конспект активного занятия с родителями "Дружная семья" "Социокультурные истоки"
план-конспект занятия (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Филиал Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Радуга»
Конспект активного занятия совместно с родителями
«Дружная семья»
в средней группе по программе духовно-нравственного развития «Социокультурные истоки»
Составила : воспитатель первой
квалификационной категории
Волкова Н.В.
Тема: «Дружная семья».
Цели: Формирование у детей представления о дружной семье.
- Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Семья»
- Приобщение к семейным ценностям и традициям семьи.
Задачи.
∙ Образовательные:
- Формировать первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Семья»
- формирование у детей и родителей отношения к семье, как основной из главных социокультурных ценностей,
∙ Развивающие:
- развитие коммуникативное - речевых умений и навыков детей;
- развивать мотивацию к сотрудничеству и взаимодействию
∙ Воспитательные:
- Воспитывать у детей внимание и заботу о родных и близких людях, желание им помогать.
Оборудование: книга № 1 для развития детей 4-5 лет «Дружная семья», презентация «Дружная семья», мячик, ромашка, Аудиозаписи, выставка «Моя дружная семья», карандаши, песочные часы, магнитофон,
Предварительная работа:
- знакомство детей с первой частью книги для развития «Дружная семья»; - рассматривание иллюстраций по теме;
- разучивание пословиц, поговорок о семье;
- слушание: «Моя семья» муз. Н. Мурычевой, русская народная песня «Где был Иванушка»;
- музыкальные движения: нар. Игра «У дедушки Трифона», «У тетушки Ларисы»;
- пальчиковая игра «Семья»;
-СРИ «Дочки-матери», «Наш дом» ;
-П/И «Семья», «Кто у нас живёт в квартире»
-семейное чтение по теме «Моя дружная семья»:
-Рассказ Л. Корсунская «Семья»; Э. Шим «Брат и младшая сестра».
-Поэзия. И. Бунин «Матушке», Е. Трутнева «Наша бабушка», Р. Гамзатов «Мой дедушка», В. Берестов «Любили тебя без особых причин», Е. А. Пермяк «Первая рыбка»; Е. Благинина «Посидим в тишине», К. Лукашевич «Садик»
-РНС «Петушок и бобовое зѐрнышко»;
- игровая деятельность «Наша дружная семья».
- фотоколлаж «Семья-мир самых близких людей»;
- художественное творчество: конструирование из бумаги «Солнышко» ( как символ тепла и семейного благополучия).
Ход:
1. Подготовительный этап. Звучит песня «Моя семья» Дети вместе с воспитателем и родителями заходят в группу.
Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас сегодня в саду на занятии, которое посвящено теме «Дружная семья». Мы продолжаем работать по программе «Социокультурные истоки» и продолжаем освоение категории «Дружная семья». Именно в возрасте 4 -5 лет дети выходят на первоначальное прочувствованное восприятие ближайшей социокультурной среды и деятельности в ней человека, у них развивается способность следовать нравственным нормам и правилам, способность чувствовать эмоциональное состояние окружающих и быть благодарными, заботливыми и внимательными к близким людям, продолжается развитие навыков познавательного и личностного общения.
Так для детей средней группы подготовлены книги для развития по темам «Дружная семья», «В добрый путь», «Добрая забота», «Благодарное слово» (показ книг родителям).
В возрасте которого достиг ваш ребенок, происходит понимание им того, что он живет в семье и ее членами являются близкие ему люди (папа, мама, братья и сестры). Семья для него – это дом, в котором тепло, уютно, всегда ждут и понимают. Во все века семья была наивысшей ценностью человеческого бытия. Отец в семье – глава, защитник и опора. Мать – начало жизни, тепло и уют. Ребенок плод любви, заботы и внимания в семье.
Давайте попробуем поразмышлять над словом «Семья». Как вы понимаете это слово, какой смысл оно вам несет? (воспитатель передает мячик по кругу, и все присутствующие родители по очереди высказываются по теме).
