Детские фантазии
консультация (средняя группа)
Источники и причины фантазий могут быть разными. Это может быть яркий сон, который ребенок принял за действительность; выражение его затаенных желаний; безотчетное стремление поднять свой авторитет среди сверстников; желание справиться с какими-то страхами. Вымыслы могут возникать и вследствие частых запретов взрослых (любознательный малыш пытается с помощью фантазий обойти ограничения, налагаемые взрослыми). Наконец, это может быть и простое свободное фантазирование в игре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskie_fantazii.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дети-дошкольники во многом живут в мире сказки, фантазий, волшебства. Мир фантазий совершенно необходим для здорового развития дошколят. В этом волшебном мире дети получают защиту, поддержку и возможность познавать окружающий мир через веками накопленную мудрость. Способность ребенка к фантазированию говорит об активно развивающейся у него функции воображения, которая необходима для гармоничного развития.
Источники и причины фантазий могут быть разными. Это может быть яркий сон, который ребенок принял за действительность; выражение его затаенных желаний; безотчетное стремление поднять свой авторитет среди сверстников; желание справиться с какими-то страхами. Вымыслы могут возникать и вследствие частых запретов взрослых (любознательный малыш пытается с помощью фантазий обойти ограничения, налагаемые взрослыми). Наконец, это может быть и простое свободное фантазирование в игре.
Нормальное фантазирование - дети воображают себя героями сказок, играют в любимых персонажей, могут в процессе игре даже перевоплощаться в неодушевленные предметы, оживляют в своих фантазиях игрушки, придумывают сказки, картины, сюжеты, борются со своими страхами, фантазируя о привидениях, скелетах и прочих пугающих персонажах.
Защитное фантазирование - дети придумывают себе другую реальность: другого папу или маму, другую семью. Иногда ребенок может придумать друга, которого у него на самом деле нет. Защитное фантазирование, как правило, указывает на определенную проблему, с которой ребенку трудно справиться, и он это делает с помощью создания другой реальности, которая ему помогает.
Фантазирование может выступать как реакция ребёнка на ситуацию, на возникающие у него чувства и переживания. Например, находясь в детском саду, ребёнок скучает по маме, грустит, но его чувства никому не интересны, да и сам ребёнок не совсем понимает, что с ним происходит, часто не зная даже, как называются те чувства, которые он испытывает. С возникающими переживаниями, которые могут быть достаточно интенсивными, необходимо как-то обойтись. Существует достаточно много различных психологических защит, которые помогают справляться с переживаниями. У каждого человека имеется свой набор таких защит, который формируется исходя из индивидуальных особенностей. Если у ребёнка хорошо развито воображение, оно приходит на помощь в момент, когда необходимо справиться с сильными чувствами. Ребёнок с помощью своей фантазии трансформирует переживания в историю, которую он потом расскажет своей маме. История может быть, например, о том, что заходит ребёнок в группу после музыкального занятия, а там сидит мальчик, один, он опоздал, но был совсем не долго, его быстро забрали мама и папа и сестричка. История выглядит вполне правдоподобно и ребёнок рассказывает подробно в деталях и красках. Позже выясняется, что все это не правда. Мама может задаваться вопросом, зачем же ребёнку всё это придумывать?
Во первых ребёнок справился со своими чувствами с грустью и одиночеством, преобразовав их в придуманную историю. Во вторых ребёнку своей красочной историей удалось привлечь внимание мамы и так маму заинтересовать, что она даже стала выяснять, правда ли это. История, придуманная ребёнком, отражает не только испытываемые им переживания, но и желаемый способ разрешения, чтобы пришли и забрали и не только мама, но и папа, и сестричка и т.д., сильное желание внимания от всех и сразу.
