Помощь ребенку с РАС
консультация
Консультация для родителей ребенка с расстройством аутистического спектра с нарушением сенсорной интеграции. В консультации предложены игры для развития слухового, зрительного, тактильного восприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_roditeley-pomoshch_rebenku_s_ras.docx | 24.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Помощь ребенку с расстройством аутистического спектра(РАС).
У детей с РАС не редко бывает нарушена сенсорная интеграция.
Что это такое? Центральная нервная система, и особенно головной мозг, устроены так, что они могут организовывать бесчисленные кусочки сенсорной информации в целостную систему.
Каждую миллисекунду в наш мозг поступают бесчисленные кусочки сенсорной информации - и не только от глаз или ушей, но от всего тела.
Поскольку человеку необходимо двигаться, учиться или вести себя подобающим образом, мозг должен организовать все вышеупомянутые ощущения. Он определяет область соответствующих ощущений, сортирует и располагает их в определенном порядке, подобно регулировщику, направляющему движение машин. Когда ощущения текут организованно, или интегрированно, мозг может использовать их для формирования восприятия, поведения, а также для процесса обучения. Если же поток ощущений хаотичен, жизнь становится похожей на час пик в дорожной пробке.
Ощущения можно уподобить пище для мозга: они доставляют мозгу знания, необходимые для управления телом и мышлением. Однако, если сенсорные процессы не упорядочены, т.е. сенсорная интеграция нарушена, переварить ощущения и напитать мозг невозможно.
Когда мы смотрим на апельсин, наш мозг интегрирует ощущения, полученные от глаз, и мы воспринимаем цвет и форму фрукта. Когда мы трогаем апельсин, ощущения, полученные от пальцев и кистей рук, интегрируются, и благодаря этому мы узнаём, что снаружи корка у апельсина грубая, а внутри он влажный. Интеграция ощущений, полученных от органов обоняния, позволяет нам почувствовать его цитрусовый запах.
Сенсорная интеграция «собирает мозг в кучу». При таких действиях как поедание апельсина потоки информации, поступающей от глаз, носа, рта, кожи, мышц и суставов, сливаются в единое целое, формируя целостное восприятие ситуации. Ребенок понимает какая у апельсина форма, цвет, запах, вкус, вес, какой он на ощупь.
При нарушении сенсорной интеграции полезны будут следующие игры.
Для развития тактильных ощущений:
1.Делать"сэндвич" (бутерброд) или "буррито" (лепешку с начинкой).
Крепко прижмите руки, ноги и спину вашего ребенка, поместив его между подушек ("сэндвич") или плотно закатайте его в одеяло ("буррито").
2.Толкать и тащить
Малыш может толкать и тянуть свою собственную коляску, более сильный ребенок может толкать коляску с малышом или тележку, наполненную тяжелыми предметами, например, продуктами в магазине.
Носить тяжести Ваш ребенок может носить рюкзак или забавную укладку, заполненные игрушками (не слишком тяжелыми!).
3.Качание
Поощряйте желание ребенка использовать на детской площадке все, что качается или делает колебательные движения, старайтесь чередовать типы раскачиваний и направление их движения, например, вперед – назад или из стороны в сторону.
4.Вращение
Дайте ребенку возможность использовать для вращения специальный диск или офисное кресло. Разрешите бегать по кругу и кататься на карусели. Возьмите крепко вашего ребенка за руку и покружите вокруг себя, приподняв над землей, или поиграйте в самолет, держа его при вращении за руку и за ногу с одной стороны (это можно делать, если у ребенка отсутствует слабый мышечный тонус).
5.Еда и напитки
Давайте ребенку пить чистую простую воду или газированную минеральную воду, чтобы ощутить пузырьки во рту (вы можете разнообразить ее вкус, добавив немного фруктового сока или сока лимона, лайма и т.п.).
6. "Пачкающие" игры с текстурами
Давайте возможность играть с мыльной пеной или кремом для бритья, добавьте песок для дополнительной текстуры. Купите пальчиковые краски для рисования пальцами, пластилин, глину, блестящие пасты для лепки, месите густое тесто как для печенья и жидкое, как для торта и т.д. Позвольте ребенку играть в песочнице на детской площадке или оборудуйте собственную дома, наполните лоток сухими бобами и рисом или другими материалами и маленькими игрушками. Покройте и сохраните лоток для последующего использования. Используйте для занятий материалы, привлекательные для ребенка. Никогда не заставляйте ребенка, если он к этому нерасположен, трогать неприятные субстанции. Позвольте ему использовать кисточку, стек, палочку или даже любую небольшую безделицу для осторожного исследования непривычного материала. Хорошо также использовать материалы и упражнения из системы Монтессори.
