Зимние задания и упражнения для дошкольников
консультация (старшая, подготовительная группа)

Садыкова Альмира Гайнулловна

 

Впереди новогодние кани­кулы, детвора с восторгом оку­нется в праздничную зимнюю атмосферу. Это время, когда вся семья собирается дома. В эти дни появляется время для прогулок, которые можно превратить в увлекательное путешествие в страну звуков и слов. Предложенные задания помогут в непринужденной дружеской обстановке закрепить навыки и умения, полученные на занятиях в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Зимние» задания и упражнения для старших дошкольников.

Впереди новогодние каникулы, детвора с восторгом окунется в праздничную зимнюю атмосферу. Это время, когда вся семья собирается дома. В эти дни появляется время для прогулок, которые можно превратить в увлекательное путешествие в страну звуков и слов. Хочу предложить задания, которые помогут в непринужденной дружеской обстановке закрепить навыки и умения, полученные на занятиях в детском саду. Надеюсь, что предложенные игровые упражнения будут способствовать активизации познавательной деятельности, развитию творческого мышления детей, побуждению их интереса к знаниям и любви к родному языку.

Задания на развитие внимания и воображения.

Послушайте стихотворения и ответьте на вопросы.

Зима пришла.   В. Фетисов

Ночью ветер волком выл

И по крыше палкой бил.

Утром глянули в окно,

Там — волшебное кино:

Раскатала белый холст,

Набросала светлых звезд

И папахи на дома

Нахлобучила зима.

Какие образные слова использует поэт для описания изменений в природе?

Зимняя ночь.  Т. Белозеров

Искрится тихая дорога,

Теряясь в сонном далеке.

Над голубой вершиной стога

Луна в январском ободке.

Молчат леса.

Не вскрикнет птица.

В траве, у края борозды,

Таится рыжая лисица,

Темнеют заячьи следы.

Какой вы представили себе зимнюю ночь

На стекле — морозный иней.  Н. Френкель

На стекле — морозный иней.

Сколько черточек и линий!

Знаю только я одна,

Кто стоит там у окна.

На стекло Снегурка дышит

И прилежно буквы пишет,

Водит пальчиком сама:

«С» — снежинки, «3»—зима.

Что можно рассмотреть в морозных узорах на оконном стекле?

 Придумай интересную новогоднюю сказку.

Задания на укрепление мимических мышц и развитие общей моторики

• Выразите свое состояние и настроение в разное зимнее время.

(Примерные ответы детей: радуемся первому снегу, ежимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду.)

  • Покажите мимикой, жестами и движениями зиму: зима-волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блестками и серебром землю; сердитая старуха-зима заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами и т.д.
  • Изобразите Деда Мороза и Снегурочку, идущих на елку. Покажите, как разные звери встречают Новый год.
  • Изобразите зимние забавы: катаемся на коньках, играем в снежки, лепим снежную бабу, везем на санках малышей, ходим на лыжах.

Вся земля в снегу,

Я на лыжах бегу.

Ты бежишь за мной.

Хорошо зимой:

Небо ярко-синее,

Ели, сосны в инее,

Снег сверкает под ногами.

Эй, ребята, кто за нами?

А. Введенский

• Изобразите зимующих птиц: дятла, ворону, прилетевших к кормушке, замерзшего воробья. Помогаем птицам: изобразите, что вы мастерите кормушку, вешаете ее на дерево, насыпаете в нее зерно.

• Изобразите зверей в зимнее время: зайчика, притаившегося под кустом; лису, прислушивающуюся к шороху мышки под снегом; голодного волка; спящего медведя; белочку, нашедшую свою кладовую, и др.

• Изобразите зимние деревья, укрытые снеговой шапкой, стонущие и гнущиеся от сильного ветра; летящие снежинки; радующихся снеговиков; острую сосульку, свисающую с крыши.

Артикуляционная гимнастика

Снеговики

Снеговики радуются зиме — надуть щеки, веселое выражение глаз. Грустные снегов

ики весной: опустить уголки губ вниз, печальный взгляд.

Сосулька

Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до 6—8).

Санки-ледянки

Сделать язык «чашечкой».

 Горка для спуска

Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».

Форточка

Ураганный ветер открывает и закрывает форточку. Рот открыт.

Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.

Саночки

Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, спинка прогибается вниз, кончик свободен. Движения языком вперед-назад, боковые края языка скользят по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

Упражнения на развитие речевого дыхания

Старая, седая, с ледяной клюкой,

Вьюга ковыляет Бабою Ягой.

Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з».

Дети произносят звук [з] с усилением.

Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м».

Произносят звук [м] тихо, высоким голосом.

Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м-м».

Произносят звук [м] громко, низким голосом.

Стонут березы: «М-м-м-м-м-м».

Произносят звук [м] тихо, высоким голосом.

Шумят ели: «Ш-ш-ш-ш-ш-ш».

Произносят звук [ш].

Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».

Произносят звук [с]. Сдувают ватные «комочки снега» с ладошки, с носа, со стола и т.д.

