Артикуляционная гимнастика — комплекс (подготовительная группа)
учебно-методическое пособие (подготовительная группа) по теме
Для успешного развития артикуляционного аппарата ребёнка,необходима ежедневная артикуляционная гимнастика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika_st._gr.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика —
комплекс
(подготовительная группа)
2016 год
Воспитатель: Ковалёва Г.В.
СЕНТЯБРЬ
К-1 1 – 2 недели
I. Спокойное открывание и закрывание глаз
II. 1. Упр. для губ:
«Улыбка» (губы сомкнуты, под счет растягивать губы)
Цель: Учить сильно растягивать губы, не размыкая их.
2. Упр. для языка:
«Лопатка» (Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном положении). «Маятник» (Добиваться дифференцированного движения (работает только язык) .
3. Упр. на дыхание:
«Сдуй листочек» (вдох через нос, выдох через рот). (Вырабатывать длительную целенаправленную стую) .
«Улыбка» (Улыбаться, обнажив зубы, между зубами щель)
Цель: Учить обнажать зубы, оставляя между ними щель. Закрепить умение сильно растягивать губы.
К-2 3 – 4 недели
I. Упр. на развитие мимики «Зажмурились от света».
II. 1. Упр. для губ: «Заборчик» (зубы сомкнуты, растягивание губ, обнажая зубы) .
Цель: Совершенствовать умение обнажать верхние и нижние зубы.
2. Упр. для языка:
«Наказать непослушный язык»
Цель: Расслабление мышц языка.
«Иголочка»
Цель: Учить детей делать язык узким, удерживать в таком положении.
3. Упр. на дыхание:
«Сдуй бабочку»
Цель: Вырабатывать сильную воздушную струю.
Заменись упр. «Заборчик» на упр. «Улыбка»
ОКТЯБРЬ
К-3 1 – 2 недели
I. Упр. на развитие мимики «Живая шляпа» (круглые глаза)
II. Упр. для губ: «Трубочка» (губы вытянуты вперед, не сомкнуты)
Цель: Упражнять в умении вытягивать губы вперед, не смыкать.
2. Упр. для языка: «Постелька»
Цель: Учить детей держать расслабленный язык за нижними зубами.
3. Упражнение на дыхание
«Чей шарик дальше улетит? »
Цель: Добиваться длительного направленного ротового выдоха.
III. Распевание гласного звука «У» (тихо, громко)
1. Заменить упр. «Трубочка» на «Хоботок»
Цель: Совершенствовать умение вытягивать губы вперед в сомкнутом виде.
2. Распевание гласных звуков «А», «У» (громко, тихо) .
К-4 3 – 4 недели
I. 1. Упр. на развитие мимики «Удивились»
II. 1. Упр. для губ «Бублик»
Цель: Учить детей фиксировать положение губ виде бублика.
2. Упр. для языка «Подъем языка за верхние зубы»
Цель: Упражнять детей в умении фиксировать широкий язык у верхних зубов, удерживать рот в полуоткрытом состоянии.
3. Упр. на дыхание: «Задуй свечу»
Цель: Упражнять в умении выполнять сильный резкий выдох.
III. Распевание гласных звуков «А», «У», «И» и звукосочетаний (громко, тихо)
I. Упр. для губ, чередование «Бублик», «Трубочка».
Цель: учить передавать артикуляционный уклад для губ.
НОЯБРЬ
К-5 1 – 2 недели
I. Упр. на развитие мимики «Нахмурились» (брови слегка сведены к переносице) .
II. 1. Упр. для губ «Пускание мыльных пузырей» (медленное смыкание – размыкание губ) .
«Улыбка»
Цель: Продолжать вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая зубы.
2. Упр. для языка «Дятел»
Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка, умение делать кончик языка напряженным
Я по дереву стучу д-д-д
Червячка добыть хочу д-д-д
Хоть и скрылся под корой д-д-д,
Все равно он будет мой.
- Отодвигать язык в глубь рта (кончик языка опущен вниз).
