Доклад на тему: "Основные аспекты психологической готовности дошкольников к школьному обучению"
материал (подготовительная группа)
Психологическая готовность ребенка к школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_aspekty_psihologicheskoy_gotovnosti_doshkolnika_k_shkole.docx | 18.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема подготовки детей к школе является одной из наиболее важных в сфере образования на сегодняшний момент времени. Поскольку, именно школьное образование закладывает потенциальные возможности развития из ребенка полноценной личности, оказывает непосредственное влияние на процессы социально-культурной адаптации и самореализацию человека в будущем, возрастает необходимость качественной психологической и образовательной подготовки детей к школе. Ведь именно от того, насколько ребенок готов к образовательным процессам в школе, насколько он будет способен адаптироваться в новой среде, зависит не только его дальнейшая успеваемость по предметам, но социальная адаптация в обществе в том числе. Именно в готовности к школе получают свое воплощение важные новообразования и достижения, создающие ребенку благоприятный старт для начала учебной деятельности и вхождения в ситуацию школьного образа жизни.
Система образования в России, да и во всем мире в целом, постоянно реформируется, совершенствуется и усложняется. Меняются образовательные стандарты, в школах внедряются новые методики и техники преподавания, меняются подходы к изучению нового материала. Все это оказывает непосредственное влияние на осознание сущности феномена «готовность к школе» и приводит к выработке подходов к его дальнейшему изучению.
Понятие «школьная зрелость» Означает соответствие уровня физического, психологического и социального развития ребенка современным педагогическим требованиям. Под школьной зрелостью, как правило, в психологии понимается достижение ребенком такого уровня психического развития, когда он оказывается способным принимать участие в школьном обучении.
Школьную зрелость традиционно определяют тремя взаимосвязанными компонентами:
- физическая готовность (состояние здоровья и физическое развитие ребенка, соответствие нормативным требованиям);
- специальная готовность (умения и навыки, необходимые для освоения чтения, письма, счета);
- психологическая готовность (единство в развитии психических качеств для необходимого уровня психического развития, а также, необходимый и достаточный уровень сформированности у ребенка определенных психологических новообразований: «внутренней позиции школьника», произвольности, обучаемости, способности действовать по образцу и т.д.).
Кроме того, в современной детской психологии используется и другой принцип классификации основных аспектов школьной зрелости. Так, по мнению ряда авторов, в качестве основных аспектов школьной зрелости следует выделять такие как: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.
Интеллектуальная зрелость - это способность концентрировать внимание, способность уловить основные связи между явлениями (аналитическое мышление); это дифференцированное восприятие (например, умение выделить фигуру из фона), умение воспроизводить образец, а, также, достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Критерием интеллектуальной готовности является, также, развитая речь ребенка. Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.
Эмоциональная зрелость - умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
Социальная зрелость выражается в потребности ребенка в общении со сверстниками и умении общаться, а также способности исполнять роль ученика.
Всё вышеперечисленное является психологической готовностью к обучению в условиях школы. Это - тот фундамент, на котором строятся знания и умения. Если нет фундамента, которым является сформированность перечисленных категорий, то надстройки в виде полученных знаний, умений и навыков (обучение счету, чтению и пр.) будут создаваться с трудом. Ребенок, который не готов к школьному обучению, не может сосредоточиться на уроке, он часто отвлекается, теряет нить объяснения, не в состоянии включиться в общий ритм работы класса. Как правило, у таких детей слабо развита связная речь - они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное. У ребенка, который плохо подготовлен к школе, нет интереса к познанию, он не стремится к творчеству, а склонен к шаблонным решениям, он не проявляет инициативы.
Все вышеперечисленные компоненты равнозначны, и для успешной адаптации и плодотворного обучения ребенка в школе должны соответствовать определенному уровню. Однако, в большинстве научных исследований отечественных авторов особое место отводится именно психологической готовности. Ученые-исследователи считают, что самое главное при переходе на качественно новую ступень в развитии ребенка дошкольного возраста – его психологическая готовность к учебной деятельности.
Психологическая готовность к школе — это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников [Гуткина 2004: 16].
Психологическая готовность к школе — это системная характеристика психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста, которая включает в себя сформированность способностей и свойств, обеспечивающих возможность выполнения им учебной деятельности, а также принятие социальной позиции школьника [Божович 2008: 21].
В большинстве исследований психологическая готовность ребёнка к школьному обучению рассматривается, как готовность к умению мыслить, анализировать, воспринимается как переход от дошкольной ступени получения образования к начальной школьной.