Когда ребёнок получает внимание родителей, он понимает, что его любят. Чтобы уделять ребёнку внимание, нужно время, а его так часто не хватает. Важно не количество проводимого с ребёнком времени, а его качество. Вместе проводить время значит целиком отдавать кому-то внимание. Для детей это основной язык любви. Когда мама или папа уделяет ребёнку внимание, ребёнок понимает, что его любят. Здесь есть несколько правил: ничто не должно отвлекать, внимание направлено только на ребёнка, слушать каждое его слово, если он о чём-то рассказывает, пытаться понять чувства ребёнка и назвать их, по возможности поддерживать контакт глаз, если это совместная игра то руководит ребёнок, а взрослый только следует за ребёнком, исполняя отведённую роль. Не нужно критиковать ребёнка в это время, делать замечания. Это поможет проводить время с ребёнком более качественно. Важно не количество, а качество проводимого с ребёнком времени, 20-30 минут качественно, непрерывно проведённого времени в день достаточно.
Несомненно, родителям очень хочется понять своего ребёнка, да и ребёнку важно научиться понимать и себя и окружающих. Помочь в этом может «активное слушание». Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать — это дать ему понять, что вы знаете о его переживании (или состоянии), «слышите» его.
Для этого лучше всего сказать, что именно, по вашему впечатлению, чувствует сейчас ребенок. Желательно назвать «по имени» это его чувство или переживание. Ребенка надо активно выслушать.
Помимо познавательно-интеллектуальной функции, фантазирование у детей играет защитную роль, предохраняет ранимую душу ребёнка от травм. Например, мальчик, которого обижают сверстники, может дома рассказывать, как он ловко в драке справился с тремя хулиганами. И тогда родители могут понять, что сын испытывает дискомфорт в общении с некоторыми сверстниками. В такие моменты важно не обвинять ребёнка во лжи, а расспросить его о том, с кем бы он хотел так ловко справиться. Далее можно поговорить о том, как этого добиться в реальности, как ему чувствовать себя более уверенным и защищённым.
Взрослые могут помочь ребёнку справиться с негативными эмоциями при помощи фантазии, направив её в нужное русло. Например, когда пора заканчивать интересную игру и идти спать, а малыш расстроен или зол, можно предложить ему в фантазии завершить прерванное действие. Или если ребёнок очень хочет в магазине получить игрушку, но родитель в данный момент не планирует её покупать, можно вместе помечтать на тему, а что он будет с ней делать, если она у него будет. Подобная фантазия также помогает пережить разочарование, связанное с отказом, тем самым можно предотвратить неприятные публичные истерики детей.
Фантазирование помогает преодолеть скуку, страх или одиночество. Дети, разглядывая узор на ковре или обоях, развлекают себя, придумывая сюжеты, истории, приключения.
В игре дошкольники часто перевоплощаются в разных героев и персонажей. Иногда родители наблюдают маленького фантазёра в образе Бэтмена или Человека-Паука, а может это будет Фея или Принцесса. Ребёнок имитирует движения любимого персонажа, его речь или манеры. Перевоплощения в добрых и злых героев учат социальным нормам и правилам. Благодаря игре-фантазии развиваются мышление, внимание, память, речь, навыки коммуникации, гибкость, спонтанность и креативность, так необходимые для успехов в жизни.
Но фантазирование несет в себе не только позитив, оно имеет и подводные камни. В связи со слабым уровнем развития самосознания ребёнок может с трудом различать фантазию и реальность. На этой базе часто у детей формируются иррациональные страхи. Например, покрывало, накинутое на стул в полумраке детской спальни, может превратиться в Чудовище, которое хочет причинить малышу вред.
Но в то же время фантазии помогают детям справляться со своими иррациональными страхами. Ярким примером такой самотерапии является детский фольклор, в котором из поколения в поколение передаются страшные истории про «Чёрную руку», «Красное пятно», «Коварную ведьму» и т.д. Эти истории дети от 6 до 12 лет рассказывают друг другу в темноте, перед сном.
Когда фантазия должна насторожить.
Отличить здоровое детское фантазирование от патологического можно по ряду признаков:
- Произвольность возникновения. В норме игра возникает и прекращается по воле ребёнка. Если фантазии возникают самопроизвольно и не могут быть прекращены усилием воли – это уже патология.
