Консультация для родителей на тему: "(До)Школьник"
консультация (подготовительная группа)

Гафарова Лариса Платоновна

В консультации расскрываются проблемы, которые испытывает первоклассник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doshkolnik.docx30.12 КБ

Предварительный просмотр:

(До)Школьник

(консультация для родителей)

Все лето ваш малыш живет в атмосфере приятных хлопот, выбирая себе красивый ранец, яркие тетрадки и ручки к Дню знаний, 1 сентября.

Желание учиться, чувствовать себя взрослее и самостоятельнее наполняет ребенка радостным ожиданием. И вот – долгожданный сентябрь….

Прошла неделя – другая, и родители начинают замечать, что новоявленный ученик уже идет в школу, как на каторгу. Домашние задания делаются из-под палки, а утро начинается с возгласа «Не пойду! Не хочу!»

В чем дело? Все просто – ребенок попал в совершенно новую среду – школьную жизнь, и самое главное для него – привыкнуть к ней.

Время перемен

Психологи утверждают, что в 7 лет происходит очередной возрастной кризис в развитии ребенка. Изменяется самооценка, осмысление окружающего мира. В организме происходят существенные  физиологические изменения. Формируется гибкость позвоночника, нарастает мышечная ткань, увеличивается вес головного мозга, развиваются лобные доли, ответственные за формирование высших психических функций. И вот в это и так сложное время малыш идет в школу, где все новое – режим, правила поведения, окружение и где надо трудиться, трудиться и еще раз трудиться. А ведь еще совсем недавно главной задачей в жизни вашего ребенка было наиграться вволю, побольше погулять и поспать. Перестроиться не просто. Потому – что в адаптационный период, который длится около полугода, иногда больше, многих детей просто не узнать. Первоклассник переживает огромный психологический стресс, даже если внешне ваш малыш совершенно спокоен. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга и удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У ребенка в первые дни, недели посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушиться сон, аппетит, повыситься температура, обостриться хронические заболевания.

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. И хотя все дети поначалу воспринимают школу как новое развлечение, со временем происходит понимание того, что школа – это серьёзно. Каждый день туда нужно ходить, выполнять требования учителя, подчинятся правилам школьной жизни, и даже дома нет покоя – надо делать уроки. Вот тут часто и начинаются проблемы, решить которые важно именно сейчас. Дальнейшая успеваемость и стремление учиться закладываются в первый школьный год.

Тысяча и одна причина

Проблемы привыкания к смене статуса может усугубить и ряд других причин.

  • Труднее всего к школьной среде адаптируются дети, чьи родители изначально завышают планку требований к школьнику, нагнетают страсти, дают негативные установки.
  • Порой мамы и папы пугают новоиспеченного первоклассника, говоря «Если будешь плохо себя вести, плохо учиться, тебя выгонят из класса, невзлюбят»
  • «Тепличные дети», привыкшие быть в центре внимания взрослых, обижаются на учителя за то, что он уделяет им мало внимания или придирается к ним.
  • Трудно и тем малышам, которые к 1 сентября посещают несколько дополнительных секции и кружков.
  • И, конечно же, больше всего трудностей возникает у детей болезненных.

Советы любящим родителям

Как же помочь ребенку быстрее приспособится к новой жизни? Как не отбить у него желание учиться с увлечением? Что должны сделать родители?

  1. Поддержите в малыше стремление стать школьником. Искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику  подтвердить значимость его нового положения. Естественно, что все члены семьи должны с пониманием и уважением относится к новым обязанностям ребенка и его распорядку дня. Если малыш поймет, что с его трудностями считаются, он гораздо с большей ответственностью будет относиться к учебе. Однако не переусердствуйте, чрезмерное внимание может спровоцировать проявление так называемого «школьного эгоизма» - когда все желания и  прихоти школяра непременно должны удовлетворяться, иначе – «Учиться не буду».
  2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  3. Интересуйтесь школьными новостями. Встречая ребенка, не спрашивайте сразу «Как успехи в школе?» дайте малышу расслабиться. Но если он сам жаждет сходу поделиться школьными впечатлениями – не откладывайте разговор на потом. Позволяя ребенку в течении дня высказывать свои суждения о школе, давая советы, проигрывая разные ситуации дома, вы помогаете снять эмоциональные переживания малыша, воспитывая в нем  самоуважение, учите малыша отстаивать свою точку зрения и уверенно вести себя.
  4. Ребенок пришел в школу, чтобы учиться. У него может чего – то сразу не получиться, это естественно. Все имеют право на ошибку.
  5. Составьте вместе распорядок дня, следите за его соблюдением. Продумайте режим так, чтобы умственные нагрузки сочетались с физическими. После занятий и обеда малыш должен обязательно отдохнуть: погулять, поиграть или поспать. Оптимальное время для выполнения домашних заданий – с 15 до 17 часов. После 18 часов способность воспринимать новую информацию резко снижается. Вечером полезны прогулки и игры на свежем воздухе. А в 21 час первокласснику пора ложиться спать.
  6. Определите стиль обучения вашего ребенка. Учеба – это процесс, в котором взаимодействуют различные органы чувств.
  • 90% из того, что малыш осваивает сам, откладывается в его памяти. Поэтому старайтесь, чтобы ребенок сам пытался сделать требуемое;
  • 70% того, о чем мы говорим, откладывается в памяти. Пусть малыш повторяет за вами вслух, а не молча слушает. Наводящими вопросами подводите ребенка к правильной мысли, чтобы он сам ответил верно;
  • 20% того, что ребенок слышит, он запоминает. Так что одних ваших объяснений будет недостаточно;
  • 30% того, что малыш видит, он усваивает. Поэтому так важны наглядные картинки, поясняющий материал.