7. Переодевания
Наряжайте ребенка в забавные костюмы, чтобы он получил возможность почувствовать ощущения от непривычной одежды.
Для развития слухового воспириятия:
1. Выйти из дома и послушать. Идите по пляжу или сидите неподвижно и слушайте дождь, гром и т.д. Если вы слышите пение птиц, попытайтесь определить, в каком направлении находится поющая птица.
2.Слушать аудиозаписи звуков живой природы. Есть множество аудиозаписей звуков падающего дождя, океанских волн, пения птиц и т.д. Иногда звуки природы бывают записаны в легком инструментальном сопровождении флейты, клавишных и т.д. Некоторые дети засыпают лучше, когда проигрывают такую музыку.
3.Играть в прослушивание. Сидите с вашим ребенком очень тихо и пытайтесь идентифицировать звуки, которые вы слышите (шумит транспорт на улице, гудит холодильник, хлопает дверь и т.д.), и определить, откуда они доносятся. Найти музыку, которая действует успокаивающе
4.Слушайте музыку, специально предназначенную для того, чтобы способствовать расслаблению, сосредоточению, энергетическому подъему или творчеству. Имейте в виду, конечно, что музыкальные предпочтения людей весьма своеобразны, так что потребуются некоторые эксперименты.
Музыка, которую вы любите, может быть невыносимой для вашего ребенка, в то время как музыка, которую он считает успокаивающей, может вас раздражать.
5. Поощрять музицирование. Предоставьте вашему ребенку возможность трогать музыкальные инструменты и поощряйте его играть на них.
6. Держать ситуацию под контролем. Ребенку с повышенной аудиочувствительностью предсказуемость и контролируемость звуков может очень помочь. Поощряйте его включать пылесос, помогите ему хлопнуть воздушные шарики после дня рождения, предвкушая шум. Попробуйте записи звуков обычной жизни, чтобы понизить чувствительность ребенка к повседневным звукам, таким как: смыв в туалете, гром, лай собак, тревожная сигнализация и к другим звукам, которые тревожат и пугают многих детей.
7.Создать приятный звуковой фон (белый шум) В качестве источника белого шума установите настольный фонтанчик в виде скалы с водопадом или аквариум.
Развитие зрительного восприятия
1.Подумайте, каким образом вы сможете упорядочить визуальную среду чувствительного ребенка дома, с целью достижения успокаивающего, организующего эффекта. Напротив, если ребенок кажется "ушедшим в себя" и с трудом отвечает на зрительную стимуляцию, добавьте предметы ярких цветов, чтобы привлечь его зрительное внимание. Например, ребенка, который с трудом откликается на предложение поиграть, может привлечь ярко раскрашенная упаковочная коробка с игрушками привлекательных цветов. Ребенок, который, кажется, неспособен увидеть катящийся шар, может быть в состоянии это сделать, если шар будет зажигаться или шуметь при движении. Избегать избыточных визуальных стимулов (раздражителей). Спрячьте лишние игрушки в корзины, или коробки. В комнате, где ребенок проводит большую часть своего времени, старайтесь использовать одноцветные покрытия вместо узорных. Одноцветные стены в нейтральных или мягких тонах дают меньше зрительной стимуляции, чем оклеенные узорными обоями или выкрашенные в яркие цвета.
Развитие обонятельного восприятия
1. Пополнять коллекцию запахов! Изучайте с вашим ребенком ароматы и запахи окружающих вещей, чтобы найти те, которые лучше всего удовлетворяют вашей цели (успокоить ребенка или взбодрить его). У каждого свои предпочтения, но аромат ванили или розы, как правило, успокаивает. Запахи перечной мяты и цитрусовых, как правило, возбуждают. Скажем, вашему ребенку необходимо помогать оставаться спокойным, и он любит аромат ванили. Вы можете использовать для этого и высококачественное ванильное мыло, и масло для ванн, свечи с ароматом ванили или эфирные масла для проведения ароматерапии перед сном, и ванильный лосьон для тела.
Предостережение: Избегайте использовать продукты лаванды для мальчиков, поскольку несколько недавних исследований показывают их связь с увеличением груди у мальчиков. Вероятно, лучше также избегать использования этих продуктов и для девочек. Использовать запахи, чтобы снять напряжение . Если ваш ребенок переутомился в торговом центре, и вы знаете запахи, которые могут ему помочь, дайте ему понюхать его любимый аромат или остановитесь в секции, где продают мыло и свечи. Играть в отгадывание запахов. Поиграйте в ароматную игру с вашим ребенком. Попросите закрыть глаза (или повяжите повязку) и попытаться определить запахи, такие как: цитрусовые, фрукты, цветы, специи, такие как корица и т.д.