- Связь с реальностью. В норме фантазии имеют непосредственную связь с действительностью, их сюжеты и образы ясны и знакомы, ребёнок отделяет игру от реальности, способен переключиться на другой вид деятельности. Если говорить о патологии, фантазии оторваны от реального мира, причудливы и вычурны. Дошкольник может не считать свои действия игровыми, верить в действительность выдуманного, продолжать свою деятельность в неприемлемых местах и неподходящее время (на уроке, во время приёма пищи).
- Гибкость сюжета. Для здоровой игры характерна смена сюжета (с сестрой играем в «Фей», а с подружкой в «Дочки-матери», сегодня спасаем птичек, а завтра котят). При патологическом фантазировании сюжет игры и её герой постоянно повторяется независимо от партнёра, времени и места. Роли жёстко закреплены, правила практически неизменны. Игровые действия однообразны и повторяются.
- Длительность. В норме ребенок может прервать свою игру, получив более интересное предложение. В патологическом варианте, как правило, настаивает на её продолжении или игнорирует предложения взрослых или других детей.
- Совместная игра. В норме дети с удовольствием принимают в свою игру других участников и совместно развивают фантазийный сюжет, а при патологических состояниях ребёнок не соглашается менять сюжет игры или принимать в игру новых игроков.
- Эмоциональная окраска. Фантазии в норме сопровождаются как положительными, так и отрицательными эмоциями, а в патологии могут сопровождаться очень яркими образными страхами, возбуждением, эмоциональной «заряженностью», часто носят агрессивный характер.
- Степень оригинальности фантазии. В норме фантазии или игры имеют понятные для окружающих сюжеты и образы. Напоминают героев мультфильмов или книг, игрушки, имеющиеся у детей. Отражают события, которые происходят у жизни ребёнка (поход в поликлинику, детский сад, рождение младшего брата или сестры). При патологическом варианте фантазии причудливы (иногда вычурны) по содержанию. Окружающие с трудом могут понять содержание игры или фантазии.
- Двигательная активность. В норме движения и действия, сопровождающие игру, обычно соответствуют сюжету фантазии (игры). Если Фея летает, то это сопровождается движением рук, имитирующим взмах крыльев. При патологических состояниях действия ребёнка могут быть однотипными, в моторике проявляются стереотипные движения, наблюдаются однообразные манипуляции с предметами в течение длительного времени. Движения и действия не всегда соответствуют сюжету.
Если мы имеем дело с патологическим фантазированием, то у ребёнка будут и другие проявления, которые характерны для тех или иных заболеваний. Окончательно ответить на вопрос о норме или патологии может детский врач – психиатр, иногда совместно с семейным или клиническим психологом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок по изобразительной деятельности «ДЕТСКАЯ ФАНТАЗИЯ» (Старшая и подготовительная группа)
В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть обра...
Программа кружка "Детская фантазия" для детей старшего дошкольного возраста
Цель программы: Ознакомление старших дошкольников с доступным их возрасту видом художественного труда - вышиванием - и освоение позиции субъекта элементарной трудовой деятельности. Зада...
Детская ложь и детская фантазия
Психологическая страничка для родителей и педагогов. Очень трудно отличить детскую ложь от детской фантазии, но необходимо уметь это, чтобы не нанести вред ребёнку....
детские фантазии
консультация для родителей...
Детские фантазии. Выдумка и ложь.
Фантазируют все дети. Зачастую это огорчает их родителей, поскольку иногда отличить фантазию от реальности очень сложно. Что же такое фантазии? Нужно ли их поощрять? Запрещать? Как определить где ложь...
Консультация для родителей «Детская фантазия или ложь?»
Консультация для родителей...
Детская ложь и Детские фантазии
"Папа, я не вру!" - уверенно заявляет ребенок, однако, вы убеждены, что это не так, что вашего ребенка захватила в свой плен Детская Ложь. Действительно, дети уже в маленьком возрасте способны к осозн...