«Педагогическое взаимодействие с ребёнком в образовательном процессе ДОУ»
учебно-методический материал (средняя группа)
«Педагогическое взаимодействие с ребёнком в образовательном процессе ДОУ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskoe_vzaimodeystvie_s_rebyonkom_v_obrazovatelnom_protsesse_dou.docx | 18.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Кокусева Елена Александровна
Воспитатель ГБДОУ детский сад №132,
Выборгского района, г. Санкт-Петербурга
«Педагогическое взаимодействие с ребёнком в образовательном процессе ДОУ»
Время не стоит на месте. Общество развивается. Отношения между людьми продолжают развиваться и видоизменятся, тем самым диктуя людям свои правила взаимодействия.
Эта тенденция затрагивает образовательный процесс в дошкольном образовании.
Гуманизация педагогического процесса непосредственно связана со сферой общения «воспитатель - ребёнок». Ребёнок воспринимает взрослого как идеальный образец для подражания, поэтому доброжелательность взрослого - важнейшее условие формирования гуманных чувств и отношений к сверстнику.
Общение является коммуникативной деятельностью, это значит, что можно говорить о развивающем значении педагогического общения для ребёнка. Вхождения в социум связано с изучение нравственных правил, однако их знание ещё не означает, что ребёнок будет их придерживаться. Рост нарушения правил может быть связан с тем, что они не стали действенными, т. е. личностно- значимыми, а именно не было выработано эмоциональное отношение к правилам. Важно что - бы ребёнок осознавал возможные последствия своих поступков. Для того что- бы ребенок осознавал свои поступки, они должны бать эмоционально окрашен, эмоциональный отклик на ситуацию.
Основные направления совершенствования работы детского сада:
1. Гуманизация педагогического процесса;
2. Раскрепощение условий жизни детей;
3. Создание обстановки благополучия.
В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО реализация этих направлений связана с изменением взгляда на ребёнка, признанием самоценности дошкольного детства.
Особую значимость приобретает задача создания благоприятного климата детском саду.
Воспитание и обучение – процесс двусторонний, построенный на одновременном взаимодействии педагога и ребёнка. Успешность осуществляется напрямую, зависит от характера связей двух субъектов воспитательного процесса. Их связь в процессе воспитания осуществляется в форме педагогического взаимодействия, общения.
Результат- преобразование в познавательной, эмоционально - волевой и личностной сферах.
Что же такое общение? Большинство исследователей, изучающих проблему общения, определяют это понятие как взаимодействие людей. Исследователи проблемы педагогического общения по - разному истолковали это понятие, но многие подчёркивают, что этот вид общения осуществляется профессионалом для реализации педагогических функций, решение которых применительно к ребёнку дошкольного возраста.
Педагоги и психологи, которые занимались проблемой педагогического общения:
А. А. Леонтьев;
В. А. Кан – Калик;
Е. А. Панько. Истолковывали «Педагогическое общение по разному».
А. А. Леонтьев: «Педагогическое общение – это профессиональное общение, имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата.»
В. А. Кан - Калик: «Под профессиональным педагогическим общением мы понимаем систему приёмов и навыков органичного социально – психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия»
Е. А. Панько: «Под педагогическим общением мы будем понимать систему взаимодействия педагога с воспитуемым с целью их познания, оказание воспитательного воздействия, организация педагогических отношений, формирование благоприятного психологического климата»
Педагогическое взаимодействие имеет две стороны: функционально – ролевую и личностною.
Функционально – ролевая сторона взаимодействия педагога с ребёнкомобусловлена тем что воспитатель организует и направляет деятельность детей, контролирует результат. В данном случае дети воспринимают взрослого не как личность, а лишь как контролирующее лицо.
Личностная – сторона педагогического взаимодействия, связана тем что воспитатель, взаимодействует с детьми, передаёт им сою индивидуальность. Тем самым личностная сторона в большей мере затрагивает мотивационно – ценностною сферу детей. Но как практика показывает оптимальным вариантом выступает педагогическое взаимодействие в котором функционально – ролевое и личностное взаимодействие осуществляется в комплексе.
Педагогическое общение характеризуется определённым стилем. В психолого – педагогических исследованиях используются близкие к этому термину понятия: тип или стиль отношений, руководства.
Традиционная классификация стилей педагогического взаимодействия:
Авторитарный
Демократический
Либерально – попустительский.
