рекомендации для педагогов и родителей
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii.samostoyatelnost_rebenka.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ
ПОТРЕБНОСТЬ РЕБЕНКА В САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
- Поддерживайте «Не надо, я сам…»
Как часто у родителей не хватает терпения, когда у ребенка что-то не получается: «Ты делаешь не так…», «Быстрее, опоздаем…». Вам так проще, вы заняты, у вас нет времени, вам хочется помочь, вмешаться, научить, показать, поправить…И вы торопитесь это сделать: «Давай помогу», а в ответ – недовольство: «Не надо, я сам», «Отстань, не хочу…»; печаль и разочарование: «Мне так хотелось самому…»; обида: «Тебе всегда не нравится…» или молчание, протест: «Не буду совсем…».
Завязать шнурки, застегнуть пуговицы, вымыть пол, нарисовать…- это совсем простые дела, - в вашем возрасте! Лучше не экономьте время, а подождите, когда ребенок сам справится.
Постарайтесь приучать ребенка самому справляться с маленькими проблемами, ведь впереди его ждут более сложные.
- Поддержите инициативу.
Дайте ребенку почувствовать себя самостоятельным, предложив самому справляться с какими-либо ежедневными обязанностями, расширяя степень их сложности и уровень ответственности с возрастом. Например, от «игрушки хотят жить только в своем домике» в дошкольном возрасте до настройки телевизора и ремонта автомобиля в подростковом.
Если ребенок проявляет инициативу что-то сделать сам, обязательно поддержите ее. Но в каждом возрасте для каждого ребенка есть ограниченный круг дел, с которыми он может справиться самостоятельно, поэтому часть дел, еще недоступных ребенку, вы делаете вместе, помогая ему быстрее развиваться. Если ребенку трудно, то приходите на помощь.
«С каждого надо спрашивать то, что он может дать…» А. Де Сент – Экзюпери
- Если не получается, не унижайте.
Если у ребенка что-то не получается, не выполняйте за него, а лишь поддержите, чтобы он осознал, что справился с трудностями самостоятельно («Мне приятно, что у тебя золотые руки…ясная голова и т.д.»). Это поможет ему не останавливаться перед первой неудачей, а пробовать еще и еще. Высказывания типа «Ты ничего не умеешь», «Я в твоем возрасте…», «Тебя бесполезно учить…», «Ничего стоящего из тебя не получится», «Руки-крюки» и т.д. звучат унизительно.
- Ненавязчивая помощь.
- Просто посидите рядом;
- Поддержите добрым и ласковым словом, прикосновением, взглядом, ободряющим жестом;
- Проявите ИСКРЕННИЙ ИНТЕРЕС к занятию ребенка: «Как интересно! Поделись, пожалуйста, секретом…»;
- Если ребенок не просит о помощи, то не вмешивайтесь в дело, которым он занимается, тем самым вы посылаете ему сигнал: «ТЫ СПРАВИШЬСЯ!», развивая у него самостоятельность;
- Помогите ребенку, если у него серьезные затруднения (прямо просит о помощи, бросает начатое дело, жалуется, что у него «не получается»), и он готов принять вашу помощь;
- Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте ему;
- По мере освоения новых дел постепенно передавайте их выполнение ему;
- Используйте рисунки, список последовательности действий, схемы, памятки для разных видов деятельности, чтобы ребенку было легче справиться самому без нервного напряжения.
- Терпимо относитесь к ошибкам.
- Постарайтесь не замечать каждую ошибку;
- Обсуждайте ошибки не в момент увлеченности делом, а в спокойной обстановке;
- Ребенок более терпим к своим ошибкам, чем родители, т.к. доволен, что уже получается и верит в положительный результат. Поверьте и вы в него!
- Помните, что ребенок нуждается и в отрицательном опыте, если он не угрожает его жизни и здоровью.
При познании мира никто не застрахован от ошибок, в том числе и ваш ребенок. Постарайтесь набраться терпения, мудрости и позвольте ребенку встречаться с отрицательными последствиями его поступков, решений, не лишайте его собственного жизненного опыта. Вспомните, как ваш малыш учился ходить: падая, он ступал все увереннее и увереннее, отталкивая вашу руку… Это поможет ребенку научиться принимать осознанное решение, не останавливаться перед неудачами (пробовать еще и еще), не бояться самостоятельно разрешать трудности.
