Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
консультация (младшая, средняя группа)

Мелкая моторика включает комплекс самых разных движений, от примитивных захватов предметов до весьма сложных манипуляций, например письма. Именно поэтому игрушки, которые способны провоцировать развитие моторики у детей, непременно должны быть их верными спутниками чуть ли не с самого рождения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki.docx151.09 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

На что влияет мелкая моторика? Как развивать мелкую моторику? Каждую маму волнуют эти вопросы. Давайте попробуем на них ответить.Развитие мелкой моторики

Для начала напомним вам, на что влияет мелкая моторика пальцев рук. Как утверждают ученые, движения тела, и особенно пальцев рук, способны благотворно влиять на нервную систему ребенка – на развитие его речи, навыков рисования и письма.

Развитие мелкой моторики ребенка начинается еще в младенчестве, когда малыш пытается схватить яркую игрушку. Затем он учится перекладывать ее из одной руки в другую.

К 2 годам малыш уже хорошо умеет пользоваться ложкой во время еды, правильно держит карандаш и кисточку для рисования.

Нервные окончания, которые располагаются на кончиках пальцев рук, передают в головной мозг огромное количество нервных импульсов. Это разнообразие сигналов способствует развитию мозга малыша, и в частности, формированию правильной речи. Вот почему так важно развивать мелкую моторику ребенка еще с пеленок.

Какие есть способы развития пальцев рук малыша?

Прежде всего, это пальчиковая гимнастика. Использовать пальчиковую гимнастику можно начинать, как только ребенок родился. Массируйте младенцу ступни и пальчики ног, ладошки и пальчики рук. Лучше всего сопровождать эти действия словами, например, стихотворными потешками.

Когда малыш подрастет, давайте ему для игры различные небольшие предметы. Не надо далеко ходить: возьмите то, что всегда есть под рукой. К примеру, из макарон различной формы можно выкладывать разные узоры, делать аппликацию, печатать гуашью на листе бумаги. Подойдут для выкладывания красивых ярких картин и пуговицы, и прищепки … Только помните, что подобные игры должны проходить под обязательным присмотром взрослого! Потому что мелкие предметы могут оказаться во рту или в носу у непоседы.

Позднее подключайте к игре конструкторы, пазлы, мозаику. Мария Монтессори когда-то разработала очень полезную игру для развития мелкой моторики – шнуровку.

Игрушки для развития мелкой моторики ребенка найти не сложно. Сложно определиться с их выбором.

Перечислим самые популярные игрушки для развития моторики рук:

  • Игры-шнуровки,
  • Конструкторы,
  • Пазлы,
  • Мозаика,
  • Деревянные вкладыши,
  • Сортеры.

Игрушки имеют важнейшее значение в развитии способностей ребенка — вряд ли кто-то сможет с этим поспорить. И для каждого возраста они свои. С младенчества необходимо делать все, чтобы подтолкнуть развитие мелкой моторики у детей, обучая их хватать и удерживать предметы. Ребятам постарше стоит осваивать нашу, взрослую жизнь через игру, а еще позже — учиться при помощи игрушек моделировать жизненные ситуации и выстраивать взаимоотношения на разных уровнях.

Роль мелкой моторики в развитии ребенка.

В обиходе мы знаем хорошо развитую мелкую моторику как ловкость. В действительности же ребенок обучается сводить воедино работу нервной системы, мышц и костей, выполняя точные, слаженные движения пальцами рук, кистями, стопами и пальцами ног. В процессе задействована не только двигательная, но и нервная, и зрительная системы, так что развитие мелкой моторики у детей крайне важно для их скорейшего и полноценного развития.

Именно в этом и состоит роль игрушки: научить ребенка управлять собственным телом. Как показывают исследования, около трети площади двигательной проекции нашего мозга отвечает за проекцию кистей рук, которая, в свою очередь, соседствует с речевой зоной.

Таким образом, развивая моторику рук, мы подталкиваем развитие речи.

Мелкая моторика включает комплекс самых разных движений, от примитивных захватов предметов до весьма сложных манипуляций, например письма. Именно поэтому игрушки, которые способны провоцировать развитие моторики у детей, непременно должны быть их верными спутниками чуть ли не с самого рождения.

Как развить мелкую моторику?

Развитие мелкой моторики у детей должно происходить с раннего возраста — примерно с восьми месяцев. В этот период необходимо обучать малыша захватывать предметы целиком. Только через эти движения, казалось бы, простейшие, но требующие невероятной координации и концентрации от малыша,  и можно освоить более сложные способы обращения с предметами. Потому первые игрушки для развития моторики у детей могут быть какими угодно, лишь бы они вызывали у ребенка положительные эмоции и были удобными для захвата. Неплохо, если одновременно у ребенка будет тренироваться осязание: для этого подойдут игрушки с поверхностью разной фактуры. Кроме того, не стоит забывать о формах и цветах, которые малыш должен сейчас усвоить.