3. Упр. на дыхание: «Подуй на чай».
Цель: Отрабатывать длительную воздушную струю.
III. Игра «Эхо» (дети-громко, дети-тихо) .
Проговаривать:
Эп-эп-эп – пекарь выпекает хлеб.
Эпь-эпь-эпь- мы поедем в степь.
Усложнение на 2 неделе
1. Для губ: «Пускание мыльных пузырей» (учить убыстрять темп) .
2. Для языка: Заменить 2-е упр. на упр. «Горка»
Цель: Учить прижимать боковые края языка к верхним коренным зубам.
3. Заменить III часть: Проговаривать
КО-КО-КО, курица кричит: «КО-КО»
КУ-КУ-КУ – сидит кукушка на суку.
К-6 3 – 4 недели
I. 1. Упр. на развитие мимики «Улыбнулись-нахмурились»
II. 1. Упр. для губ: «Рупор»
Цель: Учить детей, вытягивая губы вперед, несколько их выворачивать до обнажения зубов.
2. Упр. для языка: «Постелька»
«Качели»
Цель: Добиваться дифференцированного движения органов артикуляционного аппарата, (работает только язык). Вырабатывать подъем языка.
3. Упр. на дыхание: «Чей пароход лучше гудит? »
Цель: Добиваться умения направлять воздушную струю посередине языка.
III. Отчитывать:
Та-та-та, там увидели кота.
Ту-ту-ту, дали тортик мы коту.
От-от-от, только тортик не ест кот.
Усложнение на 4 неделе
1. Упр. для губ: «Рупор» - «Улыбка» (в чередовании)
Цель: Совершенствовать умение чередовать арт. уклад для губ.
2. Заменить III часть:
Отчитывать:
Ка-ка-ка, ка-ка-ка, вот течет река Ока.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, там рыбак недалеко.
Ке-ке-ке, ке-ке-ке, ловит рыбу на Оке.
ДЕКАБРЬ
К-7 1 – 2 неделя
I. Упр. на развитие мимики: «Удивились», «Нахмурились», «Улыбнулись»
II. 1. Упр. для губ: «Заборчик»
«Спокойное открывание и закрывание рта» (губы в положении улыбки) .
Цель: Учить детей медленному, плавному раскрыванию и закрыванию рта.
2. Упр. для языка: «Киска сердится»
Цель: Упражнять в умении упирать кончик языка в нижние зубы, края прижимать к коренным зубам.
«Лопатка»
Язык лопаткой положи и под счет его держи,
1, 2, 3, 4, 5 – язык надо расслаблять.
3. Упр. на дыхание: «Подуй на блинчик»
Цель: Упражнять в умении вырабатывать длительный выдох.
III. Отчитывать:
Ам-ам-ам – молока тебе не дам.
Му-му-му, молока кому?
Усложнение на 2 неделе
1. Упр. «Лопатка» заменить на упр. «Желобок»
Цель: Учить «скручивать» язычок, образуя желобок посередине.
2. Заменить III часть:
Отчитывать:
О-о, о-о, видим мы кино.
О-о, о-о, мы глядим в окно.
Ха-ха-ха, ха-ха-ха, мы поймали петуха.
К-8 3 – 4 недели
I. Упр. на развитие мимики: «Соленый чай» (нам не вкусно) .
II. 1. Упр. для губ: «Жаба» (губы сомкнуть, подуть воздух под верхнюю губу. Затем – под нижнюю. Затем – быстрое смыкание и размыкание губ.
Цель: Учить детей быстро управлять воздушной струей, тренировать мышцы губ. Учить дифференцировать движения.
2. Упр. для языка: - «Желобок»
«Лопаточка»-«Иголочка» (в чередовании)
Цель: Упражнять детей в умении чередовать расслабление и напряжение языка.
Язык лопаткой положи и спокойно подержи.
Язык иголочкой потом и потянем острием!
3. Упр. на дыхание: «Подуем в желобок»
Цель: Упражнять в умении формировать воздушную струю посередине языка.