Задания на развитие мелкой моторики

  • Наматывать веревочки на палочку.
  • Вырезать снежинки, елочки и другие новогодние украшения.
  • Рисовать елочки, снежинки карандашом.
  • Рвать бумагу, катать из ваты шарики, лепить елочки из пластилина.
  • Наряжать елочку: взять ее изображение и украсить наклейками, как игрушками.

Задания на развитие фонематического восприятия и связной речи

Доскажи словечко

Дети договаривают фразу.

«Ма-ма-ма», — в гости к нам пришла ... (зима).

«Ели-ели-ели», — метут зимой ... (метели).

«Розу-розу-розу», — не рады мы ... (морозу).

«Ужу-ужу-ужу», — сидите дома в ... (стужу).

«Мой-мой-мой», — ходим в шубе мы ... (зимой).

«Ме-ме-ме»,— рада детвора... (зиме).

Сочини зимний рассказ

Взрослый начинает рассказывать истории про «веселых человечков», зверюшек, а ребенок продолжает. При затруднении взрослый задает наводящие вопросы.

Закончи предложения

Дети договаривают предложения.

Летом дни жаркие, а зимой — (холодные).

Летом небо синее, а зимой — (серое).

Летом день длинный, а зимой — (короткий).

Летом идет дождь, а зимой — (снег).

Весной лед на реке тонкий, а зимой — (толстый).

Снег мягкий, а лед — (твердый).

Снег белый, а асфальт — (серый).

Зимой ветер холодный, а летом — (теплый).

Скажи наоборот

Дети меняют последнее слово в предложении на противоположное по смыслу.

Паша обулся — Маша (разулась).  Паша упал — Маша (поднялась).

Паша уехал — Маша (приехала).  Паша ушел — Маша (пришла).

Паша замерз — Маша (согрелась).  Паша оделся — Маша (разделась).

Паша завязал шнурки — Маша (развязала шнурки).

Назови ласково

Дети называют ласково слова: снег, солнце, зима, елка, лед, мороз, метель, шуба, валенки, пальто и др.

Гуляя с детьми, нужно обращать внимание на зимние явления в природе. Зимой часто идет снег. Понаблюдайте, как снег падает, как кружится во время снегопада в воздухе. После снегопада обратите внимание детей на то, какие высокие сугробы на улице, где лежит снег. Понаблюдайте, как убирают улицы дворники, снегоочистительные машины. В морозную погоду рассмотрите снежинки на темной рукавичке. Проведите простой эксперимент: наберите снег в детское ведерко, принесите домой — он растает. Покажите, что на дне ведерка осталась грязная вода, поэтому снег есть нельзя! Наберите в чашку воды из-под крана - поместите ее в морозильник, покажите, что вода превратилась в лед. Расскажите, что лед твердый, прозрачный, как на катке.

В зимние каникулы очень хорошо почитать детям следующие произведения художественной литературы: АЛ. Барто «Дело было в январе», В.Д. Берестов «Елочный шар», «Гололедица», В.В. Голявкин «Как я встречал Новый год»,

 С.А. Есенин «Белая береза», М.М. Зощенко «Елка», Р.А. Кудашева «В лесу родилась елочка», С. Я. Маршак «Декабрь» из цикла «Круглый год», С. В. Михалков «Под Новый год», Э.Э. Мошковская «Кругом - снег...», Н.А. Некрасов «Мороз-воевода», В.Ф. Одоевский «В гостях у дедушки Мороза», А.С. Пушкин «Вот ветер, тучи нагоняя...», В.А. Степанов «Новогодняя ночь», «Метелица», П.А. Синявский «Мы встречали Новый год».

Создать ощущение сказки в новогодние праздники — это в наших руках. Давайте не будем лениться, а весело и с пользой проведем зимние каникулы!

Садыкова А. Г., учитель - логопед МАДОУ Детский сад №20 «Солнышко»

Список использованной и рекомендуемой литературы:

1. Арефьева Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4 - 8 лет: Метод, пособие. М., 2008.

2. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей у дошкольников и младших школьников. Ярославль, 1995.

3. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. СПб., 2006.

4. Терешкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5— 7 лет с ОНР. Альбом № 2. М., 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические задания по методике обучения дошкольников физическими упражнениями

Практические задания по методике обучения дошкольников физическими упражнениями Гуси-лебеди (средняя группа ) Цель игры. Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать...

Сборник игр, заданий и упражнений, направленных на формирование психологической готовности дошкольника к обучению в школе «Игры, направленные на развитие внимания у детей 6–7 лет »

Сборник содержит задания, игры и упражнения, направленные на развитие внимания у детей дошкольного возраста 6-7 лет.Внимание имеет огромное значение в жизни детей. Именно оно делает все психические пр...

Конспект по физической культуре в средней группе. Тема: «Упражнения в прыжках. Задания в упражнениях в равновесии».

                                    Конспект по физической культуре в средней группе....

"Занимательные задания и упражнения на познавательное развитие дошкольника"

Вечный вопрос любого родителя дошкольника:"как и чем занять ребенка с пользой дома?"У нас есть несколько идей, с котор ыми мы с Вами непременно поделимся.Есть секрет-чем больше играют наши д...