Как развивать мелкую моторику

Далее ребенку предстоит научиться направлять руку, сжимающую предмет, туда, куда потребуется, а после этого переходить к манипуляциям двумя руками, то есть к более сложным скоординированным действиям всего тела.

Роль родителей в развитии моторики у ребенка.

Детские психологи советуют начинать тренировки как можно раньше. Для малышей подобные занятия должны чередоваться с массажем пальчиков ног, рук, массажем кистей. Позднее, когда ребенок освоит азы управления кистью и пальцами, необходимо переходить к более сложным игрушкам. Например, к игрушке «Башенки» или «Радуга». Малышу потребуется постараться, чтобы научиться просто надевать колечки на штырьки. Впоследствии можно усложнить эту задачу логической частью: собирать пирамидки по цветам или по форме колечек. Это позволит разнообразить игру и увлечь малыша.

Еще позже можно будет перейти к простейшим конструкторам, например к игрушке «Паровозик», которая, кроме развития мелкой моторики у детей, позволяет малышам разобраться со строением предметов из взрослого мира. Ну а еще позже, когда ребенку будут доступны довольно сложные манипуляции, в дело должны пойти игры, обучающие ребенка письму. Для этого существуют очень простые, недорогие и действенные игрушки, такие как «Фигуры», «Числа». Ребенок просто передвигает фишку по лунке, и его кисть и пальцы совершают те же движения, что и при письме, которое считается «высшим пилотажем» развития моторных навыков. Дети постарше смогут складывать пазлы, играть в «Веревочки с бусинами» и в другие увлекательные обучающие игры, цель которых — развитие мелкой моторики у детей.

Какие игрушки для развития моторики нужны ребенку?Игрушки для развития мелкой моторики

Каждая игрушка выполняет свою роль и нацелена на развитие тех или иных моторных навыков, а также на стимуляцию других качеств, включая ассоциативное, логическое мышление и прочее.

Игрушки-шнуровки для развития моторики.

Простейшие игрушки, такие как «Цветные катушки» или «Веселые пуговицы», развивают моторику рук и одновременно обеспечивают подготовку кисти ребенка к рисованию и письму. Но, чтобы ребенку нравилось уделять время такой игрушке, она должна обеспечивать не только развитие мелкой моторики у детей, но и быть интересной и разнообразной. Данные игрушки позволяют придумать множество самых увлекательных занятий: игрушку можно шнуровать просто так или по образцу, ее можно вовлекать в сюжетные игры, она окрашена разными цветами и позволяет быстрее их освоить.

Таким образом, мы получаем одновременно многосторонний эффект: развитие моторики у детей, улучшение глазомера, внимания. Вместе с тем ребенок учится подолгу заниматься одним и тем же делом, развивая усидчивость, сосредоточенность. Сложные игрушки-шнуровки, такие как «Гирлянда с бусинами», заставляют ребенка повторять указанные последовательности, что развивает логику. Вследствие развития моторики улучшается артикуляция, то есть ребенок будет четче говорить и быстрее этому обучится.

Деревянные пирамидки для развития моторики.

Как только ребенок научился хватать и удерживать элементарные предметы, можно переходить к пирамидкам. Для того, чтобы нанизать кольца на основание, придется потратить много сил: сначала колечко никак не хочет надеваться туда, куда следует. Именно попытки и старания стимулируют развитие моторики у детей. Кроме моторики, такие игрушки, как «Башенки», «Радуга», «Паровозик», способствуют развитию логики. Детские психологи рекомендуют именно деревянные игрушки, поскольку они имеют приятную натуральную поверхность, которая воспринимает и медленно отдает тепло человеческого тела, насыщая потребность ребенка в приятных тактильных ощущениях.

Пазлы и мозаики для развития моторики.

Развитие мелкой моторики у детей очень стимулируют пазлы и мозаики. Здесь ребенку приходится вовсю задействовать логику, фантазию, память, а также совершать очень сложные движения пальцами и кистями, чтобы не сломать уже сложенную картинку. Это довольно сложные игрушки, переходить к которым следует после освоения предыдущих этапов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как эффективное средство развития речи и развитие познавательной сферы.

Работа с  детьми по развитию мелкой моторики рук, через систему разнообразных игр, упражнений, заданий....

ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 3 до 5 лет) 2года обучения:

Пояснительная записка:актуальность,цели и задачи программы,расписание образовательной деятельности и режим работы кружка,ожидаемые результаты, формы подведения итогов,учебно - тематическое планировани...

ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 5 до 7 лет) 2 года обучения:

Содержание. 1.Пояснительная записка2.Учебно-тематическое планирование3. Перспективный план занятий кружка «Умелые пальчики» в старшей группе4. Перспективный план занятий кружка «...

Конспект открытого занятия для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

Конспект открытого занятия для детеймладшего дошкольного возрастана тему:«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»....

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Султангалиева Лейсан Мавзировна Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» на 2020 -2021 учебный год средний дошкольный возраст

Повысить свой теоретический уровень знаний посредством изучения методической литературы; повысить профессиональное мастерство и компетентность; овладение инновационными педагогическими технологиями по...