III. Отчитывать:
- Ха-ха-ха, ха-ха-ха, есть у нас два петуха.
- Хы-хы-хи, хы-хы-хи, все дерутся петухи.
- Ху-ху-ху, ху-ху-ху, клювы все у них в пуху.
Усложнение на 4 неделе
1. Заменить упр. «Жаба» на упр. «Улыбка»-«Хоботок» (чередование)
Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.
А теперь слоненок я - хоботок есть у меня.
2. Заменить III часть:
- Са-са-са, са-са-са, в лесу бегает лиса.
- Си-си-си, си-си-си, в водоеме караси.
- Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня!
ЯНВАРЬ
К-9 1 – 2 недели
I. Упр. на развитие мимики: «Улыбка» (встреча с другом)
II. Упр. для губ: - «Лягушки улыбаются»
Цель: Добиваться умения делать оскал зубов. Одновременно при этом широко открывать глаза.
-Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам!
Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.
2. Упр. для языка: - «Чашечка»
Цель: Вырабатывать умение делать язык широким, приподнимая края языка, удерживая форму чашечки.
«Дятел»
3. Упр. на дыхание: «Собачке жарко»
Цель: тренировать в быстром вдохе и выдохе через рот.
III. Отчитывать:
-За-за-за, за-за-за, здесь привязана коза.
- Зи-зи-зи, зи-зи-зи, обезьянку привези.
- За-за-зя, за-за-зя, обезьянам здесь нельзя!
Усложнение на 2 неделе
1. «Чашечка в полости рта»
«Гриб»
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, растягивая подъязычную связку.
2. Заменить III часть
Отчитывать:
- Са-са-за, са-са-за, залезает в сад коза.
Под кустиком - сайка,
У кустика - зайка.
Будет ли зайка есть эту сайку?
К10 3 – 4 недели
I. Упр. на развитие мимики «Обрадовались – огорчились»
II. 1. Упр. для губ: - «Покусывание верхними зубами нижней губы и наоборот»
2. Упр. для языка – «Гриб»
На лесной опушке, где жила кукушка,
Вырос гриб волнушка, шляпка на макушке.
Наша Даша в лес пошла.
Наша Даша гриб нашла.
Вот и нет волнушки на лесной опушке!
«Змейка»
Цель: Вырабатывать умение оттягивать язык вглубь рта.
3. Упр. на дыхание – «Свеча»
Цель: тренировать интенсивный прерывистый выдох (фу -фу-фу) .
III. Отчитывать:
Ба-бя-ба, ба-бя-ба, мама, мама, вон труба!
Был у бабушки баран, бил он бойко в барабан!
Усложнение на 2 неделе
1. Чередовать «Покусывание губ» с упр. «Заборчик»
2. Добавить еще упр. для языка «Подуй на челку»
Цель: Упражнять у умении загибать края языка, добиваясь целенаправленной воздушной струи.
3. Заменить III часть:
Отчитывать:
Да-дя-да, да-дя-да, не ходи, Вадим, туда!
Дед Данила делил дыню!
Дольку - Диме, дольку - Дине!
ФЕВРАЛЬ
К-11
I. Упр. на развитие мимики: «Испугались-обрадовались».
II. 1. Упр. для губ: «Рупор»
Цель: Упражнять в умении вытягивать губы вперед, обнажая зубы.
2. Упр. для языка:
«Фокус»
Цель: Отрабатывать верхний подъем языка.
«Кошка лакает молоко»
Цель: Добиваться дифференцированного выполнения (работает только язык)
«Гармошка»
Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, растягивая подъязычную связку.
На гармошке я играю, рот пошире открываю.
3. Упр. на дыхание:
«Лягушка»
Цель: Тренировать прерывистый выдох (ква-ква-ква)
III. Отчитывать:
Усложнение на 2 неделе
1. Упр. для губ: «Рупор» - «Улыбка» (в чередовании)
Цель: Упражнять в умении четко выполнять упражнение, чередуя арт. уклад.
