Методические рекомендации для родителей «Самообслуживание ребенка дома»
консультация
Методические рекомендации для родителей «Самообслуживание ребенка дома»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_dlya_roditele14.docx | 31.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для родителей
«Самообслуживание ребенка дома»
Самостоятельность проявляется во всех сферах жизни и деятельности ребенка: совершенствуются навыки самообслуживания. Играя, ребенок самостоятельно воспроизводит с игрушками последовательные эпизоды из собственной жизни.
Самостоятельность формируется и проявляется в процессе приобретения и закрепления умения заниматься (слушать сказку, объяснение, отвечать на заданные вопросы и таким образом передавать несложное содержание, а также самому реализовываться в рисунках, постройках задуманного).
Ребенок учится самостоятельно выполнять простейшие трудовые поручения: собирать в коробку свои игрушки или расставлять их по местам, поливать домашние цветы, кормить рыбок и птичек, мыть руки перед едой, складывать свои вещи в шкаф, одеваться и раздеваться и т. п.
Кроме того, ребенок может в этот период не только учиться обслуживать себя, но и оказывать простейшую помощь по дому родителям (например, раскладывать хлеб в тарелке, вытирать пыль с мебели и т. п.). У ребенка в этот период формируется умение по собственной инициативе выражать положительное отношение к родителям и сверстникам в виде ласк, элементарной помощи, совместных действий, наблюдения за чем-то интересным.
Для своевременного формирования самостоятельности вы должны сообщать и постоянно напоминать ребенку о его маленьких ежедневных обязанностях: беречь свою одежду, игрушки, не разбрасывать их, где попало, охотно выполнять мелкие поручения взрослых, не шуметь, когда родители заняты или спят.
Родителям даются рекомендации о том, как дети должны обслуживать себя дома, прежде чем требовать от ребенка качественного и правильного выполнения работы, надо объяснить и показать, что и как он должен сделать, не наказывать, поощрять за старание, не перегружать.
Своевременное освоение процессов самообслуживания дает ребенку возможность самоутвердиться, почувствовать себя самостоятельным и умелым. Постепенно формируется привычка к частоте, опрятности и аккуратности.
В период формирования навыков самообслуживания у ребенка нужно помнить, что умения и навыки самообслуживания формируются постепенно, но при постоянной и систематической работе в этом направлении. Не нужно пытаться опередить природу, и не нужно ориентироваться на других детей. Каждый ребенок развивается индивидуально, нужно только ему помогать и поддерживать его.
Задача родителей — создавать все необходимые условия для того, чтобы в самостоятельной деятельности ребенок мог использовать накопленные знания и опыт. Так, по мере освоения на занятиях новых предметных действий ему можно предложить поиграть в игрушки, с которыми он научился обращаться.
В этом возрасте ребенок в состоянии частично одевать себя, заворачивать и разворачивать рукава, мыть руки с мылом (если одежда удобная).
Воспитывая самостоятельность в своем ребенке, родители должны не просто говорить приказным тоном, что следует делать, а непременно объяснять ребенку и показывать на собственном примере (при этом вы можете производить натуральные действия, например при умывании, либо инсценированные с предметами, игрушками). Если необходимо, часть работы родитель должен выполнять сам, а не усердно заставлять ребенка делать то, что у того не получается.
В процессе показа того, что ребенок может и должен делать самостоятельно, и после него малышу следует задавать разнообразные вопросы, чтобы направить его внимание на основные действия, помочь ему уяснить содержание того или иного требования, способ его выполнения, чтобы ребенок до конца понял, почему нужно поступать именно так, а не иначе.
По мере накопления ребенком конкретных сведений родители должны показывать меньше, а больше предоставлять детям возможность действовать по словесному указанию. Чтобы движения ребенка были точными и четко осознанными, вначале объяснения должны носить подробный характер и постепенно переходить к общим напоминаниям. Например, когда ребенок учится наводить порядок в том углу, в котором играет, вначале ему следует объяснить: «Машинки, кубики и кукол нужно положить в ящик, а книжки и карандаши — в шкаф». В дальнейшем достаточно лишь напоминать ребенку: «Помнишь, что нужно делать с игрушками после того, как закончил игру?»
Родители должны учитывать особенности ребенка, используя эту наклонность. Например, видя, как мама одевается, ребенок может повторять за ней ее движения. Поэтому всякий раз, когда мама или папа одеваются, собираясь гулять с малышом, нужно сделать так, чтобы он находился рядом и внимательно наблюдал за тем, как они одеваются, в какой последовательности надевают ту или иную вещь.
При этом желательно произносить что-нибудь вроде: «Видишь, Оленька, как мама надевает кофту: сначала просовывает руки в рукава, потом застегивает на пуговицы и т. п.», «Давай попробуем одеться вместе». Таким образом, у ребенка развивается не только зрительная память, но и способность к самостоятельным действиям, к элементарному самообслуживанию.
