Практикум для родителей «Развивающий потенциал блоков Дьенеша и палочек Кюизенера»
материал

Воронова Ирина Владимировна

Данный материал повысит компетентность родителей (законных представителей) в вопросах организации игр с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера в домашних условиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_dlya_roditeley.docx32.09 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум для родителей

Тема: «Развивающий потенциал блоков  Дьенеша и палочек Кюизенера»

Дата: 18 февраля 2019 года

Место: музыкальный зал

Ответственная: Воронова Ирина Владимировна.

Цель: повышение уровня компетентности родителей по теме.

Задачи: познакомить с проблемно-игровой технологией; представить логические игры с детьми по активизации знаний в математике. Формировать умение  использовать их в работе с детьми для развития произвольного внимания, памяти, формирования умения анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства.

Форма проведения: практикум.

Ход практикума:

Добрый вечер, уважаемые родители!  Мы рады приветствовать вас на нашей очередной встрече, тема которой: «Развивающий потенциал блоков Дьенеша и палочек Кюизенера».

Скажите, пожалуйста, каким бы вы хотели видеть своего ребенка? (ответы родителей)

Конечно, каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был всесторонне развит. Уже сейчас,  вы задумываетесь о будущем школьном обучении детей. Ведь сейчас предъявляются серьезные требования к интеллектуальному развитию дошкольников.

Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Маленький ребенок – это исследователь, который с радостью познает мир. Задача родителей – помочь ему развить свое стремление к обучению и удовлетворить потребность в активной умственной деятельности, дать толчок для развития интеллекта.

 Многочисленные современные детские развивающие пособия – отличные помощники в этом деле. Один из самых удачных вариантов – это развивающие пособия для детей: блоки  Дьенеша и палочки Кюизенера.

Данные развивающие пособия разработаны для того, чтобы развивать у детей способность самостоятельно, независимо от старших, решать задачи разнообразных направлений. Также развивается способность к познавательной и творческой активности. Играя с ними, дети осваивают такие категории, как сравнение, уравнение, счет. Изучают эталоны: формы, цвета, размер, толщина.

 Они позволяют, «через руки» ребенка, сформировать понятия «длиннее – короче», «между», понятие числовой последовательности, состава числа. Палочки Кюизенера и блоки Дьенеша  – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка.

Сегодня мы хотим познакомить Вас с этими играми, и предложить Вам использовать их дома.

-Перед вами лежит коробка с блоками, откройте ее, рассмотрите фигуры.

-Есть ли в наборе одинаковые фигуры?

Логические блоки Дьенеша- это набор из 48 геометрических фигур, причем в наборе нет ни одной одинаковой, все они различаются свойствами:

-формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные),

 -цветом (красные, желтые, синие),

 -размером (большие и маленькие)

- толщиной (толстые и тонкие).

(родители выполняют игры вместе с воспитателем) 

    В начале знакомства с блоками мы разрешаем детям поиграть с ними,  после этого  даем детям указания, как правильно играть с блоками.

Игры с блоками Дьенеша для детей  3 лет

1. Покажите блок такого же цвета как этот.

2. Найди блок такой же формы.

3. Усложняем задание: Найди такой же блок по цвету и форме..

4. Более сложный вариант: Найди такую же фигуру, как эта по цвету и форме, но другого размера.

Можно использовать  задания с игрушкам. Предлагаем детям разделить фигуры так, чтобы у мишки все фигуры были красные, у зайца – желтые и т. д. В конце игры дети должны ответить на вопрос: «Какие фигурки у Мишки?», «Какие фигуры у зайца?» и т. д.

Игры с блоками Дьенеша для детей 4-5 лет

В возрасте 4-5 лет дети знакомятся с символами свойств. И глядя на модель, дети выполняют задание: покажи фигуру такую же по цвету.

Усложняем: Покажи такую же фигуру по цвету и форме; по цвету, форме и размеру.

Знакомятся с понятием «НЕ». Покажи фигуру по моделям (используется модель с «НЕ»).

Усложняется работа по схемам по стрелочкам:

  1. Внимательно посмотрите на закодированную карточку, расшифруйте ее, покажите соответствующий блок (показ карточек ).
  2. Игра «Цепочка»: Постройте цепочку, чтобы рядом не было блоков одинаковой формы.

Цель: ребенок должен построить цепочку как можно длиннее.

  1. В этом возрасте ребенок манипулирует двумя свойствами: Например, Чебурашка не любит красные игрушки и не хочет играть с круглыми. Какую он возьмет?