2. Заменить III часть
Отчитывать:
Ки-ги-ги, ки-ги-ги, испекли мы пироги.
Га-ка-га, га-ка-га, Хочешь, Коля, пирога?
Гу-ку-гу, гу-ку-гу, есть их больше не могу!
К-12 3 – 4 неделя
1. Упр. на развитие мимики: «Забыл» (удивление, огорчение, печаль, радость) .
II. 1. Упр. для губ: «Трубочка»
Губы сомкнуть, перемещать их вправо-влево.
Цель: Добиваться движения губ, а не челюсти.
2. Упр. для языка: «Индюшата»
Цель: Вырабатывать подъем языка, подвижность его передней части.
Малышата-индюшата ножками топочут.
Весело болбочут: бл-бл-бл!
«Маляр»
Цель: Вырабатывать подъем языка, растягивая подъязычную связку. Добиться плавного динамичного выполнения.
З. Упр. на дыхание: «Рыбки».
Цель: Тренировать быстрый вдох через рот и медленный выдох через нос.
III. Отчитывать:
Ши-ши-ши, ши-ши-ши, что то шепчут камыши.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше - это утка в камыше.
Тише, мыши, кот на крыше.
Зашумите, он услышит.
Усложнение
1. Чередование упр. «Трубочка» - «Заборчик»
2. Заменить упр. «Маляр» на упр. «Гармошка»
3. Отчитывать:
Со-шо-со, со-шо-со, я пишу уж хорошо!
Су-шу-шу, су-шу-шу, все, что хочешь, напишу!
Шел Саша по шоссе.
Саша шапкой шишку сшиб.
МАРТ
К-13 1 – 2недели
I. Упр. на развитие мимики. Произношение фразы «Скоро мамин праздник» (восклицательно, вопросительно, повествовательно)
Цель: Закрепить значение знаков: .,, , …
II. Упр. для губ:
«Рупор» - «Хоботок» (в чередовании)
Цель: Совершенствовать умение плавно и четко переключаться с одной арт. позы на другую.
З. Упр. для языка:
«Чищу зубы»
Цель: Вырабатывать умение удерживать кончик языка за нижними и верхними зубами.
Чисти зубы, чисти зубы и снаружи, и внутри.
Не болели чтоб они.
«Пиала»
Цель: Вырабатывать умение делать язык широким, приподнимая края языка, удерживая форму чашечки.
Язык широкий положи, края приподними.
Получилась пиала, округленная она.
В рот её мы занесем и бока к рукам прижмем.
«Горка»
3. Упр. на дыхание: «Загляни в окошко»
Цель: Тренировать быстрый сильный выдох через рот. Развивать внимание.
III. Отчитывать:
Жа-жа-жа, жа-жа-жа, есть иголки у ежа.
Ежи хороши и ужи хороши!
Да жаль, что не дружат ужи и ежи.
Усложнение на 2 неделе
I. Заменить упр. «Пиала» на упр. «Качели»
Цель: Вырабатывать умение менять положение языка с постепенным ускорением темпа.
2. Отчитывать:
Задрожали зайки, увидев волка на лужайке.
Заржавел железный замок.
К-14 3 – 4 недели
I. Упр. на развитие мимики:
Шла Ульяна с огорода, повстречала там урода.
А урод стоит на палке с бородою из мочалки
-Кого испугалась Уля? Покажите, как испугалась Уля? Изобразите пугало. Ой, какое оно страшное!
II.1. Упр. для губ:
«Кролик» (зубы сомкнуты, верхняя губа приподнята)
Цель: Учить дифференцированному выполнению движений губ, работает только верхняя губа.
2. Упр. для языка:
«Почистим нижние резцы»
Цель: Упражнять в умении производить движения кончиком языка снизу вверх.
«Горка»
Спинка язычка сейчас станет горочкой у нас.
Я расстаять ей велю, напрягаться не люблю!
Язык на место возвращается и чудесно расслабляется.
«Птенчики» (рот широко открыт, широкий язык внизу) .
Цель: Упражнять в умении удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте.
