Ролевые игры
консультация

Синельникова Екатерина Александровна

10 способов научить ребенка играть

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Ролевые игры18.9 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ: 10 СПОСОБОВ НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ИГРАТЬ.

Почему играть так важно? Этот вопрос зачастую ставит родителей в тупик. Многие думают, что игры нужны детям, прежде всего для удовольствия. В игре развивается творческий потенциал ребенка, расширяется кругозор. На самом деле сюжетно-ролевая игра - это основное занятие, во время которого ребенок развивается в психоэмоциональном плане  и как личность. Во время игры формируются и совершенствуются высшие когнитивные функции: память, внимание, мышление, воображение. Все эти психические процессы становятся  базой для успешной учебы в школе.

Играя, ребенок учится контролировать себя. Вживаясь в роль и следуя придуманным правилам, малыш получает возможность активно управлять своим поведением, эмоциями и желаниями. В сюжетно-ролевой игре на первый план выходят отношения с партнером. И это очень важный пункт. Примерно с 3 лет детей начинают интересоваться уже отношения между людьми. Примеряя на себя разные роли, придумывая сценарии для своих персонажей, дети накапливают опыт социального общения и учатся договариваться, т.е. адаптируются к взрослой жизни.

Ребенку важно играть именно в том возрасте, когда игра имеет определяющее значение в его развитии, т.е. с нуля и как минимум до 7 лет.

Большинство современных детей играть не умеют. Почему?

У детей объективно стало меньше времени на свободную игру. Это когда они могут играть так, как им хочется. Почему, вопрос уже к родителям. Если ребенок после сада идет на дополнительные занятия, вечером остается только почистить зубы и засыпать под сказку. Детские игры сильно видоизменились из-за того, что дети все больше отдаляются от реальной жизни взрослых. Они имеют очень смутное представление о том, как устроены наши социальные отношения и весь этот мир в целом, т.к. времени на рассказы у взрослых тоже остается мало. Вот и приходится детям играть в те сюжеты, которые им понятны и близки. В результате игра обедняется и сводится к бессмысленной беготне, и без вразумительного сюжета. Детская игровая культура обедняется за счет исчезновения дворовой среды. Раньше малышей опекали и направляли ребята постарше. А сейчас дети общаются почти всегда со сверстниками. Со старшими братьями и сестрами особо не поиграешь, у них ведь тоже перегруженный график. Получается, что роль наставников сейчас играют взрослые.

Создаём игровое поле.

1. Не ленитесь рассказывать. Важно в упрощенной форме рассказывать детям, чем мы занимаемся, что делают люди вокруг, и, главное, объяснять - зачем.

2. Объясняйте, как устроен этот мир.  Приехали в аэропорт, расскажите, кто тут работает и почему каждая профессия важна. Пришли в магазин, рассуждайте с ребенком, откуда на прилавках появляются продукты. Достали кошелек, объясните, зачем нужны деньги, как их зарабатывают и как тратят. А потом дома проиграйте эти сценки с игрушками. Все это очень важные моменты, которые облегчают адаптацию ребенка к взрослой жизни.

3. Мягко предлагайте варианты игры, но не настаивайте. Вы можете помочь организовать игру, установить правила, придумать новый сюжет или реквизит. Но все же важно выдерживать определенную линию поведения. Если диктовать, что делать, дети не научатся играть сами. Окончательный выбор должен быть за детьми: как они хотят, пусть так и будет.

4. К игрушкам относитесь внимательно. Слишком детализированные наборы принцессы, плотника или доктора не дают развиваться фантазии. С другой стороны, детям они очень нравятся. Проблема решается просто: достаточно показать ребенку, как применять такие игрушки не по назначению. Например, отвертка легко превращается в дрель, перфоратор в удочку или учительскую указку. Но предметы широкого спектра нужно малышу обязательно предоставить. Это могут быть пустые коробки, контейнеры, платочки, веревки. Из них и правда получается что угодно.

5. Установите разумные границы. Когда малыш начнет тянуться к взрослым вещам, которые вам очень дороги, ваша задача – показать ему допустимые пределы, но, не запрещая трогать папин планшет или мамину помаду, а предлагая занятную альтернативу. Сделайте вместе компьютер из картона, подарите свою старую помаду или купите недорогую.

6. Ребенок проявил интерес к уборке – ловите момент. Пусть это не игра в чистом виде, а попытка проявить самостоятельность и научиться обслуживать себя самостоятельно, ее необходимо поощрить. Если загубите инициативу, потом не ждите, что ребенок будет убирать комнату и помогать вам по дому. Поручите малышу взрослые дела. Боитесь за дорогущий сервиз – купите простые тарелки, жалеете паркет – дайте вместо пылесоса веник.

