Методическая разработка "Формирование у детей культурно-гигиенических навыков"
методическая разработка (младшая группа)

Комплекс рекомендаций для формирования у детей культурно-гигиенических навыков"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_kgn.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей для освоения детьми культурно-гигиенических навыков

 Как прививать малышам полезные привычки и навыки самообслуживания:

  1. Учитывая, что навыки у детей только формируются, старайтесь облегчить ребенку выполнение действий и предупредить нежелательные формы поведения
  2.  Хвалите малыша за все. Пусть он будет уверен в том, что он «самый-самый». Необходимо постоянное одобрение малейших проявлений самостоятельности у детей.
  3.  Не бойтесь перехвалить своего ребенка. Если похвала оправдана, она пойдет только на пользу.
  4.  Не забывайте о возможностях ребенка. Важно - любой, даже маленький труд должен приносить малышу удовлетворение.
  5.  Прививайте детям навыки самообслуживания с учетом возрастных особенностей.

Медлительность не должна пугать. Это зависит от особенностей нервной системы ребёнка. Дети все усваивают медленно, но прочно. К детям надо относиться с большим терпением, необходимо часто подбадривать, вовремя похвалить.

6. Помните:-все навыки формируются постепенно;-лучший пример для подражания - взрослый;- у малыша есть свои вкусы и привычки;- в игре обучение проходит легче.

7. Избегайте:- необоснованного поторапливания и одергивание детей;- публичного осуждения малыша за неумения;- излишнего заигрывания и развлечения во время еды, умывания и т.д.;- затягивания по времени процесса еды, одевания и т.п.

Как нельзя объяснять ребенку необходимость гигиенических процедур:

1. Нельзя запугивать ребенка! Нельзя выработать полезную привычку, если все время бояться внешнего наказания или «кары». Червяки в животе, микробы во рту – это еще полбеды! А если ребенка запугивать врачами? «Попадешь в больницу», «Отведу к врачу» - звучит угрожающе. Но ведь регулярное посещение врача – это тоже полезная привычка. Своими запугиваниями мы ее убьем на корню!

2. Нельзя читать нотации! «Если не будешь чистить зубы, то…», «все умные люди моют руки…». Последствия могут казаться не страшными, в силу своей отдаленности и отсроченности, а «умные люди» не казаться авторитетом (дети привыкают к тому, что родители выдумывают себе «хороших мальчиков и девочек» и даже просто умных и известных личностей, с которыми сравнивают своих непослушных отпрысков).

3. Нельзя заставлять насильно и наказывать за неисполнение. Известный психолог Владимир Леви писал о том, что множество людей никогда не чистит зубы, просто потому что их к этому принуждали.

В ваших силах сделать так, чтобы ребенок САМ захотел выполнять все эти процедуры!!!

Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни, воспитание у детей КГН (а именно: культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды как неотъемлемой части культуры поведения и т. д.);

Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков (перечислить), необходимо сделать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. При этом обязательно учитывается возрастная особенность детей – стремление к самостоятельности.

Стихотворение «Я сама» - Давай будем одеваться…

- Я сама! Я сама! –

-Пойдём, будем умываться…

- Я сама! Я сама!

- Ну, идём хоть причешу, я…

- Я сама! Я сама!

- Ну, давай хоть накормлю я…

- Я сама! Я сама! (И.Муравейко)

Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто дети стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом. Часто, по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сделать все за него сами.

Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь?

Как вы считаете?

Может ли маленький ребенок быть самостоятельным?

Вы совершенно правы. Стремясь сделать все за ребенка, взрослый причиняет ему большой вред, лишает его самостоятельности. Уже к трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться. Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя, это может привести к негативизму, упрямству, может наблюдаться строптивость, своеволие. То есть, не просто непослушание, а стремление сделать все наоборот, ребенок начинает отрицать все, что он делал раньше, ребенок все хочет делать сам, отказываясь от помощи взрослого и добиваться самостоятельности даже в том, что еще мало умеет.

Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьезное негативное влияние на развитие личности ребенка.

-Итак, дети стремятся к самостоятельности. Но возникает вопрос: «Что же они умеют выполнять самостоятельно?»

Давайте попробуем определить это.

Вам были выданы анкеты: «Навыки самообслуживания у детей младшего возраста»

Проанализировав их, мы получили следующие результаты, что многие действия дети выполняют самостоятельно, с помощью взрослого устраняют непорядок в одежде, складывают одежду.

Мы составили перечень действий, доступных для выполнения детям младшей группы:

-Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место

-Одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду складывать, вешать, расстегивать, застегивать пуговицы.

-Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.

-Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.

-Пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу закрытым ртом.

-Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.

-Убирать игрушки, строительный материал в определенное место

-Выполнять небольшие поручение взрослых.

Для того чтобы приобрести эти навыки, требуется помощь взрослого. Надо создать необходимые условия для проявления самостоятельности:

  • приспособить к росту ребенка вешалку для одевания,
  • выделить место для хранения предметов туалета,
  • постоянное и удобное место для полотенца, обуви и т.д.

Но создание условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо правильно руководить действиями детей. Прежде, чем ожидать от ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи.

Ситуация для анализа. Письма от родителей. Ответы на вопросы.

При формировании навыков самостоятельности у детей, мы часто сталкиваемся с тем, что ребенок не может справиться с предложенным заданием. Как действовать в подобных ситуациях?

Ситуация:

- Илюша (3 года) с усердием натягивает колготки. Трудное задание! Наконец, после долгих усилий, колготки почти надеты, но…наизнанку. Малыш этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает эту «без цельную возню», быстрым движением старается натянуть ребенку колготки. Малыш кричит: «Я сам!». мама отвечает: «Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам».

Правильно ли поступила мама? (ответ родителей)

Воспитатель: В детском «Я сам!» проявляется стремление к самостоятельности. Оно появляется очень рано, надо поддерживать это стремление. «Я сам!» - это стремление к самоутверждению, осмысливанию окружающего. Если постоянно тормозить это желание, то дети могут расти пассивными, не умеющими преодолевать трудности, они ждут, что за них все сделают взрослые.

Памятка для родителей

  • Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка.
  • Поощряйте, хвалите, своего ребенка даже за небольшие достижения.
  • Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере, как, что и в каком порядке делать.
  • Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно.
  • Если у малыша что- то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.
  • Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.
  • В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример.
  • Старайтесь использовать игровую ситуацию.
  • Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков"

Для закрепления навыков чистоплотности необходимо, чтобы был личный пример взрослых. Приобретенные КГН с детства - становятся потребностью к чистоте....

Обучение детей культурно - гигиеническим навыкам и навыкам самообслуживания

В материале представлены возрастные показатели развития культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Даны алгоритмы обучения детей самостоятельности, которые бу...

Програмно-методический материал по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

Задачи:1. Определить значение воспитания культурно-гигиенических навыков для детей раннего возраста;2. Изучить особенности проявления навыков опрятности в период адаптации;3. Сформировать культурно-ги...

Учебно-методическое пособие для развития культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

Данные методические рекомендации предназначены для родителей, имеющих детей раннего возраста, воспитателей дошкольных учреждений.Методические рекомендации направлены на расширение представления родите...

методические аспекты воспитания у детей культурно-гигиенических навыков

В качестве средства формирования культурно-гигиенических навыков могут быть использованы специальные дидактические игры и мини-занятия в игровой форме. Нами были подобраны примеры игр и упражнений, ко...

Методическая разработка по развитию культурно-гигиенических навыков с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Правила пользования столовыми приборами».

Цель и задачи игры: - помочь ребёнку научится вести себя за столом;- помочь ему усвоить знания о том, какие блюда и продукты при помощи каких столовых приборов едят;- развивать умение правильно пользо...