Структура психологической готовности детей к школе включает в себя следующие подвиды: социальную, личностную, интеллектуальную и волевую. Рассмотрим более детально, что представляет собой каждая из них.
Под социальной готовностью понимают отношение ребенка к школе в целом, а также непосредственно к учебной деятельности, учителям, к одноклассникам и, наконец, самому себе. К социальной готовности относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также исполнять роль ученика с ситуацией школьного обучения.
Под личностной готовностью понимают готовность ребенка к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. В личностную готовность входит и определенный уровень мотивации ребенка. Готовым к школьному обучению является тот ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники, тетради), а возможностью получить новые знания, что предполагает развитие познавательных процессов. Ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом. Существуют специальные планы беседы, выявляющие позицию школьника (методика Н.И. Гуткиной), и особые экспериментальные приемы. Например, преобладание у ребенка познавательного или игрового мотива определяется по выбору деятельности - прослушивания сказки или игры с игрушками. Выявить детей, мотивационно не готовых к обучению, со слабой познавательной потребностью, данный метод позволяет довольно быстро – такие дети, как правило, больше заинтересованы в играх, нежели в слушании сказки. Необходимо отметить, что личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения должен быть достигнут сравнительно высокий уровень эмоциональной устойчивости, на фоне которого и возможно развитие и протекание учебной деятельности.
Волевая готовность, по своей сути, - это формирование основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенные усилия в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Но нельзя забывать, что в данном возрасте все эти компоненты волевого действия еще недостаточно развиты. Первостепенной задачей в формировании воли является воспитание мотивов достижения цели. Формирование у детей не боязни трудностей является одной из наиболее значимых задач в предшкольной подготовке. Большое количество научных исследований в данной области показывают, что именно сформированность волевой готовности является наиважнейшей составляющей психологической готовности ребенка к школьному обучению в целом. Ведь научно доказано, что именно низкий уровень данной готовности влечет за собой огромное количество трудностей, которые будут ждать ребенка в процессе обучения в школе.
Интеллектуальная готовность ребенка к школе предполагает наличие у него сформированного определенного кругозора, запаса конкретных знаний, навыков и умений. Чтобы говорить об интеллектуальной готовности конкретного ребенка, дошкольник должен уметь обобщать и дифференцировать различные предметы и явления, ситуации, рассуждать, действовать и размышлять логически, понимать смысл и иметь способность к запоминанию.
Таким образом, анализируя вышеизложенный материал, напрашиваются следующие выводы: понятие психологической готовности детей к школе сложное, поликомпонентное, позволяющее раскрыть многие грани развития ребенка дошкольного возраста.
Список использованной литературы:
Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте.
Спб.:Питер., 2008. – 400с.
Венгер А.Л., Холмовский В.В. Диагностика умственного развития
дошкольников / Под ред. Л.Л.Венгера, В.В.Холмовской. М., 1978.-248с.
Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе?. - М.:Знание.-
1994.-192с.
Венгер А.Л., Эльконин Д. П. особенности психологического развития
детей 6-7 летнего возраста / под ред. А.Л. Венгер, Д.П. Эльконина, М.,188-189с.
Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и
дополн — СПб.: Питер, 2004. — 208с.
Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М. 1991 -145с.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика,
1989. -560с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекция для педагогов на тему: "Психологическая готовность детей к школьному обучению"
Лекция в интересной форме даёт полный ответ на вопрос "Что такое психолгическая готвность к школьному обучению?" Материал можно использовать для просветительской работы с педагогами и родителями....
Психологическая готовность дошкольников к школьному обучению.
Психологическая готовность дошкольников к школьному обучению....
Аспекты готовности дошкольника к школьному обучению
Виды готовности к школе, информация о психическом здоровье как основном факторе готовности к школе....
Условия формирования психологической готовности дошкольника к школьному обучению
Рекомендации родителям будущих первоклассников...
Психологическая готовность дошкольника к школьному обучения
В статье социальное доверие исследуется классический подход к изучению успешного обучения ребенка в школе может осуществляться на основе определенного уровня дошкольной готовности, которая предполагае...
Родительское собрание. Тема: Психологическая готовность дошкольников к школьному обучению
В конспекте дано определение психологической готовности к обучению в школе, раскрыты основные составляющие, затронута тема родительких установок....
Информация для родителей дошкольников о психологической готовности ребенка к школьному обучение
Информация для родителей дошкольников о психологической готовности ребенка к школьному обучение...