Важные типы

Понаблюдайте за своим ребенком в играх, занятиях, и вы заметите, какой орган чувств у него доминирует. Психологи выделяют 3 основных типа  детей по способу усвоения информации.

Кинестетический тип

Ребятишки обучаются преимущественно через непосредственное участие и активные действия.

  • Малышу необходимо постоянно двигаться, а в разговоре он не может обойтись без жестов. Он будет хорошо усваивать информацию, если процесс обучения совмещен с какой – то деятельностью.
  • Кинестетикам требуется спокойное окружение и возможность двигаться.
  • Попросите учительницу, чтобы она разрешала ребенку короткие передышки во время урока (пусть он сотрет с доски, сходит намочить тряпку или поможет раздать всем тетрадки).
  • Не стоит тренировать у кинестетика усидчивость во время выполнения домашнего задания. Если такого ребенка насильно заставлять сидеть, сложа руки и слушать, он вообще ни чего не запомнит и потеряет интерес к учебе. Он сидит спокойно ровно столько, сколько может. Став взрослым, ребенок научится следовать установленным нормам поведения.

Визуальный тип

Его основной канал восприятия – зрение. Такой ребенок с удовольствием рассматривает книжки и любит смотреть телевизор.

  • Во время объяснения нового материала малыш постоянно рисует в тетради абстрактные картинки. Не запрещайте, так ему легче сосредоточиться.
  • Дети – визуалы учатся посредствам письма, им необходимо все самостоятельно записать, чтобы запомнить.
  • Лучше всего ребенок воспринимает материал в виде таблиц, рисунков, с помощью образных ассоциаций.
  • Таким малышам в большей мере, чем другим, нужен свой письменный стол и порядок вокруг, чтобы не отвлекаться.
  • Хорошим помощником в учебе станут компьютерные программы или обучающие видеокассеты.

Аудиальный тип

Ребенок усваивает информацию по средствам слушания.

  • Дети этого типа обладают обширным словарным запасом, а также хорошей памятью на имена и факты. Однако шум, резкие голоса и даже шепот мешают им сосредоточиться. Поэтому, позаботьтесь о спокойной обстановке во время выполнения домашних заданий.
  • Некоторым малышам, наоборот, наоборот необходим фон – приглушенная спокойная музыка. Пусть ребенок несколько раз проговорит вслух учебный материал, используйте магнитофон.
  • Не пропускайте трудности, которые могут возникнуть у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
  • Помогайте малышу преодолевать его недостатки и слабости. Подумайте вместе, какими способами можно решить проблемы. Возьмите в свои союзники разнообразные развивающие игры.

Хвалите чаще!

Поддержите ребенка в его желании добиться успеха. По чаще хвалите малыша за любую победу и не акцентируйте внимание на неудачах. В ваших силах повысить его самооценку и уверенность в себе, помочь преодолеть любые трудности, страхи и разочарования. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

Если ребенка мало поощрять за успехи и больше наказывать за промахи, то в итоге возникнет стремление избегать неудач, которое вовсе не является стимулом к достижению успехов. Надо учить малыша воспринимать неудачу как лучшую школу успеха. Объясните ему, что именно на ошибках учатся, именно преодолевая неудачи, можно укрепить и облагородить свой характер.

Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу. Возьмите их в свои союзники и постарайтесь подружиться с ними, установив честные и доверительные отношения.

Однако возникшее недовольство ребенка учителем нельзя оставлять без внимания, надо разобраться в истинных его причинах. Но ни в коем случае не критикуйте учителя в присутствии малыша. Тем самым вы роете себе яму: вы просто отнимете у него интерес к получению знаний, который зиждется у большинства детей на авторитете преподавателя.

