Буклет Развитие лексико грамматического строя речи
консультация (подготовительная группа)

Назарова Марина Алексеевна

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми.

В настоящее время многие дети испытывают трудности при формировании собственных речевых высказываний. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы,  дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов, они испытывают трудности при составлении рассказов. Поэтому проблема формирования лексико-грамматического строя речи является одной из самых актуальных.

Эффективным средством формирования лексико-грамматического строя речи детей являются игры и упражнения, применяемые на занятиях, в разных видах деятельности, в режимных моментах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet.docx438.87 КБ

Предварительный просмотр:

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми.

В настоящее время многие дети испытывают трудности при формировании собственных речевых высказываний. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы,  дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов, они испытывают трудности при составлении рассказов. Поэтому проблема формирования лексико-грамматического строя речи является одной из самых актуальных.

Эффективным средством формирования лексико-грамматического строя речи детей являются игры и упражнения, применяемые на занятиях, в разных видах деятельности, в режимных моментах.

Значительную помощь в формировании лексико-грамматических конструкций оказывают родители. Совместная работа с родителями является неотъемлемой частью комплексного процесса развития речи. Для повышения компетентности родителей предлагаются игры для развития лексико-грамматического строя речи. Активная и сознательная помощь родителей значительно сокращает  сроки работы над улучшением речи детей и дает  положительные результаты.

Игры для развития лексико-грамматического строя речи

I. По дороге в садик побеседуйте с ребёнком: 

  • Что делают люди? (идут, стоят, бегут, выходят, заходят и т.д.);
  • Какие деревья? Дома? (высокие - низкие, большие - маленькие);
  • По какой дорожке идём? (узкая - широкая, длинная - короткая);
  • Какая погода? (холодная - теплая);
  • Как светит солнышко? (припекает - не греет);
  • Когда приходим в садик (утром), а уходим? (вечером);
  • Как идём в садик? (выходим из дома, проходим через дорогу, заходим в автобус и т.д.);
  • Как мы идём? (быстро - медленно);
  • Из чего сделана наша обувь? Одежда? (сапоги кожаные, кофта шерстяная, шапка меховая, варежки пуховые и т.д.).

II. В автобусе, в дороге поиграйте в игру:

 

Пов’язане зображення

  • "Скажи ласково" - я говорю про большой предмет, а ты про маленький (стул - стульчик, замок - замочек и т.д.);
  • "Скажи наоборот "(весёлый - грустный, старый - молодой и т.д.);
  • "Угадай, про что я говорю" (описывать какой - либо предмет);
  • "Посчитаем" (выгоны, колёса, окна) - правильно согласовывать числительное с существительным (4 колеса, 5 окон и т.д.).

III. На кухне: 

https://static7.depositphotos.com/1007989/760/i/950/depositphotos_7601755-stock-photo-family-in-the-kitchen.jpg

  • Спрашивайте у ребёнка: куда наливают чай? из чего едят суп?
  • Чем режут хлеб? из чего сварен суп? из чего сделали салат?
  • Попросите выложить из крупы (гречка, горох, бобы и т.д.) разные по величине и длине предметы (например, длинную - короткую ленту, круг и кружок и т.д.), можно использовать и спички со срезанной головкой.

Поиграйте в игру: 

  • "Что можно резать (наливать, чистить, насыпать).
  • "Какой у нас сок?" (апельсиновый - из апельсина), варенье?" (из клубники -клубничное), суп? (гороховый, картофельный и т.д.);
  • Какие части есть у чашки? кастрюли? стола? стула? и т.д.

IV. В выходные дни и в будние дни вечером поиграйте с ребёнком в одну из игр: 

  • "Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем" (взрослый показывает определенное действие, а ребёнок его угадывает и наоборот);
  • "Прятки"- спрятать предмет и немного описать, где он находится (под, в, на, между).
  • Ребёнок, найдя предмет, должен сказать, где он был.
  • Игра «Закончи предложения».

Я иду. – Ты (идешь). – Он (идет)

Я стою. – Ты (стоишь). – Он (стоит)

Я иду гулять. – Ты (идешь гулять). – Он (идет гулять)

Аналогично игре "Холодно - тепло". 

  • "Чего не стало "- выставлять несколько игрушек (4-6), назвать и запомнить их. Потом угадать, что спрятали и ли поменяли местами. Ребёнок должен ответить правильно: нет мишки, машины.
  • "Что ты слышал" (угадывать с закрытыми глазами о проделанном действии).
  • "Шуточное письмо" - прочитать детям или придумать самостоятельно письмо с небылицами, дети должны исправить ошибки.

Примерный текст: 

  • "Здравствуй: Пишу тебе письмо из детского сада. Мне тут очень интересно. Все дети в тихий час гуляют, глазами жуют пищу, ушами смотрят, зубами ходят, ногами слушают, носом работают, руками нюхают".
  • "В деревне коровы лают, козы мычат, кузнечики гогочут, гуси стрекочут, кошки пищат и т.д."

"Угадай и нарисуй"- называть предмет по частям, характерным признакам, и ребёнок должен его угадать и нарисовать.

 

http://manyland.ru/wp-content/uploads/2017/02/img20.jpg

МБДОУ детский сад № 5 «Улыбка»

                               

РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

(рекомендации для родителей)

Результат пошуку зображень за запитом "речь дети и родители"

Составила:

Назарова М.А.

Семенов

2020уч.год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Использование информационно-компьютерных технологий (мультимедийных презентаций) для развития лексико-грамматического строя речи, связной речи детей 4-7 лет с общим недоразвитием речи».

Актуальным направлением внедрения информационно-компьютерных технологий в работу учителя-логопеда группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи является использование муль...

Дата публикации 24.03.2020г. Нейропсихологические игры как средство развития лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи ( ТНР)

В статье обосновывается необходимость применения нейропсихологических методов в работе с детьми с ТНР...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи по теме: "Наш город".

Вашему вниманию предлагается конспект логопедическог занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматического строя и развитию связной речи по теме "Наш город". В данном занятии...

Авторская разработка. Буклет по лексико-грамматическому строю речи. Тема: "Весна".

Авторская разработка. Буклет по лексико-грамматического строя речи. Тема: "Весна"....