Классификация стилей включает так называемые промежуточные стили.
Активно – положительный: педагог проявляет к детям эмоционально – положительную направленность. Педагоги наиболее высоко оценивают положительные качества детей.
Ситуативный: педагогу свойственна эмоциональная нестабильность, подвержен влиянию конкретных ситуаций, вспыльчив, непоследователен.
Пассивно – положительный: педагогу такого стиля свойственна положительная направленность к ребёнку, но в то же время ему присущи замкнутость, сухость. Разговаривает с детьми преимущественно официальным тоном.
Активно – отрицательный: педагог даёт низкую оценку своим воспитанникам, проявляет резкость и раздражительность.
Пассивно – отрицательный: педагог мало проявляет интерес к воспитанникам, чаще эмоционально вял. Равнодушен к успехам подопечных.
Основные стратегии педагогического взаимодействия – конкуренция и кооперация (личностно – развивающийся).
Конкуренция предполагает борьбу за приоритеты, которая проявляется в конфликте: деструктивном и продуктивном.
Деструктивный конфликт ведет к рассогласованию, расшатыванию взаимодействия, порождая стрессы.
Продуктивный возникает тогда когда столкновение сторон порождает различные точки зрения на какую либо проблему, её решения.
Кооперация предполагает посильный вклад каждого участника взаимодействия в решение общей задачи. Средством объединения людей здесь являются возникающие в ходе совместной деятельности отношения.
В психолого – педагогической литературе по общей педагогике выделяют ряд условий, повышающих эффективность педагогического взаимодействия.
1)Создание в коллективе атмосферы доброжелательности;
2)Введение в жизнь детей положительных факторов, усиливающих общечеловеческие ценности;
3)Организация совместной деятельности;
4)Оказание помощи ребёнку при выполнении учебных и других задач;
5)Организация коллективных игр;
Важнейший фактор повышения эффективности педагогического взаимодействия– организация совместной деятельности детей.
Это даёт возможность перейти от монологического стиля общения («педагог - дети») к диалогическому, от авторитарной формы – к демократической.
При этом меняется позиция воспитанника: из пассивного (объекта воздействия)переходит в активную.
Наиболее общая задача педагогической деятельности в образовательном процессе состоит в создании условий для гармоничного развития личности, в подготовке подрастающего поколения к труду и иным формам участия в жизни общества. Она решается организацией личностно развивающей среды, управлением разнообразными видами деятельности воспитанников и построением правильного взаимодействия с ребенком.
Литература.
1) Лисина В. Р. Журнал «Управление»:.М., 2014 г.
2) Кан — Калик В. А. «Учителю о педагогическом общении»:. М., 1989 г.
3) Леонтьв А. А. «Педагогическое общение»:. М. ,1979 г.
4) Панько Е. А. «Психология педагогического взаимодействия»:. Минск. 1993 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Интеграция образовательных областей через проектно-игровой метод для познавательно-речевых способностей детей с речевыми нарушениями при тесном взаимодействии всех участников коррекционно- образовательного процесса.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на...
Консультация для воспитателей «Педагогическое взаимодействие с ребёнком в образовательном процессе ДОУ»
Время не стоит на месте. Общество развивается. Отношения между людьми продолжают развиваться и видоизменятся, тем самым диктуя людям свои правила взаимодействия. ...
Педагогическое взаимодействие с ребёнком в образовательном процессе ДОУ
Педагогическое взаимодействие с ребёнком в образовательном процессе ДОУ...
План взаимодействия с семьёй в образовательном процессе по реализации основной общеобразовательной программы группа раннего возраста «Ладошки»
Воспитание очень сложное и ответственное дело. Для получения результатов недостаточно одной любви к детям, ребенка надо уметь воспитывать. Для этого нужны специальные знания, особенно молодым родителя...
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КАК ИНОВАЦИОННАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ВСЕМИ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КАК ИНОВАЦИОННАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ВСЕМИ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА...
Педагогическое взаимодействие с ребёнком в образовательном процессе ДОУ
Воспитание и обучение – процесс двусторонний, построенный на одновременном взаимодействии педагога и ребёнка. Успешность осуществляется напрямую, зависит от характера связей двух субъектов воспи...
Консультация для воспитателей «Педагогическое взаимодействие с ребёнком в образовательном процессе ДОУ»
Консультация для воспитателей" Педагогическое взаимодействиес ребенком в образовательном процессе ДОУ"...