Воспитатель. А сейчас мы с вами потренируем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Моя Семья».
Семья – это самое главное, что есть у каждого из нас. Семья – это место, мы всегда возвращаемся и с нетерпением ждем встречи после разлуки с членами своей семьи. Только в семье нас поймут, поддержат, утешат. Ведь не зря же говорят: «Моя семья – моя опора, моя семья – моя крепость».
Как говорил о семье и ее ценностях В.А. Сухомлинский «Семья – это самое дорогое, и родное, что есть у каждого человека. Семья – это та самая среда, в которой человек учится добру и сам творит добро»
Предлагаю вашему вниманию прослушать китайскую притчу о семье «Ладная семья»:
Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи», - говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ»
Воспитатель: Уважаемые родители, а что помогает сохранить Вам Вашу семью дружной?
(родитель, сидящий слева от воспитателя, отвечает на вопрос и передает слово дальше по кругу, все родители высказываются)
Спасибо, за ваши ответы. Это замечательно, что у каждого из вас есть свой, рецепт сохранения дружной семьи. В дружной семье складываются самые теплые отношения, которые пронизаны искренней любовью, заботой друг о друге и вниманием. Нет в мире дружбы чище, богаче, плодотворнее, чем в хорошей семье. Любовь близких, которой наполнен отчий дом, становится основой человека на всю жизнь.
2. Основной этап. Работа с книгой.
Хороводная русская народная игра «Как у бабушки Ларисы»
Все играющие становятся в круг, один из них — водящий — становится в центре круга. Играющие идут по кругу со словами:
Как у бабушки Ларисы
Было семеро детей.
Они не пили, не ели,
Все на бабушку глядели,
Разом делали вот так...
Бабушка Лариса показывает движения, имитирующие труд женщин (стирка, полоскание белья, вышивание, укладывание младенца, приготовление пищи).
И всё делали вот так!
Дети, повторяющие движения за ведущим наиболее точно, становятся при повторении игры бабушкой Ларисой.
Воспитатель: а сейчас, уважаемые родители, предлагаю вам поработать с книгой «Дружная семья».
Откройте, пожалуйста, книгу на странице №3. Давайте прочитаем по цепочке текст «Слово к родителям». Родители читают по цепочке текст.
«В отчем доме заключена огромная сила. Родительский дом-основа жизненного пути. Родной дом часто называют домашним очагом, что для каждого из нас связано с ощущением тепла и заботы, понимания и поддержки, сочувствия и взаимопомощи.
Братья и сестры, бабушки и дедушки сопровождают человека в жизни многие годы, закладывают основы общения, прививают первые трудовые навыки. Ранние воспоминания человека надолго удерживаются памятью, берегут в душе мир детства, в котором семья и родительский дом навсегда сохраняют свой неповторимый облик. Тихие задушевные колыбельные матери, отеческая забота о благополучии семьи, веселые прибаутки и своевременная помощь бабушек и дедушек, крепкая дружба братьев и сестер – это и многое другое остается дорогим и значимым для человека на всю жизнь».
Воспитатель: Спасибо, уважаемые родители.
Очень хочется сказать, что тема семьи нашла свое отражение не только в стихах, притчах и легендах, много пословиц и поговорок на тему семьи предлагается в книгах.
У меня есть вот такая красивая удивительная ромашка. Ромашка считается символом любви и верности и дружной семьи. Я предлагаю вам её сейчас передавать друг другу и дарить всем пословицы и поговорки о семье.
Давайте обратимся к пословицам, которые предлагаются автором в книге и поразмышляем над их смыслом. Пословицы на слайде:
«Не нужен и клад, когда в семье мир да лад.»
«Не красна изба углами, а красна пирогами.»
«Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.»
«Вся семья вместе, так и душа на месте.»