Игры с блоками Дьенеша для детей 5-7 лет

В   возрасте 5-7 лет ребенок уже может описать свойства любого блока с противоположной стороны. Например: Что можно рассказать о желтом прямоугольнике? Ответ: он не красный, не синий, не круглый, не треугольный, не квадратный, не толстый, не маленький.

Игра «Угадай-ка»

Спрячьте одну фигуру. Ребенок должен угадать, какой именно блок спрятан, он задает наводящие вопросы, ответ на которые только «да» или «нет». Например, ребенок спрашивает: «Эта фигура квадратная?».  Нет. Вместе убираете все квадратные формы. – «Она красная?». Нет. Убирает красные фигуры.

Игра «Спасатели»

Сейчас я предлагаю вам стать «спасателями». К несчастью, в жизни бывают чрезвычайные ситуации, бедствия. Задача «спасателей» - подготовить транспорт к выезду в район бедствия. Выложите из блоков Дьенеша транспорт по схемам.

Дидактическая игра «Кондитерская фабрика». Положите два больших круга – «коробки для конфет». Вы «сотрудники фабрики» и должны разложить «конфеты» блоки в соответствии с карточками-свойствами. Комбинация карточек может быть различной.

Цель: Развитие способности к логическим действиям и операциям, умение декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке. Умению действовать

Дидактическая игра «Засели домики»

Цель: правильно классифицирует свойства.

В городе логических фигур появились новые дома. Домовой просит помочь расселить фигуры по своим домикам, а помогут вам знаки – подсказки. Знаки подсказывают, какие фигуры должны поселиться на каждом этаже и в каждом подъезде дома.

Подвижная игра «Посадим красивую клумбу»

Материал: набор блоков Дьенеша, 4 обруча нейтрального цвета, карточки с обозначениями признаков фигур и отрицанием признаков.

Ход игры: В одном обруче размещаются 24 фигуры блоков Дьенеша – это рассада. На другом краю зала размещаются три обруча так, чтобы они пересекали друг друга. В каждый обруч кладется карточка с обозначением признака: цвет, форма, величина. Дети берут по одному блоку и «сажают в ту «клумбу», карточка на которой соответствует признаку этого блока. Если у блока совпадают два признака, то его помещают в пересечение 2 обручей, а если совпали все три признака, то в пересечение 3 обручей. Если же фигура не соответствует ни одному признаку, то её помещают вне обручей. За каждый правильно размещенный блок ребенок получает очко, выигрывает тот, кто наберет больше очков.

Игра «Цветные палочки Кюизенера». Джордж Кюизенер бельгийский педагог. Одним из его изобретений был набор цветных деревянных палочек (в основу метода легла методика Фридриха Фребеля, немецкого педагога позапрошлого столетия). Кюизенер использовал их при обучении арифметике.

Хотя палочки Кюизенера предназначены непосредственно для обучения математике, они оказывают дополнительное положительное воздействие на ребенка: развивают мелкую моторику пальцев, пространственное и зрительное восприятие, приучают к порядку.

Палочки Кюизенера просты и понятны, работу с ними малыши воспринимают как игру. Материал предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и заканчивая старшими классами школы.

Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет:

  1. Различать и классифицировать по цвету
  2. Познакомить с последовательностью чисел натурального ряда
  3. Освоить прямой и обратный счет
  4. Делить целое на части
  5. Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины
  6. Развивать пространственные представления
  7. Овладеть арифметическими действиями.

На I этапе палочки используют как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором и в ходе игры знакомятся с цветом, размерами и формами.

На II этапе дети учатся устанавливать соответствие между цветом, длиной и числом.

В процессе игр и упражнений с цветными палочками дети легко познают отношения «больше-меньше», «столько же», «больше (меньше) на 1, 2, 3,», деление целого на части, измерение условными мерками, состав чисел из единиц и двух меньших чисел. Дети начинают практически выполнять действия сложения и вычитания, умножения и деления, осваивают пространственные отношения («слева направо», «слева», «справа», «выше, чем…», «между», «перед», после» и др.).

Упражнения с палочками Кюизенера

  1. Постройте дорожку (синюю, желтую и т. д.)
  2. Подарите мишке желтые, а зайчику синие палочки.
  3. Постройте цыплятам низкий, а котятам высокий заборы.
  4. Постройте геометрические фигуры квадрат, прямоугольник.
  5. Постройте заборчик из 5 палочек, начиная с белой палочки. Назовите числа в прямом и обратном порядке.

Суть счетных палочек– помочь ребенку познать основы математики и сделать это познание увлекательным! Технология универсальна: помимо эффективности формирования элементарных математических представлений, она развивает мелкую моторику, зрительное и пространственное восприятие, стимулирует воображение, приучает к порядку.