2.Давать еду с насыщенным вкусом перед введение новой. Насыщенные вкусы могут стимулировать ротовую полость ребенка с пониженной оральной чувствительностью и делать ее более готовой попробовать новую пищу. Перед введением новой пищи, пусть ребенок, терпимый к кислому и липкому, пожует одну мятную лепешку или другую еду с сильным вкусом.
3. Играть в отгадывание вкусов. Если у вашего ребенка отсутствует негативная реакция на рафинированные сахара (он не становится слишком гиперактивным или сонным), возьмите леденцы или мармелад в ассортименте. Съедайте по одному и просите ребенка угадать, какой у него вкус. Если вы хотите исключить сахар (а также искусственные красители и ароматизаторы в большинстве конфет), вы можете играть в эту игру с кусочками фруктов и другой здоровой едой.
4.Привлекать к приготовлению еды. Дети более склонны попробовать что-либо, когда они помогают это готовить. Пусть ваш ребенок помогает вам выращивать фрукты, овощи, зелень, планировать ужин или покупки. Дайте ему возможность выбирать между курицей или рыбой, стручковой фасолью или зеленым горошком, картофелем или рисом. Пусть ребенок положит мясо в лоток для запекания, измельчит и опустит в воду овощи и т.д. Пусть он поможет вам раскладывать еду по тарелкам, так чтобы это выглядело красиво.
5.Играть с едой. Так называемый привередливый едок может быть более склонен съесть "скалы и деревья", чем фрикадельки и брокколи. Забавные комбинации из нескольких овощных палочек и помидорок черри, уложенных на тарелке в виде смайлика, побуждают ребенка попробовать что-нибудь новое.
ОБРАЗЕЦ СЕНСОРНОЙ ДИЕТЫ
Утром
• Массаж ног и спины, чтобы помочь проснуться.
• Слушать СD, рекомендованный для терапевтического прослушивания.
• Использовать виброщетку для чистки зубов и виброрасческу.
• Съесть хрустящие крекеры с фруктами и белками. • Вращение с использованием круга.
• Прыжки на мини-батуте. После школы
• Пойти на детскую площадку на 30 мин.
• Толкать тележку с продуктами или коляску.
• Вращение на круге.
• Мини-батут. Добавить варианты: играть в мяч или бросать игрушки в корзину во время прыжков.
• Массаж ног для расслабления, использовать терапевтическую смазку, сделать "сандвич", походить, изображая тачку.
• Упражнения с мячом.
• Слушать СD, рекомендованный для терапевтического прослушивания.
• Работа над полостью рта – сосать жидкости через соломинку, есть хрустящие и долго жующиеся закуски, или жевать резинку перед/во время занятий за столом.
Во время обеда
• Помогать с приготовлением, смешивать, измельчать и т.д.
• Помогать накрывать на стол, используя обе руки для переноски и балансировки подноса.
• Давать хрустящую и долго жующуюся еду.
Ночью (вечером)
• Семейное время: лепка, рисование, прочие занятия.
• Теплая ванна с пузырьками и успокаивающими эфирными маслами.
• Массаж во время чтения на ночь.
Источник : СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ – метод коррекции первичного нарушения при расстройствах аутистического спектра Методическое пособие Составитель Т.В. Кондратьева. – Самара. 2018. 122 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности ДОУ в осуществлении коррекционно-развивающей помощи ребенку с нарушением речевой деятельности в условиях дошкольного логопедического пункта
Освещен опыт оказания всесторонней помощи ребенку с речевыми нарушениями в условиях посещения логопункта при ДОУ....
Родитель - символ защиты и помощи ребенка
Родитель – символ защиты и помощи ребенка Физическое и духовное здоровье ребенка, становление его личности з...
Пятишаговая программа "Помощь ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию"
Материалы программы предназначены не только для дошкольников, но и детей школьного возраста. В программе освещаются пошаговые действия помощи детям оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации....
"Помощь ребенку и родителям при адаптации ребенка с ОВЗ в детском саду".
Помощь ребенку и родителям при адаптации ребенка с ОВЗ в детском саду.Детский сад – новый период в жизни ребенка. В привычном малышу укладе происходят существенные изменения: он на много часов остаетс...
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...