? Что это дает ребенку? (ответы родителей)

Все любят подарки, особенно дети.

Какие вы дарите подарки детям? (ответы родителей).

Подарок должен быть немного на вырост, но в меру. Каждая игрушка должна развивать ребенка, развивать память, мышление, внимание. Развивать физически: мячи, скакалки. Для развития мелкий моторики – карандаши, пластилин. При этом надо обратить внимание на то, как ребенок принимает подарок и как благодарит за него.

Вспомните, пожалуйста, какие подарки дарились раньше. Когда не было такого изобилия игрушек, книг, игр. Очень ценились подарки, сделанные своими руками. В наше время легче купить, чем сделать самому. А ведь очень приятно получать от своего ребенка открытку, рисунок, подделку, сделанную им самим. Ведь сколько труда, времени, любви вложил ребенок в свою работу.

Традиция 2.  Семейные архивы

- У кого в семье есть семейный архив?

Это не прошлое, это всегда завтрашнее.

Семья должна иметь свой архив: почетные грамоты, медали отцов, дедов, историю рода и фамилии.

Скажите, а что еще поможет нам сохранить историю семейного рода (семейный альбом).

Традиция 3.  Семейный альбом

 Ведется ли семейный альбом в Вашей семье? Когда вы его листали в последний раз? Обновляете ли Вы его?

Отбор фотографий, оформление страниц альбома – именно то общение, которое необходимо старшему дошкольнику в его совместной деятельности с родителями.

Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом из жизни членов семьи, что вызывает живой интерес ребенка и стимулирует его запоминание.

Традиция 4.  Семейный отпуск на природе

- Скажите, у кого из вас есть традиции выезжать за город, на дачу вместе с ребенком?

Природа оказывает на ребенка огромное влияние на развитие личности дошкольника, дает возможность хорошего общения с ребенком, а прогулки в природу благоприятно влияют на здоровье человека, развивает его, учит беречь окружающую природу, знакомится с жизнью растений, животных, птиц, насекомых.        

Традиция 5.  Семейное посещение театров, музеев, выставок

 - Кто из вас постоянно ходит с детьми в музеи, театры, выставки?

Человеку всегда свойственно стремление к красоте. Каждый народ имеет свою культуру, свои обычаи, свои традиции. Мы взрослые должны способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты, природы, искусству. Посещение музеев должно стать праздником для всей семьи.

Традиция 6.  Коллекционирование

Очень хорошо что есть в семье традиция, если же нет то можно предложить собирать какие либо коллекции, особенно после посещения музея появляется выбор (камешки, ракушки, коряги, фантики, бусинки, марки).в результате этого у ребенка пробуждается потребность к сознательной деятельности, умение ценить красивое и уважать труд людей.

Традиция 7.  Игры с ребенком

- Скажите, в какие игры и как вы играете с ребенком?

Мы с уверенностью можем сказать Детство – игра, игра – это детство.

Детство дано для того, чтобы мы подготовили ребенка к вхождению в довольно сложную социальную жизнь, пополнился эмоциями, переживаниями, представлениями, чтобы духовная жизнь в нем начала свое движение. Ирга – это жизнь ребенка и выбор игр должен стать традиционной в каждой семье. Игр и игрушек много. Следует вдумчиво подходить к их подбору. Играть надо в различные игры: настольные, подвижные, словесные, развивающие.

Хороши игры типа лото, домино, шашки, шахматы.

Игра «Ромашка».

 Как Вы считаете, какие нравственные качества воспитываются в ребенке с помощью семейных традиций?   (ответы родителей письменно)

Проблемные ситуации:

Ситуация № 1.     Дима (6 лет) привык, чтобы его хвалили. Нарисует рисунок и бежит к соседям показывать; угостит конфетой маму и тут же резюмирует: «Я добрый»; после прогулки положит свои вещи на место и ходит за мамой: «Правда, я молодец?».  – Молодец! Ты ведь у нас самый - самый, - подтверждают родители. Часто хвалят сына в его присутствии: и рисует он хорошо, лучше, чем другие, и песен знает много, и стихи читает выразительно и ростом –то выше своих сверстников. При случае награждают игрушкой, лакомством за то, что не капризничал, за то, что сегодня хорошо себя вел и т.п.

- Хорошо или плохо, что Диму часто хвалят? Как это отражается на воспитании ребенка? В каких случаях следует поощрять ребенка?

Важно подчеркнуть.

Поощрение – один из методов воспитания детей. Поощрение оправдано, если оно содействует моральному росту ребенка. Однако, применяемое часто и непродуманно, оно не только утрачивает свою ценность, но и развивает в ребенке отрицательные качества: исключительность, превосходство, стремление поступать хорошо напоказ. Нет ничего аморальнее «примерного» поведения, хороших поступков напоказ, за награду.

Ситуация № 2.  -Папа, меня сегодня Нина Петровна похвалила: я запомнила стихотворение быстрее всех! Хочешь, расскажу?

- Лучше расскажи мне о своем поведении, что ты натворила вчера! – строго говорит отец. Лицо дочери меркнет. Напрасно весь день вынашивала она в себе заряд радости . . . Дома девочка делает еще один «заход»:

- Мама, хочешь расскажу стихотворение про елочку?

