методическая разработка "Сезонные эксперименты осенью."
методическая разработка (подготовительная группа)
Ребёнок — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может –глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_eksperementy.docx | 794.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Ребёнок — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может –глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления.
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если? Почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Гигрометр из шишки
Знаешь ли Ты, что обычная шишка может превратиться в уникальный прибор для прогнозирования погоды?
Дело в том, что шишки имеют свойство закрываться и открываться в зависимости от влажности воздуха. Когда на улице сухо, шишка «распускается», чтобы ветер подхватил ее семена и рассеял как можно дальше от материнской особи. А накануне дождя или снега, когда влажность воздуха повышается, шишка обычно закрывается, чтобы сохранить семена до лучших времен, поскольку ветру легче переносить их сухими.
Подготовь, пожалуйста:
- сосновую шишку,
- синельную проволоку.
Для создания гигрометра (прибора для определения влажности воздуха) привяжи к одной из чешуек синельную проволоку и сделай из неё стрелочку. Прикрепи шишку к тарелке кусочком пластилина. Отметь, куда показывает стрелка, когда шишка сухая. Теперь Тебе нужно дождаться дождя, но это та-а-ак долго! Поэтому просто налей в миску воды и проверь положение стрелки через час. Чешуйки закроются, а стрелка немного изменит направление, показывая, что влажность воздуха увеличилась.
Если ежедневно делать отметки, сверяясь с электронным гигрометром, уже через две-три недели у Тебя будет достаточно точный прибор для предсказания погоды.
Младшему братику или сестренке можешь просто продемонстрировать изменения в природе во время дождя и в солнечную погоду. А проверить достоверность эксперимента вместе с родителями отправляйтесь в ближайший хвойный лес.
Почему листья меняют цвет осенью?
Изменение цвета листьев осенью— настоящее чудо. Но, как и все трюки фокусника, это осеннее явление можно объяснить.
Летом, когда жилки активно поставляют листьям воду и минеральные вещества, деревья зеленые. Такой цвет дает листве особый пигмент — хлорофилл. Его в листьях так много, что он затмевает другие цвета. С наступлением осени жилки начинают закрываться, количество минералов уменьшается, хлорофилл покидает лист. Вот тут и начинается игра цветов. Ведь внутри листьев есть еще каротиноиды, отвечающие за желтый и оранжевый цвета, и антоцианы, которые дарят листьям багровую окраску.
Разделить каждый осенний листик по цветам и пигментам поможет эксперимент.
Подготовь, пожалуйста:
- банки (для каждой группы листьев),
- ступки и ложки для растирания листьев,
- медицинский спирт,
- фильтры для кофе (плотные белые салфетки),
- разноцветные листья.
Разорви несколько зеленых листьев на кусочки и растирай в ступке до появления сока. Переложи толченые листья в банку. То же самое сделай с листьями, которые успели изменить цвет. Подпиши каждую банку. Возьми несколько бутылочек спирта и разлей по банкам. С помощью водяной бани нагрей содержание каждой баночки. Нарежь полоски из фильтров и помести один конец в банку, а другой свесь через край. Спустя 30 минут Ты увидишь, как фильтры впитали пигменты. Разглядывать их — невероятное удовольствие.
Если в одну из банок Ты поместишь разноцветное листья, то пигменты разделятся и образуют на фильтре радугу. Чудеса да и только!
Дыхание листьев
Тебе, конечно же, известно, что деревья выделяют кислород. Но бьюсь об заклад: наблюдать, как им это удается, Тебе не приходилось. А ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать об этом на уроках биологии . Согласен?
Подготовь прозрачную миску с теплой водой. Положи в воду сорванный с дерева лист (Не поднимай из земли!) и прижми ко дну камнем, чтобы листок полностью оказался в воде. Поставь сосуд на солнце. Осталось самое трудное — подождать несколько часов. Когда заглянешь внутрь миски в следующий раз, увидишь на листе и стенках миски крохотные пузырьки. Это и есть кислород, который выделяют листья в результате фотосинтеза.
Радуга в стакане
Зрелищный эксперимент с водой и красителями наглядно расскажет Тебе о плотности материй.
Подготовь, пожалуйста:
- воду,
- сахар,
- пищевые красители,
- прозрачный стакан.
В отдельных сосудах смешивай воду с различным количеством сахара и добавляй красители. Осторожно перелей все жидкости в пустой стакан (снизу — вода с наибольшим количеством сахара, сверху — с наименьшим). Из-за разной плотности жидкостей они не смешаются.
Рисуем по листьям
Рисовать с помощью листьев — одно удовольствие. Попробуем?
Подготовь, пожалуйста:
- пергамент,
- алюминиевую фольгу,
- кальку,
- мягкие цветные карандаши (масляную пастель),
- несколько крупных листьев.
Подкладывай листья под различные виды бумаги: пергамент (вощеную бумагу) или кальку — и проявляй узор, заштриховывая лист. Выбирай осенние цвета: красный, желтый или оранжевый, и у Тебя выйдут замечательные атмосферные рисунки.
На глянцевой поверхности вощеной бумаги рисунок мягкими карандашами будет выглядеть непревзойденно. С калькой же будь осторожен: не нажимай на карандаш слишком сильно. На фольге у Тебя получится объемный рисунок. Одно занятие — а сколько открытий!
Охота за деревьями
Искать деревья по листьям — увлекательнейшее занятие. Все, что Тебе нужно, —разнообразные листья с прошлой прогулки. «Примеряй» листочки к деревьям в парке и отыщи те, на которых они растут. Представь себя знаменитым охотником за деревьями — поймай их все!
Если Ты на прогулке с друзьями, устройте соревнования. Разделите листья поровну и по команде начинайте искать их обладателей. Кто найдет нужное дерево, оставляет метку с листком и лентой своего цвета. Победит самый ловкий.
А еще деревья можно искать по плодам и семенам.
Осень на ощупь
Даже если за окном дождь, скучать не придется. Вместе с другом наберите в мешочки осенние дары (яблоки, шишки, желуди, орехи, каштаны, несколько тыквенных семечек и т. д.). Смешайте их с домашними предметами (отлично подойдут маленькие игрушки, пластмассовые буквы, ластик, карандаши, мячик для тенниса). Обменяйтесь мешочками и попробуйте определить на ощупь, какой предмет оказался в руке. Только чур не подглядывать!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический материал: Сценарий осеннего праздника "Осень в гости к нам идёт." (средняя группа)
Осенний праздник для детей с песнями ,танцами,играми....
Методическая разработка сценария осеннего утренника для детей старшей группы "Царица осень".
Сценарий осеннего утренника для детей старшей группы детского сада....
Методическая разработка. Сценарий осеннего развлечения для второй младшей группы ДОУ "Осень в сказочном лесу"
В данной методической разработке представлен сценарий осеннего развлечения для второй младшей группы ДОУ «Осень в сказочном лесу». Сов...
Методическая разработка сценария осеннего праздника для средней группы "Золотая Осень"
Методическая разработка сценария осеннего праздника для средней группы "Золотая Осень"...
Методическая разработка праздника осени «Дары осени»
Методическая разработка праздника осени «Дары осени» для воспитателей разновозрастной группы...
Методическая разработка. Эксперимент с водой и бумажными салфетками «Оживающие червячки».
Цель: Познакомить детей со свойствами воды и бумажных салфеток через экспериментальную деятельность.Задачи: Формировать у детей начальные навыки экспериментирования. Развивать у детей мелку...
Занятия эксперимент «Осенний листочек» старшая группа
Цель: включить детей в исследовательскую деятельность, вызывать интерес, дать возможность проявить самостоятельность мышления....