Уважаемые родители! Кто желает поразмышлять вслух над смыслом первой пословицы, второй…
(Воспитатель предлагает немного времени, чтобы подумать и осмыслить, как понимают пословицы, чтобы потом высказать свое отношение и мнение.)
Воспитатель: Спасибо за ваши ответы.
Пословицы и поговорки о семье передают нам вековую мудрость народа. Занимаясь воспитанием своего ребёнка, играя с ним, не забывайте об этой мудрости. Регулярно употребляйте в своей речи пословицы о семье. Вы тем самым незаметно прививаете своему ребенку необходимое мировоззрение в отношении семейных ценностей. Ведь семья – одна из самых великих ценностей, которую нам надо беречь и уважать.
Воспитатель предлагает задания для индивидуальной работы родителей. (на карточках с заданиями каждый из присутствующих родителей должен отметить несколько утверждений, которые он считает для своей семьи приемлемыми и делают его семью дружной, счастливой.
Работа в четверках (родителям предлагается разделиться на четверки), задание остается тем же. После выполнения, обсуждения утверждений выбирается один из выступающих и освещает полученные утверждения.
Заключительный этап.
Правила семьи:
- Отношения в семье строить на доверии и взаимопонимании.
- Делиться с членами своей семьи огорчениями и радостями.
- Не причинять боли родным людям.
- Уважать старших.
- Дарить радость членам своей семьи.
Воспитатель: Я согласна со всеми утверждениями и каждым пунктом правил, которые мы сегодня составили совместно с вами. Если их соблюдать, то непременно семья будет счастливой и дружной.
Спасибо всем, кто сегодня пришел к нам, нашел время для беседы на столь важную тему. Сегодня, я думаю, каждый из нас получил определенный опыт от общения друг с другим, поделившись своими мыслями, чувствами, опытом. Спасибо всем, кто высказал свое мнение и поделился своим опытом.
Каждый из присутствующих сегодня унесет что-то с собой в свою семью, составит правила, если они еще не существуют или внесет поправки в уже существующие
Предложить дома с родителями нарисовать свою дружную семью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект активного занятия с родителями в младшей группе по программе «Социокультурные истоки» Тема: «Имя моего ребенка»
Занятие проводится на основе книги 1 для развития детей 3-4 лет «Доброе слово» (часть первая) Задачи:1. Познакомить с программой «И...
Конспект активного занятия с родителями воспитанников старшей группы «Добрые друзья» по программе «Социокультурные истоки»
Данная работа с родителями направлена на повышение компетенций родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания. Данный конспект активного занятия разработан согласно методическим рекомендациям ...
Конспект активного занятия с родителями и воспитанниками средней группы по программе «Социокультурные истоки» тема «Дружная семья».
Цель: показать родителям ценность семейных отношений, значимость дружной семьи. Установление партнерских отношений с семьями воспитанников. Приобщение к семейным ценностям и традициям семьи....
Конспект активного занятия с родителями воспитанников средней группы «Дружная семья» по программе «Социокультурные истоки»
Цель: Показать родителям ценность семейных отношений, значимость дружной семьи. Установление партнерских отношений с семьями воспитанников.Задачи:- Продолжать знакомить родителей с программ...
Конспект активного занятия с родителями «Моя семья» по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте». Тема занятия «Мудрость сказочного слова».
Конспект активного занятия с родителями «Моя семья» по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте».Тема занятия «Мудрость сказочног...
Конспект активного занятия с родителями и воспитанниками средней группы по программе «Социокультурные истоки» тема «Дружная семья».
Конспектактивного занятия с родителями и воспитанниками средней группы по программе «Социокультурные истоки»тема «Дружная семья»....
Конспект активного занятия с родителями по программе «Истоки» в старшей группе № 8 на тему «Радость послушания».
Для формирования основы духовно-нравственной личности, а также присоединение ребёнка и его родителей к базовым духовным, нравственным социокультурным ценностям России....