7. Если малыш капризничает, поиграйте с ним вместе. Вместо соревнований, кто соберет свою часть игрушек быстрее, лучше работает игра в белочку, которая собирает грибочки. К слову, в игровой форме у ребенка можно пробудить мотивацию к любому полезному, но не очень приятному занятию. Этот способ работает в сто раз лучше угроз и наказаний и позволяет избежать ненужных конфликтов. И не забывайте хвалить ребенка: поощрение родителей помогает привить любовь к порядку.

8. Помните, что смешно, то не страшно. В игре детям важно проигрывать все те вещи, которые кажутся пугающими или неприемлемыми. Следите за играми малыша. Если странный сюжет держится долго, лучше подключиться. Бессмысленно говорить: «Перестань так играть! Мне не нравится, как ты играешь!» Он найдет время, когда вы ничего не увидите. Разумнее будет малышу помочь. Но менять ход игры снова следует очень мягко и только от лица того персонажа, чью роль вы будете играть. Например, ребенок полюбил агрессивную игру, где кто-то кого-то постоянно обижает. Вы берете на себя роль жертвы и от ее лица говорите: «А что это ты меня бьешь все время? Давай лучше вместе отправимся в тундру!» Усваивая новые модели общения, подсказанные взрослым, малыш сначала учится использовать их в игре, а потом уже меняет и собственное поведение.

9. Если есть возможность, попробуйте проводить игровые вечера. Один или два раза в неделю. Только найдите время, когда вы не будете отвлекаться на другие дела. Перед игрой расчистите как можно больше свободного пространства и разложите на видном месте подручные материалы: старые простыни, шляпы, очки, картон, кубики и т. д. Все эти многофункциональные предметы вы будете использовать для создания реквизита, масок или костюмов.

10. Не упустите момент. Не умеющий играть ребенок будет испытывать дефицит в сфере эмоционального развития. Он станет нелюбопытным, менее уверенным в себе и, как следствие, менее активным. В результате главные процессы социального и психического развития нарушаются. Другая  опасность: малыш может не успеть наиграться. Тогда он просто не перерастет эту стадию, и перейти на следующий уровень, необходимый для учебы в школе, ему будет гораздо сложнее.

И не забудьте: игра должна доставлять вам удовольствие, иначе от этой затеи никакой пользы не будет.

                                                                     

                                                                      Консультацию подготовила:

                                                                          педагог-психолог МДОАУ №3

                                           г. Оренбурга

                                                                  Синельникова Е.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие ( развитие речи, ручной труд и сюжетно-ролевая игра) в форме проекта «Безопасный маршрут: дом – детский сад» и сюжетно – ролевой игры «Школа» подготовительная группа Автор: воспитатель: Свинцова Е.А. МКДОУ д/с «Колокольчик» п.Пур

Цель:Продолжать обучать детей связной монологической и диалогической речи в процессе проектной, совместной деятельности; обучать безопасному поведению, правилам дорожного движения; расширять представл...

Влияние современных условий на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников. Сюжетно-ролевая игра, как условие социализации дошкольников

  Современные исследования игровой деятельности дошкольников привели к выводу, что игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. С этой це...

Сюжетно – ролевая игра «Школа» В подготовительной группе компенсирующей направленности №9 «Ромашка» Сюжетно-ролевая игра «ШКОЛА»

Сюжетно – ролевая игра «Школа» В подготовительной группе компенсирующей направленности  №9 «Ромашка»Сюжетно-ролевая игра «ШКОЛА»Цель: Познакомить дошкольников с сюжетно – ролевой игрой «Школа»...

Проектирование сюжетно-ролевой игры «Поездка на спортивную базу «Здоровейка» в средней группе» Конспект по руководству сюжетно-ролевой игры

Проектирование сюжетно-ролевой игры «Поездка на спортивную базу «Здоровейка» в средней группе»Конспект по руководству сюжетно-ролевой игрыАвтор проекта: Лобанова Татьяна Михайловна, ГБОУ Прогимназия «...

Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника»

Задачи:1) расширение представлений об окружающем;2) формирование игровой деятельности:  а/ развивать сюжет  б/ обучение игровым действиям (объединение в игре, взаимодействие по ходу иг...

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Цель: Развивать у детей игровые умения и навыки, которые позволят им развертывать самостоятельно творческую игру. ...