Если одеваться совершенно самостоятельно в три года ребенку еще трудно и родители ему в этом помогают, то научить его обуваться в это время не только можно, но и необходимо.
Многие родители сталкиваются с такой распространенной проблемой, как спадание ботинок с маленькой детской ножки (поскольку движения ребенка во время ходьбы еще недостаточно уверенные и правильные). Естественно, что взрослым надоедает постоянно нагибаться и обувать ребенка в подобных случаях.
Можно избежать этой проблемы, если научить ребенка обувать ботинки самому всякий раз, когда это необходимо. Достаточно каждый раз указывать ребенку на то, что с него спал ботиночек, спрашивая при этом: «А где наш ботинок? Ну-ка, поищи его.… Нашел? Неси сюда. А теперь давай наденем его». И так - каждый раз до тех пор, пока ребенок не станет делать это сам, без ваших указаний.
Другая банальная проблема, которая касается самообслуживания ребенка, — это спадание штанов (колготок). У детей часто во время игры и бега спадают штанишки. В три года ребенок уже в состоянии подтягивать их и заправлять кофту, главное — вовремя ему указать на эту обязанность. Так же как и в случае с обувью, нужно постоянно спокойным тоном напоминать ребенку, что ему неудобно ходить, когда спущены штанишки, и что он выглядит неаккуратно, просить малыша о том, чтобы он сам поправил и заправил кофточку.
Таким образом, ребенок не только учится самообслуживанию, но и привыкает следить за своим внешним видом, понимая, что ходить со спущенными штанишками некрасиво.
Научив ребенка надевать и снимать с себя простейшую одежду, следует приучать его к одной их самых основных функций самообслуживания — самостоятельному хождению в туалет (на горшок). Если в два года ребенок только научился сидеть на горшке и делает это, когда его посадят, то в три года он должен научиться ходить в туалет тогда, когда ему захочется, причем делать это в основном без помощи и сопровождения родителей.
Приучая ребенка к горшку до трех лет, родители обычно сажают его на горшок тогда, когда подошло время или когда ребенок сам попросился. После того как малыш сделал то, что требовалось, родители сопровождают его действия похвалой. Это производит на ребенка положительное впечатление, малыш всякий раз гордится своим достижением, понимает, что он делает то, что нужно делать.
Если занятые родители изо дня в день сажают ребенка на горшок тогда, когда, по их мнению, подошло время, не побуждая в малыше никакой инициативы к самостоятельным действиям, то ребенок вряд ли скоро начнет ходить в туалет сам. Некоторые дети сами чувствуют, что хотят в туалет, поэтому молча, садятся на горшок (правда, иногда забывают снять штанишки). Для того чтобы ускорить этот процесс и приучить ребенка пользоваться горшком, важно первым делом научить его понимать то, о чем с ним говорят.
Важно не только хвалить малыша за понятливость (за то, что он своевременно просится на горшок), но и все время говорить о том, чтобы он делал это каждый раз, как захочет. Следует также просить ребенка о том, чтобы он сам снимал штанишки, когда садится на горшок.
Ласковый и уверенный тон родителей позволяет достигнуть взаимопонимания с маленьким ребенком и помогает его приучить к самостоятельности.
В некоторых случаях ребенка рекомендуется «подкупать», предлагая ему какое-нибудь поощрение, подарок в случае, если он сделает то, о чем его просят. Многим же детям достаточно понаблюдать, как другие малыши пользуются горшком, чтобы начать делать это самим.
Плужникова Нина Алексеевна воспитатель I квалификационной категории МДОБУ №6 «Малыш»
«Детский сад общеразвивающего вида» г. Соль-Илецка» Оренбургской области
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические рекомендации по работе с детьми дома
Данные рекомендации помогут родителям правильно организовать работу по развитию речи в домашних условиях....
Рекомендации для родителей: «Оздоровление ребенка дома»
Оздоровление ребенка дома.Все те, кто тесно связан с детьми (родители, воспитатели) замечают, что дошкольники очень часто болеют: каждый 3 имеет отклонение в физическом развитии. Причин для этого, кон...
Рекомендации родителям "Чем занять ребенка дома"
Познавательные игры с ребенком- это просто!...
Методические рекомендации для родителей «Забавные игры дома»
Предлагаем Вашему вниманию несколько забавных игр, которыми можно занять ребенка дома. Проведите время вместе весело и с пользой!...
методические рекомендации учителя- логопеда "Логопедический массаж дома"
рекомендации по проведению простого ручного логопедического массажа в домашних условиях....
Методические рекомендации для родителей о создании дома условий для разных видов игр ребёнка
Игра - не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития. Игра радует детей, делает их весёлыми и жизнерадостными. Играя, дети много двигаются: бегают, прыгают...
« Методические рекомендации для родителей о создании дома условий для разных видов игр ребёнка ».
laquo;Игра - это школа произвольного поведения» (Д. Б. Эльконин)«Игра - школа морали в действии» (АН. Леонтьев)Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого ч...