Научите ребенка отдыхать. Физическое и психическое утомление от учебы необходимо регулярно снижать, и в этом поможет правильно организованный отдых первоклассника. Пусть ваш ребенок активно отдыхает, набираясь новых эмоций и впечатлений во время прогулок, экскурсий, путешествий, посещения культурных и спортивных мероприятий, игр и общения со сверстниками. Соблюдение режима, пребывание на свежем воздухе, закаливание, занятия спортом, полноценное питание и сон обеспечат вашему первоклашке активность, работоспособность и выносливость.

К счастью, период адаптации краткосрочен, и ваших силах облегчить ребенку переход в новый социальный статус.

Однако у одних детей этот процесс сильно затягивается, а другие не могут привыкнуть к школе и за год. Сигналы неблагополучия – невнимательность, раздражительность, апатия. Поводами для беспокойства должны стать частые простуды,  быстрая утомляемость, головные боли, бессонница. Все это признаки сильного стресса, который в дальнейшем может перерасти в школьный невроз.

Поговорите с учителем и школьным психологом – такие дети нуждаются в особом внимании со стороны взрослых. Может быть, стандартная программа не подходит для вашего малыша. Не исключено, что ему нужны индивидуальные занятия.

Искусство делать уроки

Да, этому тоже надо учиться! Многие родители, пытаясь приучить малыша к самостоятельности, не помогают делать уроки и только проверяют уже выполненное задание. Но не каждый первоклашка в состоянии сам сделать даже простое задание. Потребуется несколько месяцев, чтобы ребенок понял, что домашнее задание – это его обязанность, которую надо выполнять.

  1. Поэтому первое время вы должны мягко напоминать малышу, что пора садиться за книжки, и помогать ему.
  2. Выполнение домашних заданий всегда начинайте с самого трудного, пока внимание на высоте. А то, что и так знакомо ребенку оставьте напоследок.
  3. Не сидите у малыша над душой, когда он увлеченно выводит прописи или цифры. Дайте ему возможность поработать самостоятельно. Но и не пускайте все на самотек – малолетний фантазер может заменить задание из учебника на выдуманное.
  4. Не заставляйте ребенка по нескольку раз переписывать упражнение набело. Просто найдите самую красивую букву или цифру и попросите следующею строчку написать именно так.
  5. Если у малыша что – то не получается, помогите ему на промежуточных стадиях. Только не стоит делать задание за него.
  6. Помогайте ребенку только в том, что действительно получается у него плохо, как бы он ни старался. Плавно подведите малыша к верному решению, но окончательный он должен дать сам.
  7. Спокойный тон, поддержка («Не волнуйся, все получится») и похвала обязательны. Такая форма помощи будет эффективна, позволит почувствовать радость успеха, проявить волю к победе и творческую активность.
  8. Время приготовления уроков не должно превышать 1 – 1,5 часов. Не заставляйте школяра делать все задания в один присест, устраивайте каждые 15 – 20 минут переменки, физкультминутки.

Вместе весело учиться

Вполне возможно, что вы старитесь изо всех сил создать вашему ребенку все условия, а он все равно не хочет посещать школу. Может быть, его неприятие «храма знаний» обусловлено плохим отношениями с одноклассниками? Воспользуйтесь советами классика – замечательного педагога Симона Соловейчика и разъясните малышу обязательные правила поведения среди сверстников, выполнение которых защитит его от насмешек детей и придаст авторитет в школьном коллективе.

  • Не отнимай чужого, но и не все свое отдавай.
  • Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься.
  • Не дерись без обиды.
  • Не обижайся без дела.
  • Сам ни к кому не приставай.
  • Зовут играть – иди, не зовут – попросись, это не стыдно.
  • Играй честно, а если водишь, то отваживайся.
  • Не дразни, не канючь, не выпрашивай ни чего у других. Никого два раза ни о чем не проси.
  • Не ябедничай за спиной у товарища.
  • Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят, не будь и чистюлей, дети не любят и чистюль.
  • Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай водиться, давай вместе домой пойдем.

Пусть учение будет для вашего ребенка и для вас приятным и радостным процессом познания и развития.  

                                                                                      Ольга Лесовая, педагог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина на тему: "Будущие школьники".

Дети делятся на 2 команды. Поочерёдно даются задания командам: это загадки о школьных принадлежностях, составление слов из букв, игра "волшебный мешочек" (узнать на ощупь школьные принадлежности), реш...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Интегрированное занятие тема: «Будущие школьники»

Обобщить и систематизировать знания по обучению грамоте в подготовительной группе к школе....

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...

Консультация для родителей Консультация для родителей «Здоровые родители — здоровые дети!»

Цель: Формирование сознания родителями ответственности за формирование у ребенка бережного отношения к своему здоровью.Задачи: сформировать у родителей о необходимости соблюдать ЗОЖ.Об...

Консультация на тему: «Знакомство школьников с профессией инструктор по физической культуре»

17-18 ноября 2022 г. Муниципальный проект "День неформального образования""Усолье-Сибирское - обучающий город"...