При этом учат не сами ошибки, а способность увидеть, признать, проанализировать их и увидеть, найти другие варианты разрешения какой-то конкретной ситуации (проблемы), приведшей к ошибке. Только при этом условии будет работать принцип «На ошибках учатся!». Если этого не происходит, то возникает или страх совершить ошибки, боязнь проблем, или враждебность к окружающим (к родителям в особенности), которые «не предостерегли, не защитили» от трудностей и отрицательных поступков.
- Расширяйте уровень ответственности ребенка.
Чрезмерная опека мешает взрослению вашего ребенка. Как уберечь и укрепить естественную активность ребенка? Постарайтесь, отодвинув собственные страхи и опасения, снимать с себя мелочную заботу и ответственность за личную жизнь ребенка и передавать их ему. Это поможет вашему ребенку стать более сильным и уверенным в себе, сделает ваши отношения более доверительными и близкими. Эта передача порой мучительна и непроста: приходится рисковать временным благополучием ребенка и своим спокойствием («Если не буду заставлять чистить зубы, прибирать игрушки и книги, вовремя просыпаться и засыпать, приходить домой, ходить в магазин и т.д.», то …далее целый ряд предполагаемых неприятностей).
Родителя подстерегает опасность или слишком рано переложить ответственность на ребенка (при первой же неудаче у ребенка может пропасть желание что-то делать), или длительно, не зависимо от возраста, руководить им, подавляя инициативу, воспитывая инфантилизм – незрелость («вечный ребенок», который не только не хочет быть взрослым, но при этом и не знает и не умеет быть им).
- Помогите ребенку освоить навыки сопротивления негативному давлению, отказу (умение говорить «нет»).
Со временем возрастает влияние на ребенка «извне»: друзья, школа, кумиры, телевидение и т.д. Это влияние, к сожалению, не всегда положительное. Иногда ребенок принимает необдуманное решение (например, курение, алкоголь и т.п.) под давлением сверстников или старших ребят, взрослых. Помогите ребенку освоить навыки отказа (умение говорить «нет») при отрицательном давлении. Умение отстаивать свою позицию поможет ребенку не только защитить себя в мире, но и повысить его самоуважение, самооценку, уверенность в своих силах.
Навыки отказа:
- Сказать твердо «нет»;
- Отсрочить решение: «не сейчас», «меня ждут дома» и т.д.;
- Показать отрицательные последствия: «Я знаю, что может случиться, если сейчас выпьем…»;
- Предложить другое занятие: «Предлагаю послушать новый диск…»;
- Побег, уйти из компании;
- Избегать подобных ситуаций.
Используемая литература: Кузнецов И.И, Караваева Н.С. Рука в руке. Пособие для родителей. Тюмень: Изд. «Вектор БУК», 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для педагогов и родителей "Развиваем дыхание-укрепляем здоровье"
От того, правильно ребенок дышит или нет, зависит его физическое и интеллектуальное развитие. Перечисленные игры и упражнения помогут педагогам и родителям научить ребенка выдыхать через рот сильную, ...
Методические рекомендации для педагогов и родителей по вопросу взаимодействия
В данном материале описаны методические рекомендации для педагогов и родителей, способствующих творческому, равноправному и заинтересованному взаимодействию семьи и ДОУ....
Рекомендации для педагогов и родителей
рекомендации для педагогов и родителей "Как общаться с тревожными детьми и детьми, имеющими заниженную самооценку"...
Рекомендации для педагогов и родителей. Возрастные особенности детей 5-6 лет.
Возрастные особенности детей 5-6 лет...
Краткие рекомендации неравнодушного Педагога любящим Родителям
Этот материал позволит воспитателю или преподавателю изобразительного искусства убедить родителей в необходимости занятий их ребенка творчеством....
"ВЕСЕЛЫЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОСМЫСЛЕННОГО ВИДЕНИЯ" рекомендации для педагогов и родителей.
В рекомендациях представленна игровая деятельность по развитию зрительного восприятия у воспитанников....
Практические рекомендации для педагогов и родителей по постановке звуков
Практические рекомендации для педагогов и родителей по постановке звуков...