Детская агрессия. Почему и что делать?
консультация
Консультация для родителей о возможных причинах детского агрессивного поведения и способах выхода из сложившейся ситуации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskaya_agressiya.docx | 498.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Детская агрессия. Почему и что делать?
Педагог-психолог
Хижина А. Н.
Повышенная агрессивность является одной из наиболее острых проблем воспитания детей. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. Причин тому может быть много:
-кризис семейного воспитания
-современный темп жизни и бешеный поток информации
-возрастающие требования к детям
-отсутствие у взрослых достаточных знаний о возрастных особенностях детского развития
-отсутствие у взрослых знаний о психопрофилактике, способах саморегуляции и снятия нервного напряжения
-негативное влияние кино-видео-игроиндустрии
-пережитые сильные потрясения
-нарушения нервной системы
Тем не менее с конфликтным поведением ребенка можно и нужно бороться. Для этого в первую очередь важно определить причины агрессивного поведения.
1.Частой причиной детской агрессивности являются нарушения внутрисемейных отношений, нарушения семейного воспитания.
-Сами взрослые, перегруженные своими заботами, тревогами и стрессами, не способны справляться со своим раздражением и нервозностью и демонстрируют конфликтное поведение.
-К повышенной агрессивности ребенка приводит разрушение положительных эмоциональных связей как между родителями и ребенком , так и между самими родителями.
-Неуважение к личности ребенка. Некорректная критика, унизительные замечания порождают серьезные комплексы у детей. Унижение сильно потрясает равновесие личности ребенка. Не в силах справиться с этим он начинает унижать других.
-Жестокое обращение , физические наказания, моральное унижение совершенно недопустимы по отношению к ребенку. Если ребенок подвергается насильственным методам воспитания абсолютно естественно ждать от него демонстрации агрессивного поведения по отношению к окружающим.
-Тотальный контроль поведения ребенка. Слишком властные родители могут подавлять волю ребенка, не допуская никакого проявления его личной инициативы. Его агрессия- завуалированный протест против существующего положения вещей. Ребенок пытается защитить, отстоять свое «Я» и формой защиты выбирает нападение.
-Избыток внимания (гиперопека). Чрезмерное внимание влечет за собой избалованность, ребенок привыкает к тому, что его капризам всегда потакают. Такой ребенок не получив желаемого может бурно отреагировать как на не угодивших родителей, так и на отказ другого ребенка уступить ему. Или же родители чрезмерно опекают своего ребенка, и тогда, так же как и в случае тотального контроля, получают протест ребенка на отсутствие возможности проявить себя.
-Обратная сторона – недостаток внимания, когда родители вечно заняты или любят проводить все свободное время за телефоном или демонстрируют равнодушие . В этом случае детская агрессия-способ привлечь к себе внимание, в котором так нуждается каждый ребенок. Пусть лучше накажут, чем не заметят.
2.Пережитое сильное эмоциональное потрясение, вызывая чувство страха и тревоги, может спровоцировать агрессивное поведение ребенка. В этой ситуации обязательно нужно помочь ребенку избавиться от последствий психотравмирующей ситуации, желательно обратиться за помощью к специалистам.
3.Зачастую за агрессию принимают проявления возрастных особенностей. Например, детское упрямство в возрасте от 2х до 4х лет (кризис 3х лет). Очень часто агрессивная реакция бывает обусловлена текущей ситуацией. Особо чувствительные и впечатлительные дети могут выдавать конфликтное поведение как следствие общего, нервного или эмоционального перевозбуждения или переутомления.
4.Дети, не умеющие строить отношений со сверстниками, дети с неразвитой игровой деятельностью с целью привлечь к себе внимание сверстников могут совершать различные неадекватные поступки.
5.Часто агрессивными бывают дети, имеющие тот или иной неврологический диагноз.
Агрессия в той или иной мере присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита . Важно понимать, что взрослым ни в коем случае нельзя подавлять агрессию в своих детях. Запрет или силовое подавление агрессивных импульсов может привести к психосоматическим расстройствам (когда нервное напряжение трансформируется в физическое заболевание), нервным расстройствам или же долго копившееся однажды вырвется наружу и обернется настоящей бурей. Важно научить ребенка трансформировать свои агрессивные инстинкты в социально приемлемые способы реагирования без ущерба для окружающих и самого себя.
Шпаргалка для взрослых, или Что делать, когда ребенок агрессивен?