Игры при ознакомлении с цветом (различать цвет, классифицировать по цвету).

Игровое упражнение «Цвет и число»

Педагог предлагает построить необычный поезд - из цветных палочек. Например, розовой, голубой, красной и желтой. Прежде чем посадить в вагончики пассажиров, детям предлагается узнать, сколько мест в каждом вагончике. Дети находят ответ практическим путем: берут белые палочки и накладывают на вагончики каждого цвета.

«Как разговаривают числа»

Педагог сообщает, что числа умеют разговаривать. Но разговаривают не словами, а знаками. Затем предлагает детям взять в левую руку палочку красного цвета, а в правую - голубого.

-что нужно сделать, чтобы числа сравнить?

Педагог подводит детей к выводу, чтобы сравнить числа,  нужно наложить палочки друг  на друга.

-Я больше тебя – говорит число 4 числу 3

-Я меньше тебя – говорит число 3 числу 4..        

Игра «Назови число - найди палочку».

Цель: закрепить умения соотносить количество с цифрой.

Ход: игры: Ведущий называет число, играющие на ходят соответствующую палочку. Затем ведущий показывает палочку, а дети называют число, которое она обозначает (например: белая - один, розовая - два, голубая - три, красная - четыре и так далее). Вначале числа называются и палочки показываются по порядку, а затем в разбивку.

Подвижная игра «Найди пару»

Для игры понадобятся 2 «волшебных» мешочка с одинаковым набором палочек.

Дети делятся на две команды. Все члены команд по очереди вытягивают по одной палочке из своих мешочков.

Задание: найди, у кого такая же палочка и встань с ним в пару.

Более сложный вариант игры – найди себе такую пару, чтобы сумма ваших палочек равнялась 10 (5, 7 и т.д.).

Игра «Поезд»

Педагог просит составить поезд от самой короткой до самой длинной и задает вопросы:

-сколько вагонов у поезда?

-какой по порядку голубой вагон?

-какой четвертый по счету?

-какой вагон между белым и голубым? И др.

Игровое упражнение «Покажи, как растут числа»

Цель: ознакомление детей с последовательностью чисел натурального ряда.

Педагог рассказывает о том, что растут деревья, цветы, дети. Числа тоже «растут». Что сделать, чтобы увидеть, как растут числа?

  • Карточки с цифрами разложить в порядке возрастания.
  • Построить числовую лесенку.
  • Выкладываем лесенку из 10 палочек от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1до 10 и обратно.

Игра «Строим дом» (конструирование по словесной инструкции)

В гости пришла матрешка. Она просит построить ей дом. Для этого она подобрала строительный материал – палочки разного цвета:

- 4 красные – для стен,

- 3 желтые (1 желтую) – для крыши,

- 1 розовую – для трубы.

В дом надо «привезти» мебель: кровать для матрешки, стол и стул.

Стенки кровати и матрас – красные, на кровати – 2 белых подушки.

Ножки стола – голубые, а столешница – красная. Спинка стула – красная, ножка – розовая, а сиденье – голубое.

Игра «Построим ковер» Постройте ковер так, чтобы все полосы в нем были разного цвета. Построить ковер из палочек только определенного цвета. «Сплести» ковер из числа 9 (учесть все варианты состава числа 9).

Цель: Развитие у детей числовых представлений. Составление ковриков, составление узоров.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что логико-математические игры способствуют развитию таких умственных операций как классификация, группировка предметов по свойствам, абстрагирование свойств от предмета. Дети учатся доказывать, рассуждать. Это особенно важно, ибо народная пословица гласит: «Ум без догадки и гроша не стоит». Играйте и занимайтесь с удовольствием!

Рефлексия «Незаконченное предложение»

  • сегодня я узнал (а)…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • мне захотелось…

Спасибо за внимание! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по теме "Игры с палочками Кюизенера"

Консультация для родителей по теме "Игры с палочками Кюизенера"...

Консультация для родителей "Игры и упражнения с палочками Кюизенера для детей 2 - 3 лет"

В данной работе предствалнены игры и упражнения, а также описаниие работы с детьми при игре с  палочками Кюизенера в помощь родителям...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ " РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ: "ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА", ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША", "РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НИКИТИНА".

Цель семинара: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений....

Методическая разработка. Познавательное конструирование с помощью развивающих игр блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, кубиков Никитина.

Основные цели: 1. Развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать,  классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и  декодировать информацию...

Практикум для педагогов: "Игры и упражнения с палочками Кюизенера"

Палочки можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Они могут использоваться во второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах детского сада. Упражняться...