3. Упр. на дыхание:
«Чья синичка дольше пропоет? » (на одном выдохе: ц-ц-ц-ц.)
III. Отчитывать:
Четыре черненьких чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.
Усложнение на 4 неделе
1. Заменить упр. «Горка» на упр. «Испечем блинчик»
2. Упр. «Кролик»-«3аборчик» (В чередовании) .
3. Отчитывать:
На тачке возят кирпичи для дачки.
Грачи грачатам кричат.
Грачи берегут грачат.
У бычка два бочка да у овечки два бочка.
У овечки и бычка четыре черненьких бочка.
АПРЕЛЬ
К-15 1 – 2 недели
I. Упр. на развитие мимики: «Мы охотники»
У нас в руках фото-ружье. Выслеживаем барса, фотографируем верблюда, испугались зубра. Удивились, увидев павлина.
II. 1. Упр. для губ:
«Бублик» (зубы сомкнуты)
Цель: Учить округлять губы при сомкнутых зубах.
2. Упр. для языка:
«Качели»
Цель: Упражнять в умении фиксировать кончик языка в положении за верхними и нижними резцами.
«Чашечка» (завести за верхние зубы, зафиксировать – «выпили чай»)
«Вкусное варенье».
3. Упр. на дыхание:
«Свеча»
Цель: Добиваться длительного, ровного, медленного выдоха.
III. Отчитывать:
Сказала тетя: «Фи, футбол! »
Сказала мама: «Фу, Футбол»
Сестра сказала: «Ну, футбол! »
А я ответил: «Во! Футбол! »
(Т. Сапгир)
Усложнение на 2 неделе
1. «Бублик» - «Хоботок» (В чередовании)
2. Упр. на дыхание:
«Свеча»
Цель: Отрабатывать интенсивный прерывистый выдох.
(фу-фу-фу)
3. Отчитывать:
Щеткой не чистят ночные сорочки,
Щеткой не чистят чулки и платочки!
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока!
У щучки чешуя, а у чушки щетинка.
К-16 3 -4 недели
I. Упр. на развитие мимики: «Ласковый котенок просит молочко»
«Цыпленок, который хотел запеть, как петух, но у него ничего не получалось.
II. Упр. для губ:
«Улыбка» - «Хоботок» (в чередовании)
Цель: Совершенствовать умение плавно и четко переключаться с одной артикуляционной позы на другую.
2. Упр. для языка:
«Часики»
Цель: Учить дифференцированному движению языка (челюсть неподвижна) .
«Блинчик»
Цель: Совершенствовать умение удерживать широкий язык в расслабленном положении.
«Змейка»
3. Упр. на дыхание:
«Пароход гудит» (кончик языка касается горлышка бутылька)
Цель: Добиваться длительного плавного сильного выдоха.
III. Отчитывать:
Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
Синица у водицы,
А синичка над водичкой
Усложнение на 4 неделе
1. Упр. для губ:
«Улыбка» - «Трубочка»
Заменить упр. «Блинчик» на упр. «Гармошка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексы артикуляционной гимнастики (вторая младшая группа)
Комплексы артикуляционной гимнастики(вторая младшая группа)...
Комплекс артикуляционной гимнастики в подготовительной группе
Комплекс артикуляционной гимнастики в подготовительной группе Что важно знать, работая с детьми над развитием...
Артикуляционная гимнастика на все группы звуков.
Комплексы артикуляционной гимнастики, разработанные для постановки определённой группы звуков....
Комплекс артикуляционной гимнастики в младшей группе на год
Комплекс артикуляционной гимнастики в младшей группе на год....
КОМПЛЕКСЫ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ(ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА)
Комплексы артикуляционной гимнастики(вторая младшая группа)Работа над развитием артикуляционного аппарата, является одной из первостепенных задач, в работе над формированием правильного звукопроизноше...
Артикуляционная гимнастика для средней группы
артикуляционная гимнастика для старшей группы по месяцам...
Артикуляционная гимнастика в подготовительной группе
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть п...