-Нащупать все болевые точки в семье. Нормализовать семейные отношения. Ликвидировать все агрессивные формы поведения(оскорбление и унижение ребенка, запугивание, применение физических наказаний) среди близких. Помните, что ребенок все видит и подражает взрослому.
-Принимайте ребенка таким, какой он есть, любите его со всеми недостатками. Пусть он видит, что он нужен и важен для вас.
-Учитывайте реальные возможности ребенка, не требуйте от него чрезмерно много.
-Будьте внимательны к нуждам и потребностям ребенка.
-Контролируйте собственные негативные эмоции. Демонстрируйте модель неагрессивного поведения.
-Обучайте ребенка распознавать собственные эмоции и состояния окружающих людей.
-Развивайте способность к эмпатии, учите ребенка сочувствию , доброму и бережному отношению к людям, животным и окружающему миру.
-Учите ребенка конструктивному общению со сверстниками.
-Разделяйте поступки и личность ребенка. Обсуждайте поведение ребенка, а не его личность. Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло «здесь и сейчас», не припоминая прошлых поступков. Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Разговор лучше провести наедине с ребенком, дети очень боятся публичного порицания.
-Обсудите с ребенком негативные последствия его поведения. Вместо распространенного, но неэффективного «чтения морали», убедительно продемонстрируйте ему, что агрессия вредит ему самому.
-Отрабатывайте навык реагирования в конфликтных ситуациях. Тренируйте ребенка разным способам выхода из конфликтов, придумывайте их вместе с ним. Придумайте сюжет сказки, где разбирается какая-либо ситуация и где герой ведет себя достойно и справляется со всеми сложностями. Инсценируйте сценки с игрушками. Читайте добрые сказки, где «Добро всегда побеждает зло».
-Обучайте ребенка приемлемым способам выражения гнева:
1. Действие заменить словом. Учите ребенка говорить о своих чувствах, формировать «Я-сообщения»: «я злюсь, потому что…», «я обиделся, потому что…»
2.Покажите ребенку, как «выпустить пар» без ущерба для окружающих: комкать и рвать бумагу, завести «мешочек криков», высказаться игрушке, представляя обидчика. Важно, чтоб ритуал избавления от гнева заканчивался положительно ( поблагодарить мешочек, помириться с игрушкой…)
3.Злость можно рисовать, лепить. И когда она будет готова, покажите ,как можно ее трансформировать в спокойствие, доброту к окружающим.
4.Дыхательные упражнения, психогимнастика. В момент, когда ребенок чувствует свою готовность действовать агрессивно, попробовать посчитать до десяти, успокаивая свое дыхание . Или сильно сжимая кулачки, досчитать до десяти, а потом расслабить руки .
-Отмечайте успешные действия Вашего ребенка! Когда он ведет себя должным образом, закрепите эти усилия похвалой. Покажите, что ВЫ очень довольны им!
-Любите и принимайте своего ребенка таким, какой он есть! Помогите ему научиться жить в мире с самим собой и с окружающими!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по экологии и ручному труду. Тема: «Почему идёт дождь и дует ветер».
ЦЕЛЬ: (Экология)- ознакомить с такими явлениями, как осадки и движение воздуха.- расширить и уточнить представления детей о дожде и ветре; раскрыть значение этих явлений для челов...
Кусающиеся дети: почему они делают это и как с этим бороться.
Понимание, почему маленькие дети кусаются, может помочь вам сдерживать это агрессивное поведение и научить ребенка положительным способам выражать свои чувства....
Информационный материал для родителей "Почему заговорить бывает трудно"
Материал для оформления информационных стендов для родителей детей младшего дошкольного возраста....
Почему в космос летают на ракете?
Расширить представление детей о ракете...
"Почему заяц шубу поменял?"
знакомство детей с образом жизни зайца поздней осенью и зимой; формирование представлений о том, что живые существа приспосабливаются к сезонным изменениям в природе....
Консультация «Почему дети «плохо» себя ведут или воспитание без наказаний» воспитание детей, почему ребенок ведет себя плохо
Консультация для родителей...
«Мама, а почему слон больше верблюда?» «Почему одуванчик желтый?» «Почему у зайца длинные уши, а хвост короткий?»
laquo;Мама, а почему слон больше верблюда?»«Почему одуванчик желтый?»«Почему у зайца длинные уши, а хвост короткий?»...