В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие
интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности.
Ребенок пяти лет становится все более активным в познании. Он познает мир,
окружающих его людей и себя, что позволяет ему выработать собственный
стиль деятельности, основанный на его особенностях и облегчающий
социализацию.
Взаимодействие взрослых с детьми является важным условием
формирования самостоятельности.
Повышается общий уровень физической выносливости, но повышенная
физическая активность, эмоциональная возбудимость и импульсивность детей
этого возраста зачастую приводят к тому, что ребенок быстро утомляется.
Более совершенной становится крупная моторика. Развитие мелкой
моторики помогает освоить навыки самообслуживания: ребенок
самостоятельно одевается, раздевается, завязывает шнурки.
Успех в освоении основных движений во многом обусловлен уровнем
развития двигательных навыков, которые значительно быстрее формируются
при многократном повторении упражнений с незначительными перерывами.
Закрепление навыков основных движений успешно осуществляется в
подвижных играх и эстафетах (при условии предварительной отработки
движений) в группе и на прогулке. Взрослый, находясь рядом с детьми, следит
за безопасностью, заботится о смене двигательной активности, при
необходимости организует вместе с детьми пространство для подвижных игр.
В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти,
возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения
материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех
познавательных психических процессов. У детей снижаются пороги ощущений.
Повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается
фонематический и звуковысотный слух.
Восприятие. В 5-6 лет продолжает развиваться, совершенствуется
восприятие цвета, формы, величины. Ребенок легко выстраивает в ряд по
возрастанию и убыванию до 10 различных предметов, рисует в тетради в
клетку геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти
фигуры; ориентируется на листе бумаги. Он способен воспринимать и
классическую музыку. Количество одновременно воспринимаемых объектов –
не более двух.
Подача обучающего материала, как и в среднем дошкольном возрасте,
должна быть направлена на активное восприятие его ребенком. Ориентация в
пространстве пока может вызывать затруднения. Не совершенно пока и
освоение времени.
Память. Объем памяти изменяется несущественно. Улучшается ее
устойчивость. Появляются произвольные формы психической активности,
элементы ее произвольности. Возможно, как непроизвольное, так и
произвольное запоминание, однако пока преобладает непроизвольная память.
Внимание. Внимание детей становится более устойчивым и
произвольным. Но устойчивость пока невелика (достигает 10-15 минут) и
зависит от индивидуальных особенностей ребенка и условий обучения.
Вместе со взрослыми ребенок может заниматься не очень
привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут. Помимо
устойчивости внимания, развивается переключаемость и распределение
внимания.
Мышление. По мнению Л.А. Венгера, в старшем дошкольном возрасте
возникают первые попытки иерархии понятий, зачатки дедуктивного
мышления, перелом в понимании причинности. Более высокий уровень
обобщения, способность к планированию собственной деятельности, умение
работать по схеме (в конструировании, в рассказывании) – характерные
особенности ребенка 5-6 лет.
В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление,
которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием
обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) К наглядно-
действенному мышлению дети прибегают для выявления необходимых связей.
Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку
видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдаленные последствия
собственных действий и поступков.
Способность ребенка 5-6 лет к обобщениям становится основой для
развития словесно-логического мышления. Старшие дошкольники при
группировании объектов могут учитывать два признака: цвет и форму
(материал) и т.д.
Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать
адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения входят в
их наглядный опыт.
Речь. Речь, согласно мнению Л.С. Выготского, начинает выполнять
основную нагрузку в регуляции поведения и деятельности детей, возникает
способность решать задачи в умственном плане.
Благодаря активно развивающейся памяти для ребенка 5-6 лет становится
доступным чтение с продолжением.
В возрасте 5-6 лет продолжает совершенствоваться звуковая сторона
речи. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность при
чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи, богаче становится лексика:
активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь.
Воображение. Развитие воображения позволяет детям этого возраста
сочинять сказки, оригинальные и последовательно разворачивающиеся
истории.
Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и
воображать себе на основе словесного описания различные миры: космос,
космические путешествия, пришельцев, замок принцессы, волшебников и т.д.
Эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной
деятельности, в рисунках, детских рассказах. В рисунках все больше мелких
второстепенных деталей (шляпа на голове, одежда, обувь; у машины фары,
руль). Рисунки уже наполнены содержанием, они отражают реальный и
волшебный мир.
Развивается и сюжетно-ролевая игра: в ее процессе ребенок фантазирует,
проявляет смекалку, он уже предпочитает быть положительным героем, так как
игра отражает реальные социальные роли.
К пяти-шести годам эти контакты завершаются образованием групп-
детских игровых объединений с непостоянным составом. В деятельности и
общении детей становятся все более заметными индивидуальные и половые
различия.
Детские игровые объединения имеют непостоянный состав, который
определяется, как правило, содержанием игры. В 5 лет формируются
микрогруппы по 4-6 человек, в основном одного пола, и только 8 % из них –
смешанные.
Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со
сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению
детского сообщества. Развивается система межличностных отношений,
взаимных симпатий и привязанностей. Дети чаще играют со сверстниками
небольшими группами от двух до пяти человек. Они становятся избирательны
во взаимоотношениях и общении.
Под влиянием педагога более активно проявляется интерес к
сотрудничеству, к совместному решению общей задачи. Дети стремятся
договариваться между собой для достижения конечной цели.
Интерес старших дошкольников к общению со взрослыми не ослабевает.
Равноправное общение со взрослым поднимает ребенка в своих глазах,
помогает почувствовать свое взросление и компетентность.
В качестве ведущей деятельности ребенка выступает сюжетно-ролевая
игра, основным назначением которой, с точки зрения формирования субъекта
деятельности и общения, является воспроизведение и интериоризация
важнейших конвенциональных ролей взрослых данной культуры, и отработка
навыков формального и неформального общения.
У детей этого возраста формируется способность управлять своим
поведением в связи с ситуациями морального выбора, преобладание мотивов
рассудочного характера над импульсивным, возникает потребность отделить
себя от внешнего мира.
Дети в своих играх проявляют творчество сюжетосложения. Они
воображают себя и свои действия в придуманных ими обстоятельствах. Тем
самым дети создают образ себя (часто весьма далекий от истинных
объективных характеристик). Свое отношение к действительности ребенок
выражает к 5 годам в рисунках, постройках, позах и движениях.
Возраст 5-6 лет характеризуется «взрывом» всех проявлений
дошкольника, адресованных сверстнику, особенно в плане интенсивности
общения. Именно в дошкольный период формируются основные
эмоциональные новообразования, выступающие неким результатом
взаимодействия эмоциональных и познавательных компонентов развития
личности.
Главное эмоциональное новообразование этого периода- становление процесса
произвольной эмоциональной регуляции. Постепенно, согласно концепции Л.С.
Выготского, происходит интеллектуализация детских чувств. Видоизменяются
и формы выражения чувс