- Мне не до елочки сейчас. В следующий раз расскажешь.

Сделайте предположение, как в дальнейшем может отразиться невнимание родителей к делам ребенка на установление доверительных отношений. Как Вы относитесь к делам своего ребенка, стараетесь ли поддержать его стремление поделиться с Вами своими радостями и огорчениями?

Важно подчеркнуть.

Ребенок нуждается в серьезном, заинтересованном отношении взрослых к себе. Но если он постоянно наталкивается на равнодушие, нежелание взрослых разделить с ним радости и волнения, то потребность нести близким самое сокровенное постепенно затухнет. В результате детское стремление к контакту с родителями ослабевает. И как знать, не станут ли вскоре родители сожалеть об этом! Когда ребенок становится школьником и его дела начинают нас волновать, мы ждем от него рассказов о школе, друзьях, событиях в классе. Нам интересно, что думает, чем живет, что интересует, волнует ребенка. Но при таком отношении к его интересам, как это видно из примера, напрасно ждать от него в дальнейшем откровения, не следует удивляться его замкнутости: взрослые сами положили тому начало, когда проявляли нетерпение к его нехитрому рассказу, не принимали всерьез его ребячьи заботы, а иногда и подсмеивались над его бедой, кажущейся с нашей, взрослой точки зрения незначительной.

Ситуация № 3.    Утренний прием детей. На участке детского сада детский гомон и смех. И оживленные лица ребят, и торопливые расставания с родителями – все говорит о том, что выходной день был радостным для детей, и им есть о чем рассказать в детском саду. Прислушаемся, о чем говорят старшие дети.

- Мой папа гулял со мной, он учил меня кататься на коньках.

- А мы с папой ходили в кино. И еще он мне разное очень интересное рассказывал.

- А мы с папой смастерили вертолет. Это игрушка такая из бумаги для ветра.

- А я гуляла с мамой, а папа сдавал последний экзамен. Он рассказывал мне, как это трудно. Теперь мой папа называется инженер.

- А у нас дома в воскресенье был настоящий субботник: все, все трудились. Папа сказал: это полезно – мускулы потренировать. И я тоже помогал. Мама нас хвалила!

- А моя мама всегда играет со мной и в куклы, и в мяч . . .

- Думаете, папа не играет со мной? Еще как! Научил в шашки играть, я уже один раз выиграл у него. А бабушка мне вчера сказки рассказывала.

Видя, что Марина молча вслушивается в разговоры ребят, воспитатель спросил ее, играет ли с ней кто – нибудь дома.  Девочка, опустив голову, нехотя ответила:

- Я играю с соседским Колей . . . А маме и папе некогда.

Достаточно ли внимания уделяют родители общению с детьми? В каких формах взрослые осуществляют общение с ребенком? Сказывается ли недостаток общения взрослых с ребенком на установлении отношений между ними и на воспитании ребенка в целом? В чем это может выразиться? На чем основывается Ваше общение с детьми?

Важно подчеркнуть.

Общение ребенка с близкими людьми носит интимный характер и основан на родственных эмоциональных связях, обоюдной любви и привязанности.

Это и обогащение его духовного мира, и постижение им явлений окружающей действительности, и воспитание характера. Постоянно соприкасаясь со взрослыми членами семьи, ребенок многому у них учится. Малыш развивается, приобретает самостоятельность, нравственный опыт благодаря активному взаимодействию со взрослыми. Безразличие родителей, не удовлетворяющих стремление ребенка к общению, к совместной эмоциональной деятельности, приводит к замедлению усвоения норм, правил, традиций, привычек социального поведения.

Независимо от того, стараетесь ли вы сохранить старые домашние традиции, которые дороги вам или вашему мужу, или – пытаетесь придумать и привить семье нечто новое, помните, что детство формирует ребенка на всю жизнь. И главное в детстве – чтобы оно у ребенка было. Старайтесь знать меру: чрезмерно строгие правила, по которым живет семья, не оставляющие детям никакой «свободы маневра», перенапрягают детскую психику. Отсутствие же устойчивого домашнего уклада и предсказуемых домашних ритуалов, успокаивающих малыша своей непременной обязательностью, - передают ребенку ощущение незащищенности дома и шаткости вселенной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект родительского собрания "Традиции семьи"

данное родительское собрание было проведено в рамках проекта «Развитие семейных традиций посредством художественно-эстетического воспитания»...

Конспект родительского собрания "Традиции семьи"

Уважаемые, родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребёнка......

Родительское собрание "Традиции семьи".

Форма собрания - круглый стол. Установление контакта с членами семей, пробуждать желание увидеть проблемы своего ребенка изнутри....

родительское собрание "Традиции семейного воспитания"

Традиции семьи – это вдохновение и игра, радость, это творчество и искусство.-«Традиция» переводится с латинского, как «передача», «преемственность». В каждом роду, семье свои сокровищницы традиций, к...

Конспект родительского собрания - ТРАДИЦИИ СЕМЬИ

Конспект родительского собрания  - ТРАДИЦИИ СЕМЬИ...

Конспект родительского собрания "Традиции в семье"

laquo;В каждом доме свои традиции»(родительское собрание)Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.Л.Н.Толстой   Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, о сем...